Содержание этнокультурного педагогического образования ориентировано на создание условий для социально-культурной идентификации личности, которая определяет ее статус при участии в межкультурном диалоге и обеспечивает ее первичным опытом изучения культуры; на формирование представлений о культурно-этническом многообразии мира, как в пространстве, так и во времени; на воспитание терпимости и уважения права каждого народа сохранять свою культурную самобытность; на оснащение студентов понятийным аппаратом, который обеспечивает возможность наиболее полного описания этнокультурной среды; на обучение студентов технологиям реконструкции ценностей культурных общностей, участвующих в диалоге, что является первым шагом к пониманию мотивов, установок и предубеждений участников диалога культур; на развитие у будущих педагогов способностей к критическому освоению поликультурной реальности.
При отборе содержания образования этнопедагогической культуры будущих педагогов профессионального обучения следует учитывать:
- социокультурное окружение студентов;
- индивидуальные интересы студентов к проблемам поликультурного общества в целом или отдельных социокультурных групп;
- изменяющуюся социокультурную ситуацию в регионе (процессы сближения стран, этнических и конфессиональных групп);
- этнические, социально-экономические особенности региона;
- методологические, методические и личностные возможности, как каждого отдельного педагога, так и всего педагогического коллектива.
Специфика методов этнокультурного образования определяется диалоговым характером функционирования и развития культуры, уровнем этнокультурной идентификации студента, уровнем знаний о поликультурной среде, их эмоциональной и поведенческой культурой. Исходя из целей формирования этнопедагогической культуры будущих педагогов профессионального обучения, все многообразие методов можно свести к четырем группам:
- методы актуализации социокультурной идентификации и целеполагания;
- методы получения новых знаний и практических умений и навыков;
- рефлексивные методы;
- методы моделирования и проектирования деятельности [1].
Технологии поликультурного образования предполагают:
- отношение к образованию как к культурному процессу, движущими силами которого являются диалог и сотрудничество его участников;
- отношение к учебному заведению как к целостному поликультурному пространству, где живут и воссоздаются культурные образцы совместной жизни.
Топонимическая система складывается на протяжении длительного времени и представляет собой конгломерат, в котором отражены культуры, языки, время, социально-исторические условия развития общества. Диахроничность, заключенная в топонимах, позволяет осмыслить формирование этнопедагогической культуры будущих педагогов профессионального обучения.
Подчеркивая культурную значимость топонимов и их тесную связь с жизнью человека, А.В. Суперанская отмечает: «Поскольку основное назначение топонимов — территориально фиксировать объекты, в представлении каждого человека определенное географического название связано с известным местом и эпохой. Это пространственное распределение топонимов позволяет им быть представителями и хранителями значительной культурной информации» [2, с. 15].
Топонимы — важнейшее средство формирования этнопедагогической культуры будущих педагогов профессионального обучения, так как способствуют стимулирования интереса к изучению прошлого и настоящего родного края путем поиска связей между географическими условиями местности и отражением их в географических названиях. Практика показывает, что топонимический материал вызывает большой интерес у студентов, учащихся начальной школы: дети постоянно задают вопрос о происхождении географических названий.
Усвоение географических названий могут вызывать затруднения у студентов, поэтому в методике вырабатываются различные приемы, помогающие запоминанию топонимов:
- Четкое и правильное произнесение впервые встречающихся названий.
- Сопровождение топонима географическим термином, определяющим род объекта (море, река, озеро, гора, хребет, город и т.д.).
- Раскрытие смыслового содержания названий.
- Выявление культурного смысла и значения топонима.
Известный исследователь А.И. Попов отмечал взаимосвязь топонимики с лингвистикой, культурологией, историей. «…Многие факты топонимики получают надлежащее объяснение только при привлечении весьма значительного и многообразного материала — лингвистического, исторического и географического» [3]. Отмеченное А.И. Поповым пограничное положение топонимики на стыке географии, языкознания и истории определяет большие возможности по осуществлению самых широких межпредметных связей в процессе использования топонимического материала при формировании этнопедагогической культуры будущих педагогов профессионального обучения.
Во время анализа художественных произведений преподаватель может обращать внимание обучающихся на географические названия, на их значение и происхождение. С другой стороны, для объяснения топонимического материала можно использовать тексты классической литературы, устного народного творчества.
Задачи формирования этнопедагогической культуры могут быть достигнуты в результате использования бесед, дискуссий, изучения местных обычаев, традиций. Эти методы должны обеспечить положительное самоопределение студентов к этнокультурной педагогической деятельности, подготовить студентов к межкультурному диалогу.
При отборе форм учебной деятельности преподаватель должен опираться на обратную связь в работе со студентами, которая может быть организована через диалоговые формы работы — семинары, конференции, коллоквиумы и т.д. Одно из главных требований при этом — создание комфортных условий, исключающих недоверие и эмоционально-нравственную напряженность, а также использование образовательных возможностей социальной среды.
Такая модель образования призвана решить комплекс задач, обеспечивающих достижение цели формирования этнопедагогической культуры:
- создание условий социокультурной идентификации личности, что является условием вхождения в иную социокультурную общность с учетом опыта освоения своей этнической культуры;
- формирование представлений о культурно-этническом разнообразии мира, специфике поликультурной среды, верований, идеалов, быта различных народов, о важности многообразия культур для развития цивилизации;
- развитие способностей к критическому освоению поликультурной реальности;
- воспитание терпимости и уважения права каждого народа сохранять свою культурную самобытность (толерантности).
Становление личности будущего педагога предполагает усвоение системы гуманистических и культурных ценностей, общечеловеческих ценностей составляющих основу формирования этнопедагогической культуры.
Таким образом, вопрос о внедрении в содержание учебно-воспитательного процесса Вуза комплекса знаний об особенностях этнокультурных особенностях топонимов, традиций, культуры имеет большую социальную значимость. От его успешного решения зависят перспективы гуманизации образования, смысл которых в том, чтобы обеспечить сознательный выбор личностью духовных ценностей и сформировать на их основе устойчивую, непротиворечивую, позитивную этнопедагогическую культуру будущих педагогов профессионального обучения.
Список литературы:
- Мухина В.С. Личность в условиях этнического возрождения и столкновения цивилизации: ХХI в. // Развитие личности, 2000. №1. -19 с.
- Суперанская А. В., Исаева З.Г., Исхакова X. Ф. Топонимия Крыма. Часть I: Введение в топонимию Крыма. — М:. Московский Лицей, 1995.-215 с.
- Попов А.И. Географические названия (Введение в топонимику). — М.: Наука, 2009. — 181 с.[schema type=»book» name=»МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ» author=» Омарова Г.Т., Туксаитова Р.О., Кенжемуратова С.К.» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-02″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]