Лекционный материал достаточно сложно воспринимается студентами средних профессиональных учебных заведений первого года обучения, так как у них достаточно мал опыт подобных занятий. Кроме этого, физиологические особенности организма данного возраста не позволяют в полной мере проводить лекцию на протяжении всего занятия.
В связи с этим под уроком-лекцией мы подразумеваем занятие, включающее в себя элементы лекции (примерная длительность 30 мин.), обязательно чередующиеся с другими видами деятельности, что актуализирует знания по предмету и позволяет более легко воспринимать материал.
При проведении занятий информация, подаваемая педагогом, должна активно подтверждаться реальными примерами, в которых деятельность человека оценивается с различных точек зрения. Здесь важно постоянно использовать словарь терминов и понятий с изученной терминологией и пополнять его на каждом занятии. В последующей работе он будет являться хорошей опорой при возникновении затруднений и путаницы в терминах.
Для подготовки теоретического материала к занятиям были использованы различные источники литературы.
Видеоматериал, подобранный к занятию, также является дополнительным стимулом к повышению мотивации учащихся в обучении экологии. Перед каждым просмотром на доске выписываются вопросы, на которые в письменном виде следует ответить студентам (по теме видеосюжета), а в последующем выборочно проверить записи в тетрадях.
Такая методика позволяет организовать внимательный просмотр видеоматериала студентами и осознанно проанализировать его информацию, отвечая на вопросы преподавателя.
Между тем не следует перенасыщать занятие видеофрагментами. Оптимальным является период времени в двадцать минут, максимально использование двух видеофрагментов на одном занятии.
Применение видеоматериала на занятиях всегда вызывает заинтересованность студентов к освещаемой теме, что сопровождается дискуссиями и предложениями по выходу из сложившихся ситуаций, связанных с региональными и глобальными проблемами.
Самостоятельной и творческой работе студентов в учебное время предлагаем посвятить достаточное количество времени, что повышает мотивацию к изучению предмета и более легкому его освоению[3, с.34].Этой же цели послужит обсуждение телепередач «В мире животных», «Клуб кинопутешественников», «Разговоры о животных», «Их нравы» и т.п.
Мощный акцент на экологических проблемах желательно поставить уже на первом, вводном занятии по экологии. Рассмотрим особенности данного занятия и методические аспекты его проведения.
Тема: Экология в системе наук о биосфере
Рекомендации для преподавателя: на первом занятии важно акцентировать внимание студентов не только на тех кризисных моментах, которые в настоящее время характерны для любой точке земного шара. Здесь рекомендуем выделить тот факт, что в живом веществе биосферы заложены огромные резервы для самовосстановления и саморазвития [1,с.102].
Стоит сказать и о решении экологических вопросов с точки зрения экоантропоцентризма – совместного развития общества и природы.
Первое занятие должно пройти на высоком эмоциональном уровне с тем, чтобы повысить мотивацию студентов к изучению дисциплины «Экология» и показать важность решения экологических проблем на любом уровне – от личностного до государственного [2,с.71].
Преподаватель начинает занятие с упражнения «Кружка», предложенного Щурковой Н.Е.[4; с.31].
Цель упражнения – повышение мотивации к изучению предмета. Через него студенты приходят к осмыслению многомерности мира, а, следовательно, нет «нужных» и «не нужных» дисциплин для изучения, они все позволяют лучше понять многомерный мир и те процессы, которые происходят в нем.
Преподаватель делает вывод о том, что через данный курс раскроется сущность многих природных процессов и подобно тому, как на кружку можно посмотреть с различных сторон и увидеть на ней разные картинки, так и на природные процессы можно посмотреть с различных точек зрения – с точки зрения разрушителя или созидателя, с точки зрения различных наук и различных типов сознания (антропоцентрический, экоцентрический), и т.д.
Фабула игры: двое играющих (их может быть трое, четверо, в зависимости от конфигурации, раскраски предмета) занимают разное положение по отношению к предмету, установленному на столе. Пусть это будет кружка. Глядя на неё, играющие поочередно описывают то, что видят, и сообщают об этом всей группе. Их описания явно не совпадают: один видит, что кружка имеет ручку, но не видит этого другой; один видит рисунок на кружке, но другой сообщает, что кружка одноцветная и т.д. Ведущий убирает предмет и просит субъектов побеседовать друг с другом о том, что за предмет стоял на столе. Наблюдающие не должны вмешиваться.
В ходе беседы субъекты приходят к выводу, что их различность описаний одного и того же предмета зависела от ракурса восприятия предмета. Они предлагают друг другу поменяться местами. И — утверждаются в том, что их несхожие характеристики зависели не от их личностных особенностей (Кто-то плохо смотрел? Кто-то из них ущербный человек?), а от того, что объективно предмет с разных точек зрения выглядит иначе и может иметь несхожие оценки.
