Авторитет, личность педагога,
его разнообразные достоинства
являются залогом успеха учащихся
В.М. Лизинский
Главной ступенью профессионального развития педагога является педагогическое мастерство, под которым мы понимаем доведённую до высокой ступени совершенства обучающую и воспитательную умелость, которая отражает формы, методы и приёмы, «отшлифованные» в результате применения психолого – педагогической теории на практике. Именно поэтому и обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса.
Современное образование требует от педагогов знания тенденций инновационных изменений в системе образования, знания интерактивных форм, методов и приёмов обучения; владения технологиями целеполагания, диагностирования, проектирования оптимальной авторской методической системы; умения анализировать и оценивать свой индивидуальный стиль, а также особенности и эффективность применяемых педагогических технологий и собственной педагогической деятельности в целом.
Обновление системы образования невозможно без повышения профессиональной компетентности педагогов. Возможность выбирать формы и методы контроля, вносить изменения в рабочие программы по предмету увеличивает и степень ответственности педагогов перед обучающимися и их родителями за то, к каким результатам учебно-воспитательного процесса они придут в итоге. В сложившихся обстоятельствах большую роль играют методические объединения педагогов, которые помогают учителю совершенствовать свою профессиональную компетентность, искать новые пути решения, поставленных перед ними задач, создавать условия для развития и самореализации.
Профессиональный рост учителя невозможен без повышения уровня образованности. Обеспечить которую возможно только с помощью методической работы в образовательной организации.
Методическая работа в школе направлена на разностороннее повышение компетентности и профессионального мастерства педагога, проводимая в целях овладения технологиями и методиками учебно-воспитательного процесса, творческого применения их на уроках и во внеурочной деятельности, поиска инновационных, новых рациональных и эффективных форм, и методов организации, проведения и анализа образовательного процесса.
Методический совет через руководителей методических объединений координирует работу предметных методических объединений учителей. Целью работы методических объединений является совершенствование профессиональных качеств личности каждого учителя, развитие их творческого потенциала и, в конечном счете, повышение эффективности и качества образовательного процесса. Формы организации методической работы динамичны. Нам бы хотелось рассказать о работе нашего методического объединения учителей начальных классов.
В настоящее время наиболее актуальными являются интерактивные формы и методы обучения, которые используются при преподавании различных учебных предметов и позволяют преподавателям повысить мотивацию обучающихся, практическую направленность занятий, а, следовательно, добиваться гарантированных запланированных результатов в своей профессионально – педагогической деятельности. Поэтому мы активно используем эти методы и в работе с педагогами.
Предлагаем вам некоторые интерактивные формы, применяемые нами, которые помогут увидеть общие подходы к интерактивному обучению учителей и окажут практическую помощь организаторам методической работы в разработке и внедрении разнообразных форм методического обучения педагогов.
На современном этапе образования традиционной формой стал мастер-класс. Это форма работы, в которой педагогу представлена возможность публичной демонстрации профессиональной компетентности. В апреле 2015 года на III Образовательном форуме «Федеральный государственный стандарт: опыт решения инновационных задач» в городе Кемерово нами был проведен мастер –класс на тему: «Формирование умения учиться в рамках уроков русского языка по теме «Второстепенные члены предложения. Обстоятельства».
Мастер-класс – одна из форм эффективного профессионального обучения педагогов. М.М. Поташник характеризует мастер-класс как ярко выраженную форму ученичества у мастера.
Цель мастер-класса – создать условия для профессионального самосовершенствования учителя, при котором формируется опыт подготовки к проектированию адаптивной образовательной среды ученика, формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности. На мастер-классе сначала идет презентация педагогического опыта с краткой характеристикой основных идей представляемой технологии, затем представляется система учебных занятий в режиме представляемой технологии, проводится имитационная игра с участниками мастер – класса, демонстрирующая приёмы эффективной работы с обучающимися, после чего участниками мастер-класса выполняется самостоятельная работа по конструированию собственной модели учебного занятия в режиме представляемой технологии, завершается мастер-класс рефлексией в виде дискуссии.
