В педагогических исследованиях по мере повышения теоретического уровня науки все большее применение получает метод построения модели (В. И. Загвязинский, В. В. Краевский). Мы считаем, что процесс успешности учащихся в обучении на основе технологических карт будет целенаправленным, если будет создана модель, в которой нашли бы отражение не только характеристика данного процесса, но были бы раскрыты условия, средства, методы, обеспечивающие процесс его целереализации.
На наш взгляд, процесс построения модели успешности на основе технологических карт можно разделить на два этапа: создание качественной модели рассматриваемого объекта и построение его количественной модели. На первом этапе следует определить объект исследования, накопить достаточные знания о нем, обосновать необходимость применения метода построения модели, выбрать наиболее существенные переменные и постулаты. Результатом этого изучения должно быть построение идеализированной модели рассматриваемого явления или процесса. Большая сложность, взаимосвязанность, многофакторность, изменчивость педагогических объектов затрудняет построение моделей педагогических явлений [3].
Проанализировав типы моделей, мы пришли к выводу, что наиболее адекватной нашему исследованию, является структурно-функциональный тип модели. Под структурно-функциональной моделью мы будем понимать модель, которая имитирует внутреннюю структурную организацию оригинала.
Структурно наша модель включает в себя: субъект и объект; цель и задачи; этапы и формы организации моделируемого процесса; его содержание; описание деятельности педагогов; критерии и показатели функционирования модели, то есть результативность применения технологических карт как средства успешности в обучении.
Исходными для нашего исследования являются базисные положения общенаучного системного подхода, а также современные аспекты личностно-деятельностного подходов.
Личностно-деятельностный подход в своем личностном компоненте предполагает, как отмечает И.А. Зимняя, что в центре обучения находится сам обучающийся — его мотивы, цели, неповторимый психологический склад, то есть студент как личность [1].
Процесс формирования личности необходимо осуществлять в деятельности и обусловлен качеством последней, что и составляет суть концепции деятельностного подхода [4], используемого для обоснования теоретико-методологических положений разработки процесса формирования успешности в обучении учащихся на основе технологических карт.
При этом А.Н. Леонтьевым отмечается, в частности, что действенную основу личности составляет именно особое строение деятельностей, в которые она включена, что, в свою очередь, открывает широкие возможности путем моделирования содержания образовательной деятельности добиться действенных социально- и личностно-потребностных сдвигов в социальной и биологической природе личности [4].
На наш взгляд, наиболее продуктивным является системный подход.
Изучая возможности использования системного подхода к исследованию проблемы формирования успешности в обучении учащихся на основе технологических карт, мы опирались на работы Б. С. Гершунского, Т. А. Ильиной, Ю. А. Конаржевского, Ф. Ф. Королева, Н. В. Кузьминой, Л. И. Новиковой, Н. М. Яковлевой и др. В нашем исследовании этапы применения системного подхода в основном соответствуют тем, которые выделила Т. А. Ильина [2, с. 3-18] при изучении педагогических явлений:
1) отнесение исследуемого объекта к системным, выявление и идентификация структурных элементов;
2) выделение системообразующих связей;
3) установление связей между данной системой и другими;
4) анализ поведения системы как целостного образования;
5) выделение тех элементов и связей между ними, на которые можно воздействовать для того, чтобы улучшить поведение системы в целом.
Предлагаемая нами модель содержательно наполняется блоками: целевым, содержательным, процессуально-организационным и оценочно-результативным.
Целевой блок включает цель, отражающую главную полезную функцию формирования успешности в обучении учащихся на основе технологических карт и задачи, решение которых обеспечивает достижение цели.
Кроме этого, целевой блок не просто управляет системой, а служит определяющим фактором содержательной разработки ее компонентов, определения связей развития и порождения, четкого понимания терминальной точки проектируемой нами модели – результата, к которому мы стремимся.
