Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Одним из признаков, характеризующих положение в современном профессиональном образовании, является противоречие между традиционными устоявшимися формами процесса обучения — с одной стороны, и новыми свойствами, которые приобретает образование как система в результате его информатизации, введения в эту систему компьютера, как нового средства обучения — с другой стороны [9].

Можно отметить две основные формы, на которые направлены усилия разработчиков компьютерных образовательных технологий: это очная форма и заочная, преимущественно дистанционная форма [1]. Большинство современных исследований связано именно с попытками компьютеризации в области дистанционного образования [2], где главные проблемные факторыопределяются отсутствием оперативного сетевого общения с преподавателем.Возникает проблема вразрешении вопросов вида,как должен строиться образовательный процесс в условиях его компьютерной поддержки, как должны измениться функции, содержание и структура основных его составляющих.

Одним из путей решения данной проблемы является создание педагогически обоснованных компьютерных обучающих комплексов и методик их применения [3]. В них используются проективные подходы современных компьютерных технологий, а также опыт, накопленный педагогической наукой, и предлагаются эффективные способы разрешения противоречий, вызванных проявлением тех или иных новых свойств образовательной системы в результате изменения ее структуры.

В современных условиях организации образовательного процесса в вузе использование компьютера как средства обучения оказывает существенное влияние на методы преподавания и организацию процесса обучения в целом [4]. Рациональное использование компьютерных технологий позволяет повышать эффективность процесса обучения. Это достигается, прежде всего, за счет применения эффективных способов представления информации, индивидуализации и автоматизации образовательного процесса [8].

Информатизация общества представляет собой процесс прогрессивно нарастающего использования информационной техники для производства, переработки, хранения и распространения информации и особенно знаний. Новые информационные технологии обучения позволяют решать ряд принципиально новых дидактических задач.

Существует необходимость оперативного обновления учебной информации в связи с динамичностью, систематическим обновлением содержания изучаемой науки, что влияет на отношение «наука — учебный предмет». Не менее важна проблема получения оперативной информации об индивидуальных особенностях каждого студента.

В настоящее время в сфере образования и педагогики сложилась парадоксальная ситуация: возможности компьютера весьма велики и разнообразны, серьезного же влияния на массовую практику образования, соответствующего новым потенциальным возможностям, оставляет желать лучшего. Одна из причин этого выражается в том, что, несмотря на наличие концептуальных разработок, дидактические основы информационных технологий обучения нуждаются в системном исследовании и обосновании.

Качество обучающих программ зависит как от программно-инструментальной, так и от психолого-педагогической составляющих. Это обстоятельство приводит к тому, что при создании программных средств учебного назначения не всегда удается комплексно обеспечить потребности студента в необходимых учебных модулях, недостаточно учитываются дидактические, методические и психологические принципы обучения.

Существует противоречие между необходимостью системного подхода к анализу процесса автоматизации, информатизации обучения как целостной системы, и превалирующим в теории и практике односторонним подходом, связанным, в основном, с анализом только отдельных (технических, дидактических, кибернетических и других) возможностей средств информатизации обучения.

Естественно, реализация компьютерной поддержки процесса обучения взаимосвязана с разработкой системы обучения в целом для каждого учебного курса. При этом решаются следующие задачи: определение необходимости применения компьютера; определение степени компьютеризации учебного процесса; определение функций, возлагаемых на компьютер; разработка компьютерного пособия в соответствии с информационно-методическими рекомендациями преподавателей и методистов.

Многим из этих требований удовлетворяет система БиГОР, которая предназначена для создания и сопровождения баз учебных материалов, синтеза новых учебных пособий (ЭУ) в соответствии с технологией разделяемых единиц контента (ТРЕК) и использования созданных пособий обучаемыми[5-7].

В состав системы входят следующие подсистемы:

  • информационная — база учебных материалов (БУМ);
  • авторская (инструментальная) — среда сопровождения БУМ;
  • компилирующая – подсистема синтеза новых учебных пособий;
  • обучающая — подсистема конечных пользователей;
  • поисковая;
  • диагностическая.