После этого ведущий предлагает наблюдателям высказать впечатление от происшедшего на их глазах. Здесь важно проследить, чтобы учащиеся не пришли к выводу, что «надо уважать мнение каждого». Объективно мнение каждого имеет свое основание в мире. Дело тут не столько в уважении к мнению другого, сколько в объективно существующих различных характеристиках одного и того же предмета.
После проведенного упражнения, следует попросить студентов ответить на вопрос: «Вызывает ли обеспокоенность настоящая экологическая обстановка у населения планеты?», предлагаем примерный ход рассуждений.
Преподаватель говорит о том, что для будущего человечества важно принимать экоантропоцентрические решения, что не возможно без многомерного рассмотрения каждой экологической проблемы в отдельности.
Далее отмечается тот факт, что человек населяет планету достаточно мало во временном промежутке, в сравнении с животным миром, но при этом характер вмешательства человека в биосферные процессы носит глобальный характер. Следом рассматриваются некоторые этапы развития живых организмов, а также раскрывается сущность понятий «биосфера» и «ноосфера».
Вид занятия: вводная лекция-беседа
Цель занятия: раскрыть понятие и отличительные признаки науки экологии; показать взаимосвязь экологии со смежными науками (биология, география, гигиена и др.); развитие способности оценивать деятельность человека с позиции экологии; проводя аналогию развития между животным миром и развитием человечества, показать значение человека как мощного фактора преобразования природы; акцентировать внимание студентов на значении каждого вида для сохранения биоразнообразия на планете;
Основные понятия: экология, биосфера, ноосфера, окружающая природная среда, флора, фауна, растительность, растительный покров, животный мир.
Оборудование: мультимедиа проектор, ноутбук (персональный компьютер), видеофрагмент к занятию 1 «Приключения капли воды» на CD-диске.
Ход занятия:
1. Актуализация знаний
1.3. Упражнение «Кружка» (15 мин.)
|
1.1. Проанализировать значимость многостороннего анализа экологических проблем. |
1.3. Экология – наука о взаимодействии организмов с окружающей средой.
(13 мин.) |
1.3. Вводное слово преподавателя.
Учащиеся отвечают на вопрос: 1. Что такое экология? 2. Какие экологические проблемы Вам известны? 3. Возможно ли решить некоторые вопросы загрязнения биосферы? 4. Какие региональные проблемы обсуждались в местной прессе, телевидении в недавнее время? 5. Действительно ли вопросы экологического состояния биосферы важны для человечества?
|
2. Изучение нового материала
2.1. Краткий обзор исторического развития животного мира. ( 7 мин.)
|
2.1. Видеофильм о развитии животного мира.
Перед просмотром запись в тетрадь основных этапов развития животного мира.
|
2.2. История освоения человеком природы.
(10 мин.)
|
2.2. Преподаватель проводит сравнение временного развития животного мира и человека.
Делается вывод о том, что, несмотря на сравнительно не большой срок населения человеком планеты, а тем более, ее преобразования, человек стал мощным ее фактором. Запись в тетрадь. |
2.3. Биосфера и ноосфера.
(30 мин.) |
2.3. Лекционный материал, запись в тетрадь.
|
1. Закрепление знаний
(5 мин.)
|
3. Беседа по пройденному материалу |
План лекции:
- История развития экологических кризисов с развитием цивилизации
- Экология как наука. Предмет исследования. Взаимосвязь науки с географией, биологией, геологией, физикой, химией.
- Биосфера. Свойства биосферы
- Понятие «ноосфера» и его специфика.
Проведение занятия по данной методике способно не только актуализировать знания, но и повысить интерес студентов к экологическим проблемам, а также мотивацию к изучению дисциплины на вводном занятии по дисциплине «Экология» в учреждениях СПО.
Список литературы:
- Ильин И.В. Введение в глобальную экологию: учеб.пособие. – М.: МГУ, 2009. – 404 с.
- Литвинова Л.С., Жиренко О.Е.. Нравственно- экологическое воспитание школьников. – М.:5 за знания, 2007. – 208 с.
- Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 224 с.
- Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005. – 366 с.[schema type=»book» name=»Методические рекомендации по проведению аудиторной работы со студентами средних профессиональных учебных заведений по дисциплине «Экология»» description=»методические рекомендации по проведению аудиторной работы призваны помочь начинающим преподавателям расставить необходимые акценты на вводном занятии по дисциплине «Экология»» author=»Ильясова Ирина Сергеевна, Ильясов Ренат Васильевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-11″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]