В общем контексте целевой блок ориентирован на то, что общая цель успешности в обучении учащихся декомпозируется на подцели с учетом следующих требований:
— формулировка исходной цели должна давать операционное описание конечного результата. Мы уточняем это в достижении цели успешности в обучении учащихся, предусматривающем достижения учащихся в учебной деятельности, которые сопровождаются интересом к учению, способствуют проявлению творчества в усвоении знаний, умений и навыков, адекватной самооценке и оценке результатов своей деятельности;
— содержание цели должно быть развернуто в иерархическую структуру подцелей, что предусматривает формирование мотивационного, операционного, деятельностного, рефлексивного компонентов, определяющих успешность в обучении;
— декомпозировать каждую цель верхнего уровня необходимо не менее, чем на две цели нижнего уровня, в чем находит выражение предмет нашего исследования, а именно, формирование интереса к процессу познания, успешное преодоление учебно-познавательных трудностей, удовлетворение от успеха в решении познавательных задач;
— формулировки всех целей должны описывать желаемые результаты, а не действия для их достижения. Мы в этом видим успешность в обучении каждым учащимся, сформированность интереса к учению, проявление творчества в усвоении знаний, умений и навыков, адекватной самооценки и оценке результатов своей деятельности.
В данном аспекте мы расписываем цели по достижению сформированности успешности в обучении согласно выделенным критериям и их показателям:
— достижение проявления показателей по критерию обучения, в котором важным является высокий уровень овладения учебной деятельностью, прочное усвоение программного материала;
— достижение проявления показателей по мотивационному критерию, то есть цель выражается в формировании готовности учащихся к познавательной деятельности, положительное отношение к учению; мотивированность деятельности;
— достижение проявления показателей по содержательно-операционному критерию, то есть формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности, самоорганизации;
— достижение проявления показателей по рефлексивно-оценочному критерию, то есть формирование осознанности ценности результатов обучения и затраченных сил для их достижения;
— достижение проявления показателей по функционально-содержательному критерию, то есть формирование умения организовать свою деятельность.
Содержательный блок модели предполагает реализацию двух направлений: отбор содержания обучения, с одной стороны, и технологических карт, с другой, с учетом содержательного наполнения структурных компонентов успешности в обучении.
Анализ исследований Ю.В.Братчиковой, Е.В.Бондаревской, М.И.Дьяченко, А.В.Качалова, Л.И.Новиковой позволил нам выделить структурные компоненты успешности в обучении иностранному языку учащихся:
— мотивационно-ценностный компонент характеризуется устойчивой мотивацией к учебно-познавательной деятельности, самостоятельной деятельности, стремлением к овладению новым фактами и явлениями; сознательно-позитивным отношением учащихся к овладению знаниями и опытом их применения; установкой на постоянное самообразование и достижение успеха в решении учебно-познавательных задач;
— когнитивный компонент выражает готовность учащихся к постоянному повышению образовательного уровня, потребности в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способности самостоятельного познания и овладения знаниями;
— операционно-деятельностный компонент выражает способности генерировать и продуцировать новые знания, идеи, представления, моделировать их и представлять в различных учебных ситуациях и видах деятельности, творческих работах; умениях самостоятельно совершать действия.
Процессуально-организационный блок модели предполагает реализацию комплекса педагогических условий, обеспечивающих формирование успешности в обучении иностранному языку учащихся на основе технологических карт и дает характеристику деятельности учителя по проектированию процесса усвоения иностранного языка на основе технологической карты.
Субъектами в разработанной модели выступают педагоги и учащиеся. Ими обосновывается цель, корректируются в дальнейшем средства, методы, формы, результаты, готовится инструментарий для работы.
Данный блок модели предполагает реализацию комплекса педагогических условий, обеспечивающих успешность в обучении на основе технологических карт.
