Для успешного формирования двигательных качеств подростков необходимым является обоснование педагогической технологии, от которой зависит эффективность образовательного процесса. Поэтому возникает потребность в выражении сущности технологического подхода, а также понятия «педагогическая технология».
Обозначенные подход и понятие – это относительно новые и сложные явления для педагогической действительности. В литературе понятие «подход» встречается часто. Несмотря на разные формулировки, большинство исследователей выражает единодушное мнение о его сути. В концентрированном виде, подход – это совокупность главных суждений, определяющих стратегию педагогической деятельности: теоретической, исследовательской и практической. Это в полной мере относится и к интересующему нас технологическому подходу. Анализируя современную образовательную теорию и практику, представленную в трудах известных отечественных педагогов, можно выделить несколько главных суждений, предопределяющих стратегию педагогической деятельности в логике технологического подхода. Таковыми являются следующие:
- конструирование образовательного процесса на основе заданных установок – социального заказа и образовательных ориентиров;
- постановка целей / задач в соотношении с ожидаемыми результатами образовательного процесса;
- организация образовательного процесса при использовании деятельностных компонентов – постановки проблемы, целеполагания, планирования, реализации, регулирования, контроля, оценки и корректировки;
- алгоритмичность образовательного процесса, нормализующая значение, нацеленность на воспроизводимый результат;
- инструментальность в управлении образовательным процессом.
Слово «технология» с греческого языка переводится как наука о достижении искусства или мастерства. Термин «технология» в общеобразовательной практике первоначально стал применяться для планирования и более успешного достижения целей обучения. Это было обусловлено потребностью педагогов системно соотносить формулировку целей, средств и условий их достижения на уроке и во внеурочное время. В современных научных исследованиях и общеобразовательной практике технологии рассматриваются как область прикладной дидактики. Наиболее известное научное понимание педагогической технологии связано с ее трактовкой как пути достижения поставленной педагогом цели. Сегодня обнаруживается несколько признанных в науке определений понятия «педагогическая технология» [7, с. 145].
Опираясь на научные представления о технологическом подходе и педагогическом проектировании, в соответствии с конкретной целью нашего исследования, можно выделить ряд элементов педагогического проекта для создания технологии формирования двигательных качеств у обучающихся. Таковыми являются следующие:
- теоретическое обоснование образовательного процесса, обеспечивающего эффективное формирование двигательных качеств;
- инструментальная постановка целей, их уточнение с ориентацией на достижение максимального педагогического эффекта;
- оптимальный отбор и адекватное выражение содержания материала для усвоения способов развития двигательных качеств;
- целостная реализация образовательного процесса по развитию двигательных качеств при использовании совокупности форм, методов и средств в соответствии с уточненными целями;
- объективная оценка достигнутых результатов и, по необходимости, их коррекция [4, с. 246].
Опираясь на обозначенные элементы педагогического проекта, возникает возможность для выражения педагогической технологии формирования двигательных качеств у обучающихся (см. Таблицу 1).
Особо подчеркнем, что технология формирования двигательных качеств обучающихся в боксе нами не понимается как технология исключительно спортивной подготовки. Она имеет, прежде всего, общепедагогический смысл и рассчитана на вовлечение широкого круга детей, изъявивших желание повысить свою физическую подготовленность. Об этом свидетельствуют заявленные в технологии результаты. К примеру, по отношению к формированию выносливости результатом будет являться положительная динамика в совершенствовании обозначенного двигательного качества у средних подростков в боксе с учетом их анатомо-морфологических, физиологических и психологических особенностей. Эта динамика важна для всех обучающихся, ибо каждый из них пришел в секцию с разными уровнями сформированности силы, быстроты и выносливости.
На основе анализа содержания таблицы можно утверждать, что представленная педагогическая технология отражает в миниатюре целостный педагогический процесс как специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и обучающихся, направленный на достижение образовательных целей. Педагог в этом случае выступает как субъект, организующий и направляющий этот процесс. Обучающийся – как субъект, чья деятельность является необходимым условием усвоения им опыта – знаний, способов действия, ценностных отношений и опыта творчества, накопленного предыдущими поколениями в определенном многообразии. Обозначенные компоненты опыта – одна из составляющих целостного педагогического процесса. Этот опыт может успешно присваиваться обучающимися при целенаправленном использовании специально подобранных педагогических способов взаимодействия и оптимальных средств в организованных условиях. Следовательно, основными компонентами педагогического процесса являются цели, содержание, результаты и способы организации. Именно они отражены в представленной технологии формирования двигательных качеств средних подростков средствами бокса.
Таблица 1
Технология формирования двигательных качеств средних подростков в начальной боксерской подготовке.
