Важными факторами, определяющими положительную устойчивую мотивацию студентов к изучаемому предмету, являются: содержание учебного материала; организация учебной деятельности; коллективные формы учебной деятельности; оценка учебной деятельности; стиль педагогической деятельности (П.Я.Гальперин, Т.А. Ладыженская, Н.Ф.Талызина).
Особое внимание к речевой подготовке современного бакалавра в гуманитарном вузе вызвано заметным падением общего уровня речевой культуры, которое явилось результатом процесса, начавшегося многие десятилетия ранее. В настоящее время в России проблема овладения свободным, подлинно культурным словом для любого члена общества в связи с новизной социальных условий и потребностей как никогда актуальна.
В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования третьего поколения определяются возможные виды деятельности, которые может выполнять выпускник в зависимости от имеющихся у него компетенций. Данный перечень видов деятельности служит определенным ориентиром и для кадровых служб организаций, и для соответствующих органов государственного управления, которые разрабатывают квалификационные требования к определенным должностям. Сформированные компетенции являются устанавливающим фактором при определении перспектив профессиональной карьеры выпускников и их трудоустройства. Рынок труда отличается не только своими особыми требованиями к потенциальным работникам, у работодателей сформировался свой взгляд на понятие «компетенция», свое понимание сути компетентностной модели, отличающиеся от того, которое формируется в системе образования и академических кругах.
Для каждого вида ГОС ВПО определил перечень задач профессиональной деятельности и соответствующий перечень компетенций, наличие которых позволит выпускнику эти задачи решать. Результаты обучения могут быть определены как заявление о том, что обучающийся будет знать, уметь, владеть набором компетенций, которые будет в состоянии проявить после завершения учебной программы при реализации соответствующего вышеперечисленного вида профессиональной деятельности.
Оценка качества подготовки выпускника основывается на уровне качества знаний, умений, навыков, которые приобрел выпускник высшей школы с учетом уровня сформированного у него набора ключевых (обязательных) компетенций.
Важно это для тех, кто пользуется словом как основным или одним из основных инструментов своей профессии, в первую очередь для педагогов, чья речь не только основа профессиональной деятельности, но и образец, сознательно или бессознательно усваиваемый, всегда в той или иной степени воспринимаемый учениками.
Риторика учит свободно владеть словом, строить фразы, придавать речи образность и выразительность, избегать элементарных стилистических ошибок [1, с. 21].
Педагогическая риторика – одна из частных современных риторических дисциплин, теория эффективной речевой коммуникации в сфере педагогического общения, а также практика ее оптимизации [4, с. 212].
Теория педагогической риторики разрабатывается на базе синтеза достижений практически всех наук гуманитарного круга: лингвапрагматики, неориторики, коммуникативной лингвистики, этнолингвистики, социолингвистики, психолингвистики, психологии, социологии, антропологии и др.
В основу теории общей и педагогической риторики была положена система общериторических идей и понятий, концепция, разработанная доктором педагогических наук, профессором А.К. Михальской. Данную концепцию можно назвать концепцией гармонизирующего диалога. Ключевое положение в системе понятий, использующихся в ней, принадлежит категории риторического идеала. В концепции А.К. Михальской термин риторический идеал означает исторически сложившуюся иерархически организованную систему наиболее общих требований к речевому произведению и речевому поведению, т.е. парадигму речевых категорий, отражающих парадигму категорий общеэстетических и этических, характерную для той культуры, в которой данный риторический идеал сформировался и функционирует [2].
В Челябинской государственной академии культуры и искусств осуществлять профессиональную речевую подготовку педагога призвана дисциплина, обозначенная как «Педагогическая риторика», которая служит для студентов негуманитарных специальностей основой их лингвистического образования.
Для студентов музыкально-педагогического факультета ЧГАКИ педагогическая риторика как учебный предмет во взаимодействии с дисциплиной «Русский язык и культура речи» выступает в качестве основы, включающей актуальную проблематику современной лингвистики и лингвоэтнологии.
Цель дисциплины – на базе категорий, законов и принципов общей риторики использовать компетентностную модель профессиональной речевой подготовки будущих бакалавров в рамках частной – педагогической – риторики. Профессионально-ориентированный курс риторики позволяет сформировать коммуникативную компетентность будущих выпускников. В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие компетенции: владеть способностью и готовностью ориентироваться в специальной литературе, как в сфере музыкального искусства, образования и науки, так и в смежных областях (видах искусства); владеть способностью и готовностью осмысливать развитие музыкального искусства и образования в историческом контексте, в том числе в связи с развитием других видов искусства и литературы, общим развитием гуманитарных знаний, с религиозными, философскими, эстетическими идеями конкретного исторического периода; владеть литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке; создавать тексты профессионального назначения, анализировать логику рассуждений и высказываний; владеть способностью и готовностью изучать и накапливать педагогический репертуар речевых жанров; владеть способностью и готовностью к показу своей исполнительской работы (соло, в спектакле, ансамбле, хоре, с оркестром, хором) на различных сценических площадках (в учебных заведениях, клубах, дворцах и домах культуры), к компетентной организации и подготовке творческих проектов в области музыкального искусства, осуществлению связей со средствами массовой информации, образовательными учреждениями и учреждениями культуры (филармониями, концертными организациями, агентствами), различными слоями населения с целью пропаганды достижений народного музыкального искусства и культуры.
