Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

Методологические аспекты экспериментального исследования в этнопедагогике



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . Методологические аспекты экспериментального исследования в этнопедагогике // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Любое научное исследование  в этнопедагогике начинается с разъяснения следующих вопросов: под влиянием, каких исторических факторов возникла и развивалась данная отрасль педагогической науки, каковы ее методологические, мировоззренческие и теоретические основы, а также методы ее исследования. Для качественного и результативного проведения этнопедагогического исследования необходимо четкое определение методологических позиций, которая дает возможность овладеть способностью к научному обоснованию, творческому применению определенных концепций, форм и методов познания, управления и конструирования.

С точки зрения общей методологи наук в настоящее время понятие «методология» означает философскую исходную позицию научного познания, общую для всех научных дисциплин. Методология в широком смысле слова – это совокупность наиболее общих, и, прежде всего, мировоззренческих, принципов в их применении к решению сложных теоретических и практических задач, чем обусловлена мировоззренческая позиция исследователя. Под методологией В.А. Сластенин понимает учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности [1, с. 93].

Методология этнопедагогики это целостная система об основах и структуре этнопедагогики, о мировоззренческих позициях, принципах подхода и способах добывания  знания, которая образует этнопедагогическую действительность определенного народа.

Ученный внесший большой вклад в развитие методологии этнопедагогики Г.Н. Волков писал: «Любая отрасль знаний представляет собой метод исследования явлений окружающей действительности. Наука сильна методологией, сильна как метод познания. Этнопедагогика есть надежный инструмент проникновения в глубины народной жизни с точки зрения выяснения места воспитания в ней.  В этом и только в этом смысле этнопедагогика есть эффективный метод познания многообразных явлений жизни народа и роли воспитания подрастающего поколения в общественном процессе» [2, с. 70].

Существуют различные методологические аспекты этнопедагогического исследования, выделяемые авторами К.Ж. Кожахметовой, В.В. Краевским и Е.В. Бережновой. Согласно заключению К.Ж. Кожахметовой, структура методологии этнопедагогического знания включает в себя следующие аспекты: 1) законы этнопедагогики; законы и закономерности материалистической диалектики; логики: исключенного  третьего, закон тождества, достаточного основания; 2) концепции: педагогики, этнопедагогики, этнокультурного образования, поликультурного образования, гуманитарного образования, социокультурного развития, формирования менталитета социума, межкультурного двуязычного образования, формирования государственной идентичности, государственной политики в области образования, языковой политики, становления исторического сознания, формирования нового социоэкономического поведения граждан; 3) теории: педагогики, этнопедагогики; 4) принципы: материалистической диалектики, логики, педагогики, этнопедагогики; 5) гипотезы как способы научного познания; 6) методы; 7) факты: научный, педагогический, этнопедагогический; 8) категории: материалистическая диалектика, педагогика, этнопедагогическое науковедение, этнопедагогический принцип, этнопедагогика, этнопедагогическая идея, этнопедагогическая парадигма, этнопедагогическое источниковедение, этнопедагогическое обучение, этнопедагогическое воспитание, этнопедагогическая действительность, этнопедагогический менталитет, методологическая закономерность; 9) терминология: этнопедагогическая концепция, этнопедагогическое мышление, этнопедагогическая ценность,  народное воспитание, национальное воспитание, этнокультурное образование. Этнопедагогическое исследование, критерии оценки этнопедагогического исследования.

Другие методологические аспекты, которые выделяют В.В. Краевский и Е.В. Бережнева: 1) обзор постоянных элементов и требований к ним;  2) план осуществления исследования. Включающий конкретные действия: определение исходного факта, формулирование идеи, выделение этапов, работа с научной литературой, выбор способов накопления научной информации, изучение известного об объекте исследования, изучение истории и современного состояния проблемы, работа с понятийным аппаратом, подготовка материальной базы для выполнения эксперимента, его реализация, описание характеризующих определенные закономерности явлений и процессов обучения и воспитания, выбор средств и процедур решения проблем, апробация результатов, определение критериев успешности опытно-экспериментальной работы и факторов риска, описание ожидаемых результатов, оценка и интерпретация результатов, определение сферы применения найденного решения; 3) план изложения хода и результатов исследования, их публикация в сборниках научных трудов; 4) подготовка документов для защиты диссертации, изучение процедуры защиты. [3, с. 239-241].

Этнопедагогическое исследование представляет систематический  и целенаправленный характер, которое направлено на решение определенных проблем, таких как, воспитание нравственности на материале устного народного творчества, обучение национальному этикету, родной литературе, народному танцу, художественным промыслам.

Обращают на себя внимание формы этнопедагогического знания. К ним относятся: 1) обыденно-практическое знание сообщает элементарные сведения о природе и окружающей действительности, а его основой является опыт повседневной жизни, имеющий разрозненный. Несистематический характер, набор сведений; 2) игровое познание конструирует заданную реальность, носит обучающе — развивающий характер, способствует развитию коммуникации; 3) личностное, которое акцентирует зависимость от когнитивных способностей того или иного субъекта; 4) народная педагогика (сохраняемая в социальной памяти обряды, ритуалы, рецептурно – рутинный комплекс сведений) существует в бесписьменной форме и транслируется от наставника к ученику [4, с. 78].

Итак, методологические аспекты экспериментального исследования включают в себя исследовательскую процедуру, план, закономерности  и формы этнопедагогического знания.

Ссылки:

  1. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. зав. М.: Академия, 2002.
  2. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Под ред. Чл.-кор. АПН СССР, проф. И.Г. Огородникова. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1974. – 376 с.
  3. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пос. для студ. выс. учеб. завед. М., 2008.
  4. Полани М. Личтностное знание. М., 1985.[schema type=»book» name=»Методологические аспекты экспериментального исследования в этнопедагогике» description=»В данной статье обобщены и систематизированы методологические аспекты этнопедагогического исследования. К формам этнопедагогического знания отнесено обыденно-практическое, игровое, личностное знание, а также народная педагогика.» author=»Мустаева Аминат Салеховна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-10″ edition=»euroasia-science.ru_29-30.12.2015_12(21)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found