Общая цель – физическое совершенствование средних подростков с учетом их анатомо-морфологических, физиологических и психологических особенностей |
||||
Коррекция | Работа педагога по усвоению обучающимся совокупности знаний: строение и функционирование организма человека; факторы здоровья, здорового образа жизни; движение; двигательное качество, их виды, способы совершенствования, закономерности движений; бокс как вид спорта; формирование двигательных качеств средствами бокса | Коррекция | ||
Работа педагога по усвоению обучающимся умений выполнять действия по образцу: понятное разъяснение целей, мотивов и последовательности выполнения действий, составляющих в совокупности общее физкультурно-спортивное умение, его показ; повторение действий в игровой практике | ||||
Работа педагога по усвоению и применению обучающимся умений в тренировочной (аналогичной) ситуации: организация выполнения специального физкультурно-спортивного умения; выполнение действий на уровне навыка | ||||
Работа обучающегося по овладению умениями в процессе самостоятельной тренировочной и соревновательной (новой) ситуациях: использование специального физкультурно-спортивного умения в начальной боксерской практике на тренировках | ||||
Работа педагога и обучающегося по оценке и самооценке физкультурно-спортивных достижений: диагностика мотивации, усвоенности знаний и способов действия в рамках конкретного двигательного качества | ||||
Общий результат – положительная динамика в совершенствовании двигательных качеств средних подростков с учетом их анатомо-морфологических, физиологических и психологических особенностей |
Вместе с тем, эта технология имеет универсальный характер, то есть она применима к разным видам двигательных качеств, формируемых в боксе. Общей целью ее реализации выступает физическое совершенствование средних подростков в боксе с учетом анатомо-морфологических, физиологических и психологических особенностей, а результатом – положительная динамика в развитии у них двигательных качеств. Очевидно, что по отношению к силе, быстроте, выносливости, гибкости и ловкости, успешно формируемым у обучающихся в боксе, важно конкретизировать педагогическую технологию с учетом особенностей каждого из обозначенных физических качеств.
Первый шаг – организация и осуществление работы по усвоению обучающимися совокупности знаний об опорно-двигательной и нервной системах, формах проявления быстроты, способах ее совершенствования и использования в боксе. Этот шаг важен для познания особенностей быстроты как двигательного качества, ее анатомо-морфологического и физиологического обоснования. Необходимость акцентирования внимания детей на двух обозначенных системах организма обусловлена тем, что любой акт быстроты совершается составными частями опорно-двигательного аппарата или им в целом. Для согласованного и координированного выполнения действий, особенно в скоростном режиме, когда эти действия осуществляются на уровне умения, без учета особенностей нервной системы, ее регулятивной функции, не представляется возможным успешное формирование у обучающихся скоростных навыков для использования в боксе. Им также важно иметь представления о способах тренировки элементарных и комплексных форм быстроты, как и их совершенствования в ходе самоподготовки.
Второй шаг – стимулирование оздоровительных, спортивных и эстетических мотивов обучающихся к совершенствованию быстроты движений как одного из условий успешности боксеров, организация учебного процесса по усвоению элементарных и комплексных скоростных умений на основе повторения двигательных действий за педагогом. Поддержка высокой мотивации необходима для становления таких личностных качеств, как воля, настойчивость и установка на достижение успеха, что во-многом может обеспечиваться личным примером педагога и демонстрацией двигательно-скоростных образцов действий. Это также способствует сохранению интереса детей к занятиям боксом и определению его в качестве избранного вида спорта на перспективу. Выработка двигательно-скоростного боксерского умения или комплекса таких умений в согласовании с имеющимися эталонами выступает в качестве дополнительного мотива и является опорой в формировании навыков.
Третий шаг – осуществление многократного выполнения обучающимися двигательно-скоростных умений одиночно, попарно и комплексно без «искажения усвоенного эталона» для выработки стереотипных боксерских навыков. Эта процедура занимает достаточно длительное время, ибо связана с переходом обучающихся на новый качественный уровень – уровень автоматизма, при котором, минуя сложные аналитико-синтетические операции, средние подростки начинают выполнять серии боксерских действий. Педагогу при этом важно увеличивать плотность занятий, обращая внимание на включение в учебно-тренировочный процесс упражнений на повышение быстроты реакции и скорости движений.
Четвертый шаг – организация самостоятельной тренировочной работы для повышения качества двигательно-скоростных навыков и темпа выполнения действий, а также включение обучающихся в соревновательный процесс по боксу. При этом необходимо создать условия для участия детей в соревнованиях разных уровней организации, проведения поединков с соперниками равными и превосходящими по скоростной подготовке. Выполнение такой работы обусловливается важностью выявления наиболее успешных обучающихся, корректировки процесса подготовки отстающих детей, определением перспективных направлений дальнейшей их тренировки.
