Изучение работ по вопросам управления образованием и анализ практик управления общеобразовательными учреждениями в современных условиях позволяет оценить как высокую необходимость обновления имеющихся моделей управления школой. Эта потребность обусловлена:
— изменениями роли образования в современном мире, вызванного глобализацией, и выражающихся в кризисе «традиционной модели» детства, поликультурном характере образования, потребности человека в обучении на протяжении всей жизни и многократной смене им «профессиональных карьер» и др.;
— трансформациями образовательной системы, ведущими к гуманизации содержания образования, росту разнообразия образовательных технологий, повышению открытости школы социуму и др.;
— особенностями протекания самого образовательного процесса на уровне взаимодействия участников образовательного процесса.
Изучение трансформаций школьного образования в России в 1990-2010-х годах в ходе теоретического анализа, при анализе документов, определяющих стратегию развития образовательной системы, и практик управления школами, позволяет определить следующие их направления:
— введение новых образовательных стандартов;
— выстраивание системы поддержки индивидуального прогресса учащихся;
— обновление образовательной среды школы и использование для решения образовательных задач территориальных социокультурных сред;
— обеспечение профессионализма педагогических работников;
— развитие механизмов общественно-профессиональной оценки качества образования;
— развитие государственно-общественного управления образованием;
— обновление финансово-экономических механизмов обеспечения школы [1].
Изменения, происходящие в школьном образовании в России и мире определяются в науке по-разному: системные, фундаментальные, парадигмальные. Более точно их сущностный смысл, на наш взгляд, отражает характеристика «концептуальные». Концептуальность, в данном случае, следует рассматривать как отражение в изменениях структуры и содержания образования фундаментальной сущности явлений и процессов социально-экономического развития [2]. При этом очевидно, что концептуальные изменения не всегда системны, могут не затрагивать фундаментальные основы организации образования и строиться на основе разных парадигм.
Опираясь на представление о концептуальности изменений в образовании, в стратегических документах сферы образования, можно выделить, что образовательная политика Российской Федерации реализуется в парадигме, при которой инновации «поддерживают существующий институт или организацию» [3]. Таким образом, налицо стремление с помощью инноваций сохранить существующий институт школы и обеспечить его развитие в соответствии с глобальными тенденциями.
Модели управления образовательным процессом в школе создавались в 1990-2000-х годах (Конаржевский Ю.А., Моисеев А.М., Поташник М.М., Тубельский А.Н., Ямбург Е.Я. и др.). А.М. Моисеевым были определены принципы оперативного управления школой как системы внутриорганизационного управления, выделены ее особенности – компактность, нечеткое разделение управленческих функций, взаимосвязь управленческой и педагогической деятельности субъектов управленческой подсистемы и общая ограниченность материальных ресурсов. Модель адаптивной школы Е.Я. Ямбурга предусматривала адаптацию учебной системы школы к возможностям и потребностям школьника, при этом задачей управляющей подсистемы становилось нормативное, организационное и ресурсное обеспечение этого процесса. Адаптивная школа как модель не является статичной, так как под влиянием постоянных изменений в школе и социуме в нее вносятся различные коррективы. Более частные модели управления школой широко разрабатываются в науке (Давыдова Н.Н., Жилина А.И., Карпова С.И., Любченко О.А., Молочкина Н.Ю., Седельников А.А. и др.).
При этом необходимо подчеркнуть, что для построения и практической реализации современной модели управления школой требуется всестороннее научное обоснование. Как отмечают С.Ю. Трапицын и Л.А. Громова «единство теории и практики управления образованием, их взаимное дополнение и обогащение (…) позволит организовать и осуществить эффективное, осознанное преобразование образовательной системы в инновационную структуру, обеспечивающую высокое и конкурентоспособное качество российского образования» [4]. Сегодня невозможно создать или значительно изменить существующие модели управления школами только усилиями школьных управленцев-практиков, какими бы выдающимися лидерскими качествами не обладали отдельные из них, как бы ни были эффективны используемые ими средства управления и значимы достигаемые результаты. Руководителям школ необходимы научные разработки, носящие системный и опережающий характер, способные обеспечивать поступательное развитие учреждений на средне- и долгосрочную перспективу.
Проведенные автором в 2013-2016 годах исследования среди директоров школ и экспертов в сфере образования различных регионов России позволяют сформулировать базовые требования к модели управления школой в условиях концептуальных изменений:
— при проектировании модели необходимо обеспечить ее устойчивость по отношению к внешним изменениям (изменениям государственной образовательной политики, социально-экономическим кризисам и др.) и к внутренним трансформациям (реорганизация, смена руководителя и др.);
— как основа моделирования могут выступать идеи «распределенного» или «разделяемого» лидерства;
— изменения управления в школе должны затрагивать процедуры целеполагания при принятии решений, ресурсное обеспечение решений и «последействие» по их реализации;
— содержательно модель должна включать в себя несколько взаимосвязанных структур, обеспечивающих управление образовательным процессом, реализацию кадровой политики, финансовое и материально-техническое обеспечение, внешнее взаимодействие и социальное партнерство;
— модель должна предусматривать возможность создания и функционирования инновационной системы школы;
— модель должна обеспечивать реализацию принципов государственно-общественного управления образованием и повышать общественную составляющую в управлении школой.
Предложенные базовые требования к модели управления школой в условиях концептуальных изменений обеспечивают устойчивое функционирование и развитие школы, так как следование им формирует все необходимые предпосылки для эффективности деятельности образовательного учреждения.
Список литературы:
- Волков В.Н. Управление школой в условиях концептуальных изменений в системе образования: актуализация контекста. // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2015. № 5 (100). С. 27-34.
- Колесникова И.А., Титова Е.В. О научно-педагогических параметрах качества стратегического документа в области образования. // Непрерывное образование: XXI век. 2015. № 1 (9). С. 12-36.
- Лидбитер Ч. Образование – это вообще не школа [Электронный ресурс]. — URL: (дата обращения: 20.09.2016).
- Трапицын С.Ю., Громова Л.А. Новое управление для новой школы. // Universum: Вестник Герценовского университета. 2010. № 1. С. 43-51.[schema type=»book» name=»МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ШКОЛОЙ В УСЛОВИЯХ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В ОБРАЗОВАНИИ» description=»Изменения, происходящие в системах образования на рубеже 20-21 веков многоплановы. Под влиянием изменений школа как социальный институт, меняется. Причины и характер изменений требуют научного изучения и исследования по-разному их определяют. Наиболее точным представляется определение происходящих изменений в школе как концептуальных. Такие изменения в школьном образовании требуют изменения управления школой. В статье представлены разработанные автором требования к модели управления школой в условиях концептуальных изменений в образовании.» author=»Волков Валерий Николаевич» publisher=»Басаранович Екатерина» pubdate=»2016-12-05″ edition=»euroasia-science_30_22.09.2016″ ebook=»yes» ]