Вышеизложенное приводит к формулированию следующих задач, стоящих перед педагогической риторикой: дать представление о базовых понятиях педагогической риторики: общение – речевая деятельность – педагогические речевые жанры речи; рассмотреть ситуации профессионального общения в сфере обучения, особенности коммуникативно-речевых ситуаций, характерных для профессиональной деятельности обучаемых; выработать практические навыки создания профессионально-значимых типов высказываний; совершенствовать коммуникативные способности, выработать систему речевого самосовершенствования; способствовать формированию открытой для делового общения коммуникативной личности, имеющей высокий рейтинг в системе социальных ценностей.
Педагогическая риторика – основа культуры речи специалиста, одна из частных современных риторических дисциплин, теория эффективной речевой коммуникации в сфере педагогического общения, а также практика ее оптимизации. Педагогика – одна из сфер так называемой «повышенной речевой ответственности», в которой важность особенностей речевого поведения человека (педагога), последствия его умения (или неумения) владеть словом трудно переоценить [5, с. 129].
Педагогическая риторика — синтетическая прикладная дисциплина, формирующая влиятельную аргументацию в процессе преподавания – учения – образования и практически обеспечивающая логику форм выразительного речевого воздействия и взаимодействия в учебной ситуации и в системе коммуникативных намерений, характерных для различных видов, структур и этапов учебно-воспитательной деятельности [3].
Таким образом, можно констатировать, что подлинное владение словом, искусством и техникой общения достигается педагогом благодаря педагогической риторике, являющейся обоснованным мотивом, раскрывающим прекрасные перспективы для будущих учителей в качестве ораторов, так необходимых в современной педагогической действительности.
Результаты высшего профессионального образования, выраженные на языке компетенций – это путь к расширению академического и профессионального признания и мобильности, к увеличению сопоставимости и совместимости дипломов и квалификаций.
Список литературы:
- Голуб, И.Б. Искусство риторики. Пособие по красноречию/И.Б. Голуб. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 384с.
- Михальская, А.К. Педагогическая риторика: история и теория: Учеб. пос. для студ.пед. универ. / А.К. Михальская. – М.: Изд. Центр «Академия», 1998. – 432 с.
- Мурашов, А.А. Педагогическая риторика / А.А. Мурашов. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 480 с.
- Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. Изд. 2-е, испр. и доп./Под ред. Т.А. Ладыженской и А.К. Михальской; сост. А.А. Князков. – Флинта, Наука, 1998. – 312 с.
- Усанова О.Г. Педагогическая риторика как основа профессиональной компетентности специалиста. Теория и практика педагогики и психологии высшего образования: Вестник./ЧГАКИ. – Челябинск, 2003. – Вып. 9 (№2). – С. 129 – 134.[schema type=»book» name=»МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ИХ ПОДГОТОВКИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» description=»Цель. В педагогической науке, социальной практике и профессиональной деятельности сложилась ситуация, характеризующаяся рядом требований к качеству в образовательной сфере. Необходимо формирование компетентностной модели, ориентированной на сферу профессиональной деятельности. Метод. Компетентностный подход позволяет осуществить постепенный переход от структурно-количественного, «знаниевого» подхода к определению целей и оценке образовательных результатов к подходам, основанным на оценке значимости получаемого образования для развития личности, ее социализации и самореализации Результат. В условиях России реализация компетентностного подхода обозначена в качестве дополнительного фактора поддержания единого образовательного, профессионально-квалификационного и культурно-ценностного пространства. Выводы. Для успешной реализации в социуме и профессии молодому человеку необходимо обладать интегративными, креативными, рефлексивными качествами, умениями применять знания на практике, навыками диалогизации общения, которые является компонентами профессиональной компетентности специалистов, занятых в различных сферах жизнедеятельности, ориентированных на работу в коммуникативной сфере «человек-человек». Своевременное и эффективное решение проблемы коммуникации и социального взаимодействия личности с окружающим социумом действенно благодаря сформированной компетентности в сфере общения и социальных отношений.» author=»Усанова Ольга Григорьевна, Таратута Василий Александрович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-10″ edition=»euroasia-science.ru_29-30.12.2015_12(21)» ebook=»yes» ]