Мы определили комплекс педагогических условий применения технологических карт как средства успешности учащихся в обучении
Первое педагогическое условие – активизация самостоятельной деятельности учащихся в логической структуре технологической карты. Самостоятельная деятельность учащихся с технологическими картами должна быть осознана как свободная по выбору, внутренне мотивированная деятельность. Она предполагает выполнение целого ряда входящих в нее действий: осознание целей своей деятельности; личностное принятие технологической карты, придание ей личного смысла; самоорганизация в распределении учебных действий во времени, самоконтроль в их выполнении; интерпретация необходимой учебной информации.
Для учащихся технологическая карта является своеобразным стимулом самообразования, так как позволяет видеть изучаемую тему целостно в собственных действиях и самостоятельно организовывать учебно-познавательную деятельность в соответствии со своими возможностями [5].
Активная самостоятельная деятельности учащихся на основе технологических карт включает: ответы на вопросы к изучаемой теме (вопросы даются перед чтением материала); составление таблицы по теоретическому материалу; составление схем различного вида; индивидуально-дифференцированный подход к учащимся [6].
Второе педагогическое условие – соблюдение принципа ценностно-содержательного наполнения технологической карты к конкретному учебному предмету. Данное условие продиктовано необходимостью соблюдения содержания процесса обучения учащихся на уроках с целью достижения конкретных целей. Кроме того, данное условие, на наш взгляд, целесообразно создавать и в плане достижения цели по формированию познавательного интереса, интереса к познавательной деятельности к обучению в целом.
Третье педагогическое условие – создание банка технологических карт, необходимых и достаточных для успешности учащихся в обучении. Разработка технологических карт и реализация их в учебно-познавательной деятельности происходит, прежде всего, в рамках основной формы организации учебного процесса, то есть урока. Соответственно специфика и построение технологических карт, на базе которых строится учебно-познавательная деятельность осуществляется с учетом характеристик деятельности, обобщенных дидактических задач основных этапов урока, особенностей применяемых технологических карт.
Мы выделяем виды технологических карт, которые входят в состав банка технологических карт, необходимых и достаточных для успешности учащихся в обучении по способам включения в работу с ними и по содержанию.
По содержаниию: социокультурные технологические карты; интеллектуально-познавательные карты; фразеологические; тренировочно-пиктографические ; интегративные.
По характеру деятельности: мотивационно-стимулирующие; интерактивные; рефлексивно-оценочные; проективно-творческие; операционно – деятельностные.
Оценочно-результативный блок модели заключается в выявлении критериев и показателей и на этой основе уровней сформированности всех показателей успешности в обучении. Основная функция данного блока – аналитическая.
Таким образом в описанных блоках модели мы получили возможность раскрыть их особенности, принципиально признать, что реализуемая с помощью продуктивных педагогических средств в структуре уроков технологическая карта учителя и технологические карты для учащихся обеспечивают успешное продвижение учащихся в обучении и приводит в действие знания и умения, необходимые как для общеучебного действия так и специфического.
Список литературы:
- Зимняя И. А. Культура, образованность, профессионализм педагога. – М.: Изд-во Исслед. центра проблем качества подготовки специалистов, 1998.-156 с.
- Ильина Т. А. Структурно-системный подход к исследованию педагогических явлений // Результаты новых исследований в педагогике; под ред. Н. М. Шахмаева. – М., 1977.- С. 3-18.
- Кузьмина Н. В. Методы исследования педагогической деятельности. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. – 144с.
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1975. – 304с.
- Монахов В. М. Педагогическое проектирование – современный инструментарий дидактических исследований // Школьные технологии. – 2001. – №5.
- Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов. – М.: Издательский центр Академия , 1998. — 288 с.[schema type=»book» name=»МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ УСПЕШНОСТИ В ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ» description=»В данной статье описывается структурно-функциональная модель организации процесса успешности в обучении учащихся общеобразовательной организации на основе технологических карт, которая построена на синтезе системного и личностно-деятельностного подходов.» author=»Украинцева Ольга Викторовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-29″ edition=»euroasia-science.ru_26-27.02.2016_2(23)» ebook=»yes» ]