База учебных материалов формируется из пакетов, каждый из которых относится к определенной дисциплине (предметной области). Пакет, в свою очередь, включает тезаурус  и набор модулей, в котором имеются подмножества основных (учебных) и тестовых модулей.

Тезаурус имеет иерархическую структуру, например, могут быть выделены уровни дисциплин, разделов дисциплин, их подразделов и элементов. Элемент тезауруса – это запись, включающая термин и его краткое определение.

В тезаурусе  используются отношения «определяемое понятие – определяющее понятие».

Пояснение понятий, их свойств и характеристик содержится в статьях, называемых основными модулями  (или разделяемыми единицами контента).   В одном модуле может содержаться описание одного или нескольких тематически связанных понятий. Типичные размеры модулей составляют от одного абзаца до нескольких страниц текста с возможными вставками рисунков, фотографий, видеофрагментов и т.п.

Каждый модуль состоит из тела и метаданных. Метаданные  представляют собой спецификацию, включающую регистрационные и интерфейсные атрибуты. К регистрационным атрибутам относятся имена авторов модуля, даты написания модуля и внесения изменений, уровень сложности, данные о сертификации модуля и т.п.  Интерфейсные атрибуты служат для согласования данного модуля с другими модулями в составе компилируемых версий учебных пособий и включают списки терминов, используемых в модуле.  Термины и соответствующие им понятия, определяемые в модуле, называются выходными или просто выходами модуля. Термины и понятия, используемые  в модуле для определения выходов, называются входными или входами модуля.

Любое понятие может оказаться в списках выходов нескольких модулей.  Такие модули могут различаться методическими особенностями, подробностью и стилем изложения материала, ссылками на те или иные примеры, использованием того или иного подмножества входных терминов и т.д. Подобная неоднозначность обеспечивает возможность индивидуализации создаваемых версий ЭУ.

Назначением тестирования могут быть оценка знаний для аттестации обучаемого или самоконтроль для проверки степени усвоения материала. В БиГОР модули используются только для самоконтроля обучаемых. Каждый из тестовых модулей соответствует одному заданию или упражнению, выполнение которых позволяет  обучаемому проверить свои знания или умение их применения для решения практических задач. Тестовые задания могут быть различных типов, например, требующие выбора правильного варианта ответа из приведенного списка, решения задачи с получением фиксированного ответа, синтеза принципиальной или логической схемы, составления граф-схемы алгоритма или фрагмента программы и т.п.  Сопоставление  ответа с правильным результатом наряду с наличием комментариев и рекомендаций по изучению тех или иных разделов или модулей позволяет обучаемому осуществлять самоконтроль успешности освоения учебной программы и целенаправленное устранение пробелов в полученных знаниях.

В любом из модулей  системы БиГОР возможны ссылки на документы, созданные  и открываемые в других приложениях. Примерами внешних  по отношению к  БиГОР  документов могут служить  HTML-файлы,   презентации MicrosoftOffice,   анимационные, звуковые и видеофрагменты различных форматов и т.д.

Авторская подсистема используется авторами учебных материалов и служит для разработки новых модулей, внесения дополнений и изменений в БУМ.  Основой авторской подсистемы БиГОР является оригинальный  редактор для написания и редактирования   модулей.   Используется  подмножество языка XML  с расширенными средствами представления документов с математической нотацией, что обусловливает удобство  применения редактора для   научно-технических приложений.

Текстовый редактор системы БиГОР наделен рядом специфических функций, облегчающих работу авторов учебных и тестовых модулей. Примерами таких функций могут служить автоматическое выделение в тексте  понятий, имеющихся в тезаурусе; включение в число разрешенных символов новых изображений, определенных в международном стандарте Unicode (в том числе и тех, которые отсутствуют в шрифтах операционной системы компьютера);   внедрение в файлы модулей графических изображений и т.п.

Несмотря на то, что модули могут создаваться различными авторами, не связанными между собой никакими предварительными договоренностями, на основе реализованного XML-подмножества достаточно легко обеспечивается общее единство внешнего стиля оформления и формальной структуры представления всех документов БУМ.

К функциям  инструментальной подсистемы относятся также формирование метаданных модулей и получение гипертекста.

