Чистяков Павел Петрович – русский художник, мастер портретной и жанровой живописи, выдающийся педагог. Учился и работал в Петербургской Академии художеств. Он жил в такое время, когда Академия художеств нуждалась в нововведениях. Прежние методы обучения были устаревшими, рисование, как учебный предмет, находилось в состоянии тяжкого кризиса. Чистякова не устраивала учебная программа академического рисунка, далёкого от живой динамики и объективных законов натуры и лишь покорно следующего внешней видимости форм. Его принцип в искусстве заключается в том, что искусство должно пользоваться наукой, тем не менее не являться наукой. Академия художеств особенно нуждалась в таком подходе в искусстве, где каждый шаг был почти математически определён. Чистяков создал новые формы и методы обучения воспитанников академии.
Чистяков создаёт свою систему постановки зрения. Он считает, что натуру надо видеть целиком, связывать в фигуре каждую форму друг с другом, не забывая ни на минуту о постановке. По Чистякову «правильно видеть» — это видеть трёхмерно, но не так, как в обиходе, а сознательно, чтобы передать реальную природу на картинной плоскости. Это учит поверять изображение с натурой, изученной и познанной с помощью анатомии и перспективы.
Система «Поверочного рисования» Чистякова заключалась в перспективе плоскостей объекта, где границы плоскостей встречаясь, образовывали каркас по всему объекту. Об этом писал Репин, ученик Чистякова: «Она заключалась в перспективе плоскостей головы. Встречаясь на черепе, эти плоскости, т. е. границы этих плоскостей, образовали сеть на всей голове, что и составляло основу рисунка головы! Особенно интересной получалась перспектива встреч этих плоскостей; дробясь и разбиваясь в разные детали головы, эти плоскости совершенно правильно определяли величину этих деталей до меньших плоскостей и голова получала верный каркас во всех возвышенностях и углублениях целой головы. Она получалась стройная, рельефная. При этом торжествовало правило, что рельеф зависит не от тушевки, во что так верят все начинающие, а от линий этих правильно построенных оснований. Перспектива всякой детали от верного основания необыкновенно математически держит весь ансамбль головы. И даже странно видеть как голые линии неумолимо лезут вперед, если они поставлены на месте» [4, с. 116]. Так раньше трактовался его новый метод.
Главное правило Чистякова – рисовать от общего к частному. Сначала нужно построить общую форму, выявить общий характер; потом уточнить более конкретные формы, что и происходит с помощью «поверки», т.е. сравнения и соизмерения частей (от сюда и название «Поверочное рисование»); и третий этап – обобщение. Такое рисование требует знания анатомии, талантливого глаза, неторопливости, сноровки и необыкновенного чутья.
По Чистякову, всякая объёмная форма ограничена по плоскостям, которые воспринимаются нашим глазом. Каждая плоскость имеет своё положение, своё освещение, благодаря чему получается тон в рисунке, что и создаёт объём.
В трудах П.П. Чистякова особое место занимала перспектива. Открытие перспективы позволило художником более правильно изображать фигуры. Он считал, что перспективу необходимо знать при любом таланте, ведь всё видимое и имеющее форму принадлежит законам перспективы. Если студент умеет применять законы перспективы, то он сможет нарисовать фигуру верно. Как дополняет современный художник и преподаватель Николай Ли, студентом очень важно знать законы перспективы, но в то же время нужно обладать хорошим глазомером.
П. П. Чистяков говорил: «Строгое, полное рисование требует, чтобы предмет был нарисован, во-первых, так, как он кажется нашему глазу и так, как он существует». т.е. на картинной плоскости должна быть отражена перспектива – это то, «как кажется нашему глазу», и анатомия – это то, «как он существует» [2, с. 106]. В этих словах раскрывается принципы ведения рисунка великого художника-педагога.
Приклоняясь перед системой рисования П.П. Чистякова, признавали его своим учителем В.М. Васнецов, М.А. Врубель, М.В. Нестеров, В.Д. Поленов, И.Е. Репин, В.И. Суриков и другие великие русские художники.
Чистяков уделил большое внимание рисованию и в средней школе. Он считал, что рисование должно применяться в общеобразовательной школе. Рисование в школе должно проходить по всем правилам этого искусства, как считает Чистяков, при том, что в школе не готовят художников. В круг рисования должно входить: лепка, рисование с натуры, черчение, иллюстрирование, декоративные упражнения и некоторая информация по искусству.
Заслуги Чистякова помогли соотечественникам внести изменения в методику образования художественного мастерства, при этом они опирались и использовали основные положения его методики, вследствие этого, методика преподавания рисунка получила научно-теоритическое обоснование. Изменился взгляд педагогов на изобразительную деятельность детей – отношение к этому стало более серьёзным.
На сегодняшний день имя Чистякова встречается практически в каждом современном учебнике или пособии по рисунку. Как, например, художник, профессор кафедры рисунка, живописи и скульптуры, Николай Ли, в своей книге «Основы учебного Академического рисунка» часто обращается к трудам П.П. Чистякова. Особенно в разделах о пропорциях и перспективе.
Чистиков подходил к искусству научно. Благодаря этому, он поспособствовал обогащению искусства и методов его преподавания. Плоды труда Чистякова актуальны в наше время. «Поверочное рисование» применяется и сейчас. В наше время это теперь обычный метод проверки деталей фигуры друг относительно друга, для всех современных художников привычный и понятный.
Список литературы:
- Ли Н.Г. Основы учебного Академического рисунка: учебник М.: Эксмо, 1012. – 480 с.
- Молева Н.М., Белютин Э.М. П.П. Чистяков теоретик и педагог. М.: Издательство Академии художеств СССР, 1953. – 265 с.
- Розанова Н.Н. Рисунок: историко-теоретический и методический аспекты: учебное пособие. – М.: МГУП, 2000. – 136 с. [Электронный ресурс]. URL:
- Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию: Рус. и сов. школы рисунка. – М.: Просвещение, 1982. – 240 с.[schema type=»book» name=»МЕТОД «ПОВЕРОЧНОГО РИСОВАНИЯ» П.П. ЧИСТЯКОВА В СОВРЕМЕННОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ» author=»Павлова Мария Андреевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-12″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]