Современный этап развития отечественного образования характеризуется формированием особой многомерной социокультурной образовательной среды, в которой происходит становление взрослеющей личности. Среда определяет развитие и становление мировосприятия современных детей, для которых образы и эмоции имеют большую значимость в мировосприятии. Развитие глобальных коммуникаций привели к тому, что в восприятии детей окружающий мир, частью которого они ощущают себя живущими, увеличился до размеров земного шара.
Роль среды признается в качестве ведущего фактора развития и саморазвития подрастающего поколения представителями средового подхода. По их мнению, взаимодействие со средой формирует и обогащает индивидуальный опыт каждого ребенка, задает направление развития его личности, обеспечивая ее целостность. Л.С. Выготский считал, что «воспитание осуществляется через собственный опыт ученика, который всецело определяется средой, и роль учителя при этом сводится к организации и регулированию среды» [4, c. 82].
Для того, чтобы среда действительно являлась воспитывающим фактором, необходимо, чтобы она была многомерной, многоаспектной. Только в такой среде ребенок может реализовать потребности в любви, признании и одобрении, в познании, в удовлетворении своих познавательных интересов и т.д. В полной мере это справедливо по отношению к создаваемой в школе среде, которая в этом случае является образовательной средой.
Образовательная среда рассматривается как целостное организованное пространство, создаваемое для взаимодействия субъектов образовательного процесса с социокультурным и социоприродным окружением. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования определяет требования к созданию подобного многомерного пространства как фактора воспитания и социализации детей и подростков. Внеурочная деятельность, как особый вид деятельности, является одним из компонентов пространства. В процессе внеурочной деятельности происходит согласование возможностей и готовности всех субъектов образовательных отношений (педагогов, учащихся и их родителей, социальных партнеров) к продуктивному взаимодействию в создании особых условий, развивающих многогранную личность, принимающую и разделяющую социально- значимые ценности гражданского общества.
Работа организатора внеурочной деятельности – многогранный творческий процесс, включающий в себя изучение и исполнение нормативных документов, методических материалов по организации внеурочной деятельности. Необходимо отметить, что ФГОС общего образования предусматривает включение в содержание образовательного процесса в школе в качестве основного направления деятельности педагогов духовно-нравственное воспитание школьников. При этом предполагается, что данное направление должно быть реализовано как целостный и системный процесс, составляющими которого выступают патриотическое, правовое, социально-экологическое и другие виды воспитания. Целостность процесса также требует проникновения его как в учебный, так и внеучебный процесс, формирования многомерной образовательной среды, обеспечивающей разностороннее развитие школьников.
В связи с этим, актуальной становится компетентность педагогических кадров в области организации внеурочной деятельности, направленной на достижение учащимися метапредметных и личностных результатов. В настоящее время формирование такой компетентности затруднено в связи с неразработанностью научно-технологических основ решения этой задачи в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин. Выявление, теоретическое и экспериментальное обоснование содержания и педагогических условий формирования у будущих бакалавров педагогического образования компетентности в области организации внеурочной деятельности школьников составили цель нашего исследования.
В процессе исследования мы опирались на основные положения компетентностного, деятельностного, культурологического, личностно ориентированного подходов.
Опора на компетентностный подход, обоснованный в трудах И.А. Зимней [6], В.И. Байденко [3], Э.Ф. Зеера [5]и др., позволила нам раскрыть сущность и содержание исследуемой компетентности будущего бакалавра педагогического образования. Мы рассматриваем компетентность в области организации внеурочной деятельности школьников как способность и готовность будущего бакалавра педагогического образования к проектированию, осуществлению, контролю, анализу, оценке и совершенствованию разнообразной внеурочной деятельности, направленной на формирование базовых компетенций школьников. При этом мы выделяем в структуре данной компетентности обеспечивающие названные способности и готовность интерес к внеурочной деятельности школьников и потребность в ее организации, прочные и систематизированные знания в области теории и методики воспитания, педагогического проектирования, возрастной и педагогической психологии, владение технологиями педагогического взаимодействия. В качестве отдельного компонента содержания исследуемой компетентности мы предлагаем рассматривать личностную готовность будущего бакалавра к организации внеурочной деятельности школьников, предполагающую наличие опыта творческой деятельности (музыкальной, изобразительной, хореографической и пр.).
Компетентностный подход непосредственно связан с деятельностным подходом, определяющим деятельность в качестве ведущего фактора становления человека. В соответствии с данным подходом мы предположили, что одним из условий формирования у будущих бакалавров компетентности в области организации внеурочной деятельности школьников должно быть их последовательное включение в различные виды деятельности.
Реализация идеи диалога культур в процессе организации внеурочной деятельности. Формирование положительного опыта готовности школьников к системе социальных отношений обеспечивается тем, как происходит овладение ими социальных ролей. В свою очередь, широта освоения социальных ролей определяется участием школьника в деятельности разновозрастных групп и общностей. Входя в такие группы, ребенок овладевает опытом взаимодействия с людьми разного возраста (взрослыми, сверстниками, детьми старше или младше себя по возрасту), что способствует освоению им культурных ценностей, развитию нравственных качеств.
В рамках реализации данной идеи особое распространение получают различные сетевые проекты и традиционные ключевые дела, в которых происходит встреча людей разного возраста. Л. В. Байбородова [2] спроецировала идею диалога культур В. С. Библера [3] на организацию внеурочной деятельности в школе, включив в ее содержание организацию воспитательных диалогов и методик, «точек удивлений», «игровых средоточений» и т.п. Опыт применения таких методик свидетельствует об их эффективности, что позволило нам сделать предположение о необходимости овладения будущими бакалаврами педагогического образования этими методиками.
Важной методологической основой формирования у будущих бакалавров педагогического образования компетентности в области организации внеурочной деятельности, по нашему убеждению, является личностно-ориентированный подход [7]. Ориентируя образовательный процесс на формирование и развитие личности ребенка как его ведущую цель, данный подход позволяет студентам осваивать педагогические ценности, нормы педагогической этики, осознавать значимость педагогического общения и т.п. Вместе с тем, необходимо применять личностно ориентированный подход и в работе с самими студентами, учитывать их потребности и интересы, индивидуальные особенности и способности.
Таким образом, реализация названных выше подходов (компетентностного, деятельностного, культурологического, личностно ориентированного) обеспечивает эффективную подготовку будущих бакалавров педагогического образования к организации внеурочной деятельности школьников.
Список литературы:
- Байбородова, Л. В. Теория, методика и практика взаимодействия в разновозрастных группах учащихся [Текст] / Л. В. Байбородова. – Ярославль : Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2007. – 319 с.
- Байденко, В. И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) [Текст] / В. И. Байденко // Высшее образование в России, 2004. – №11. – С. 3 – 13.
- Библер, В. С. Культура. Диалог культур (определения) [Текст] / В. С. Библер // Вопросы философии. – 1989. – №6. – С. 31 – 42.
- Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский; под. ред. В. В. Давыдова. – М. : АСТ; Астрель, 2010. – 672 с.
- Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учебное пособие для вузов [Текст] / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Э. Э. Сыманюк. – М. : Московский психолого-социальный институт, 2005. – 211 с.
- Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании [Текст] / И. А. Зимняя. – М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 40 с.
- Якиманская, И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе [Текст] / И. С. Якиманская. – М. : Сентябрь, 1996. – 96 с.[schema type=»book» name=»Методологические подходы к формированию у бакалавров педагогического образования компетентности в области организации внеурочной деятельности школьников» author=»Гаврилова Нелли Геннадьевна, Хрисанова Елена Геннадьевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-01″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]