Термины в тезаурусе, как правило, задаются  в именительном падеже единственного числа, в тексте модуля они могут встречаться в других грамматических формах. Для идентификации терминов в других формах в системе предусмотрена специальная программа морфологического анализа.

Компилирующая подсистема служит для формирования новых версий учебных пособий из модулей БУМ. Рабочая область БУМ, используемая при формировании конкретного учебного пособия, обычно ограничивается совокупностью заранее выделенных пакетов, называемой  кластером.  Конечным результатом работы компилирующей подсистемы является XML-файл оглавления учебного курса, содержащий ссылки на все отобранные учебные и тестовые модули, а также все дополнения, сделанные составителем пособия на предыдущих стадиях.

Обучающая подсистема предназначена для  доступа обучаемых к библиотеке скомпилированных гипертекстовых учебных пособий, изучения материалов  модулей пособия в представленной последовательности с возможностями навигации по заявленной части БУМ с помощью гиперссылок и выполнения упражнений и заданий, содержащихся в тестовых модулях, в том числе с переходом во внешние среды.

Поисковая подсистема предназначена для представления пользователю  элементов тезауруса и ссылок на модули БУМ, связанных с заданным вопросом. Вопросы могут быть  словами и словосочетаниями или их частями, фигурирующими в терминах тезауруса. Поисковая  подсистема используется также для реализации режима «Энциклопедия», в котором пользователю доступны списки понятий и  модулей в алфавитном порядке и, следовательно, предоставляется возможность выбора сведений о любом  понятии или модуле.

Административная подсистема служит для проверки корректности БУМ. Пользователи системы могут быть оповещены, например, об отсутствии некоторого термина тезауруса в выходах модулей, о неправильности заполнения полей метаданных, возможно получение справки о количестве модулей и элементов тезауруса в некотором пакете и т.п.

Компьютерные средства обучения влияют на организационные формы образования, на функции педагога и учащегося, на технологию обучения. Созданы системы обучения с использованием методов новых информационных технологий. Пример такой системы — система БиГОР, которую рекомендуется использовать автономно с установкой ее на клиентской машине или в сетевом варианте с использованием Web-технологий.

Список литературы

  1. Вендров А.М. Проектирование программного обеспечения. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 352 с.
  2. Демкин В., Вымятнин В., Можаева Г., Тарунина Г. Дистанционное обучение и мультимедиа //Высшее образование в России. — 1998.— № 4.— С. 121 — 124.
  3. Зайнутдинова Л.Х. Психолого-педагогические требования к электронным учебникам (на примере общетехнических дисциплин).— Астрахань: АГТУ, 1999.— 71 с.
  4. Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. — М.: Педагогическое общество России, 1999. — 96 с.
  5. Норенков И.П. Технологии разделяемых единиц контента для создания и сопровождения информационно-образовательных сред // Информационные технологии, 2003, № 8.
  6. Норенков И.П., Зимин А.М. Информационные технологии в образовании – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2004.
  7. Норенков И.П., Уваров М.Ю. База и генератор образовательных ресурсов // Информационные технологии, 2005, № 9.
  8. Панченко В.М. Компьютерные технологии и системы обучения. Технологии разделяемых единиц контента в системе программ единичных экспериментов. – М: МИРЭА, 2008. _ 156 с.
  9. Политика в области образования и новые информационные технологии. Национальный доклад РФ на II Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика» // Информатика и образование.— 1996.— № 5.— С. 1 — 20.
  10. Сорокина Н. Инновационные методы обучения: проблемы внедрения // Высшее образование в России.— 2001.— №1.— С. 116 — 119.[schema type=»book» name=»МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ» description=»В процессе обучения для каждого студента формирование и закрепление знаний должно сводиться к максимальному получению информации о дисциплине и минимальным затратам времени на обучение. Для этого необходимо учебную дисциплину создать в виде информационно и программно независимой автоматизированной системы, позволяющей обеспечить во вре¬мя занятий постоянный контакт с каждым студентом, а также возможность быстрого обновления материала дисциплины. Рассмотрено решение задачи эффективной реализации в процессе обучения возможностей компьютера как средства обучения. Представлены характеристики системы БиГОР, используемой в образовании.» author=»Перова Юлия Петровна, Панченко Виктор Михайлович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-11″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found