Пятый шаг – выполнение диагностических процедур по выявлению уровней сформированности у обучающихся быстроты. Эта диагностика должна носить внешний и внутренний характер. Внешняя оценка нужна для объективного определения специальной комиссией состояния сформированности быстроты как простой и сложной реакции, скорости одиночного движения, максимальной быстроты одиночного движения и максимальной быстроты движения в разных суставах, особенно верхних и нижних конечностей. При внешней оценке может успешно осуществляться объективный отбор перспективных для бокса будущих спортсменов из числа обучающихся. Внутренняя оценка нужна для самоутверждения и самоопределения детей среди других обучающихся, а также окончательного выбора избранного вида спорта [6, с. 185].
Представленная технология может успешно реализоваться на основе принципов индивидуализации, дифференциации и учета возрастных особенностей, которые обозначены нами в педагогической модели. Причем в реализации этих принципов ярко проявляется диалектика познания объективной меры педагогического воздействия по отношению к конкретному обучающемуся. Эти принципы осуществляются в условиях коллективной подготовки и ни в коей мере не означают ее ликвидации [4, с. 245].
Первое направление предполагает усвоение детьми обязательного минимума жизненно важных двигательных умений на основе определенных знаний, а также достижение некоторого уровня развития физических качеств.
Второе направление ориентировано на целенаправленное развитие двигательных качеств и функциональных возможностей обучающихся с некоторым потенциалом их совершенствования, сосредоточенное на конкретном виде спорта в соответствии с его особенностями.
Третье направление касается собственно тренировочного процесса в избранном виде спорта. Знание всех индивидуальных особенностей детей, их действительного отношения к спорту и мотивам спортивной деятельности позволяет дифференцировать задания на учебно-тренировочных занятиях.
Поскольку уровень технической подготовленности (умения выполнять двигательные действия, определенные видом спорта) детей на данном этапе (13 – 15 лет) примерно одинаков, причиной этому является определенный дисбаланс в развитии физических качеств.
Итак, для успешного формирования двигательных качеств подростков важным является обоснование соответствующей педагогической технологии. Ее лучше представлять в контексте технологического подхода, который сегодня признается в качестве одной из стратегий достижения качественных результатов подготовки обучающихся. Суть технологического подхода заключается в четкой ориентированности образовательного процесса на ожидаемые результаты в соотношении с целями – задачами при его алгоритмической организации, использовании деятельностных компонентов и основ инструментального управления. Это позволило обоснованно выразить в исследовании педагогическую технологию формирования двигательных качеств средних подростков, основными компонентами которой являются целевой, содержательный, процессуальный, результативный и корректировочный. По отношению к разным двигательным качествам каждый из компонентов имеет специфическую содержательную основу и свой результат. Они в совокупности могут обеспечить положительную динамику в совершенствовании двигательных качеств средних подростков в боксе с учетом их анатомо-морфологических, физиологических и психологических особенностей.
Литература
- Percival, F. A Handbook of Educational Technology / F. Percival, H. Ellington. – London: Cogan Page Ltd, 1984. – 248 p.
- Woolman, M. Technology in Education / M. Woolman // The Encyclopedia of Education. – New York: The Macmillan Company, The Free Press, 1971. – PP. 122 – 128.
- Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с.
- Воронин, Д. В. Некоторые аспекты сущностного понимания феномена педагогической технологии / Д. В. Воронин // Вестник Университета (Государственный университет управления). – № 2. – 2013.– С. 244 – 248.
- Заир-Бек, Е. С. Основы педагогического проектирования: учеб. пособие для студ. пед. бакалавриата, педагогов‐практиков / Е. С. Заир-Бек. – СПб.: РГПУ, 1995. – 324 с.
- Кларин, М. В. Инновации в обучении: метафоры и модели / М. В. Кларин. – М.: Наука, 1997. – 222 с.
- Монахов, В. М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса: монография / В. М. Монахов. – Волгоград: Перемена, 1995. – 152 с.
- Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова‐Сибирская; под. ред. И. А. Колесниковой. – М.: ИЦ «Академия», 2005. – 288 с.
- Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие / Е. С. Полат. – М.: Академия, 2001. – 272 с.
Работа выполнена при поддержке Минобрнауки РФ в рамках госзадания ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» на 2015 год. Проект «Теоретико-методические основы разработки модели вуза как базового центра педагогического образования».[schema type=»book» name=»ОБОСНОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ПОДРОСТКОВ» description=»В статье представлена характеристика постановки технологии формирования двигательных качеств подростков, в условиях дополнительных образовательных учреждений. Описываются основные составляющие формирования двигательных качеств.» author=»Мамаев Абдулахат Рашидович, Якунчев Михаил Александрович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-27″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)» ebook=»yes» ]