Процесс информатизации современного общества обусловил необходимость применения информационно-коммуникационных технологий. Педагоги нашей школы это понимают и активно применяют ИКТ технологии в своей работе. Такая форма работы как видеоконференция, позволяет распространять свой опыт не только среди педагогов, работающих в нашем учреждении, но и делиться своими наработками с педагогами других школ. Последнее расширенное методическое объединение, с участием педагогов из других школ города проходило в виде квест-игры, где были продемонстрированы следующие формы: проект, видеоконференция, мастер-класс, круглый стол.
Проведение методических объединений возможно с участием родителей учеников нашей школы. Так как вопрос о домашнем задании занимает одно из основных мест в процессе обучения, родители с удовольствием приняли участие в дискуссии и обсуждении дозировки домашнего задания с учетом возможности их выполнения во временных пределах для 1-4 классов.
С введением ФГОС НОО, одной из составляющих которого является инклюзивное обучение, способствующее пробуждению педагогических поисков и педагогического творчества в школе, направленных на обучение и воспитание, а также на создание авторских приемов и методов, разработку авторских программ, в школе появилась новая форма методической работы – творческие группы педагогов, объединение в которые проводится по принципу общности интересов, увлеченности единой идеей. Работа такой группы начинается с возникновения новой идеи, с поисков единомышленников, с определения плана, разработки возникшей идеи. В результате творческое усвоение нового, разработка авторских программ, приемов и методов проходит значительно быстрее, чем в других формах методической работы. В нашей школе были создана творческая группа, в которой педагоги, которые работают в классах интегрированного состава.
В 2015-2016 учебном году на базе нашей школы работает городская проблемно-творческая группа «Система оценки достижения планируемых результатов средствами УМК «Перспективная начальная школа». Педагоги нашей школы делятся наработанным по данной теме опытом.
Еще одним видом методической работы является участие педагогов в городских Днях науки. В марте 2015 года на Дне науки прозвучало выступление по теме «Современные образовательные ресурсы — гарантия достижения планируемых результатов».
Реализация Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования одной из задач ставит перед собой формирование метапредметных результатов. Поэтому проводим совместные методические объединения с учителями основной школы, где анализируем результаты и достижения обучающихся – выпускников начальной школы.
Серьёзным направлением методической работы является повышение профессиональной квалификации педагогов. Повышение профессионального уровня педагогических кадров, соответствующего запросам современной жизни – необходимое условие модернизации системы образования.
Для того чтобы быть успешным учителем нужно постоянно учиться, поэтому учителя регулярно повышают свой профессиональный уровень через самообразование: изучают нормативную документацию и достижения в системе Российского образования, осваивают и внедряют в свою работу современные образовательные технологии, посещают уроки коллег и делятся своим опытом.
Позитивная работа педагогического коллектива – участие в национальном проекте «Образование», в педагогических муниципальных и региональных конкурсах. Наши педагоги участники и победители Всероссийского конкурса «100 лучших учителей России», призеры и победители муниципальных и региональных конкурсов «Учитель года» и «Первый учитель».
В заключении отметим, что главным результатом проведения методической работы в нашей школе стало создание условий для сотрудничества, общения, обмена опытом педагогов, а, следовательно, роста их профессионального мастерства, уровня педагогической компетентности.
Литература
- Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. – М.: 2009 6.
- Татаринова Л.П., Аюпова С.Д. Справочник руководителя методического объединения. — Волгоград: Учитель. 2013. – С.162-164.
- Чуракова Р.Г. Организация методической работы в условиях введения стандарта второго поколения. – М.: Академкнига/Учебник. 2013. –С. 13-19.[schema type=»book» name=»МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, КАК УСЛОВИЕ РОСТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГА» description=»В данной статье рассмотрена организация методической работы в школе. Проанализированы формы, методы и приёмы, направленные на повышение профессиональной образованности педагога. Раскрыты характерные особенности содержания методической работы в образовательном учреждении. Выявлена и обоснована необходимость проведения мастер-классов, совместных диалогов обучающихся и родителей, создание проблемно-творческих групп.» author=»Холодкова Марина Сергеевна, Николаева Татьяна Геннадьевна, Булдакова Аксана Сергеевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-24″ edition=»euroasian-science.ru_25-26.03.2016_3(24)» ebook=»yes» ]