Модернизации образования в России предъявляет новые более высокие требования к подготовке педагогических кадров. В качестве одного из основополагающих принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования выступает «обеспечение права на образование на протяжении всей жизни в соответствии с потребностями личности, непрерывность образования, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека».
В число основных источников эффективности непрерывного повышения квалификации можно отнести: диагностику затруднений педагогов в профессиональной деятельности, анализ педагогических проблем и выстраивание содержания дополнительных профессиональных программ в соответствие с запросами и потребностями педагогов; активное привлечение педагогов к разработке программ профессионального роста; определение индивидуальной образовательной траектории в рамках курсов повышения квалификации; отработку практических навыков, непосредственно на практике, используя потенциал ведущих общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования детей Челябинской области.
Современный период развития нашего общества требует от педагога умения реализовать себя в профессиональной деятельности, что требует проявления гибкости, нешаблонности мышления, инициативы, способности продуцировать новые идеи.
Мы опираемся на представление, где профессиональная компетентность рассматривается как интегральная характеристика специалиста, которая определяет его способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности с использованием знаний и жизненного опыта, ценностей и наклонностей (О.Е. Лебедев, А.П. Тряпицына).
Системе дополнительного образования детей нужен педагог-воспитатель, способный не только работать в условиях постоянных перемен, но и быть субъектом этих перемен, их инициатором и активным участником. Современный педагог должен быть, прежде всего, направлен на детей, обладать коммуникативными качествами, эмпатийностью, стремиться к партнерским отношениям со своими воспитанниками; владеть знаниями, достаточными для разработки авторской программы; умением использовать в своей деятельности разнообразные педагогические средства и приемы, инновационные технологии; владеть техникой исследовательской деятельности, ее организации и анализа. В этой связи необходимо учитывать важнейшую роль личности педагога как носителя нравственных ценностей, который является образцом для подражания, идеалом для самовоспитания, поиска и определения смысла собственного бытия. Поэтому, основная задача кафедры воспитания и дополнительного образования ГБОУ ДПО ЧИППКРО — оказание содействия в развитии профессионального компетенции педагога:
— планирование образовательного процесса, которое отвечают требованиям к уровню подготовки педагогов с опорой на профессиональный стандарт и модель карьерного роста, а также с критериями эффективного контракта;
— обновление содержания профессиональных образовательных программ повышения квалификации в соответствии с новыми нормативными документами в сфере образования, а также включение в программы педагогического, психолого-педагогического и дефектологического направлений образовательных модулей, относящихся к работе с одаренными детьми, детьми с ограниченными возможностями здоровья;
— формирование современной системы сопровождения непрерывного профессионального развития педагогических кадров через реализацию сетевых форм и модульных программ повышения квалификации с возможностью обучения по индивидуальной образовательной программе, тьюторское сопровождение профессионального развития, организация профессионального образования в форме стажировок на базе ресурсных цент ров и лучших практик;
— поддержка создания и деятельности профессиональных педагогических сообществ (ассоциаций) педагогов сферы дополнительного образования.
В практике повышения квалификации педагогов стоит опираться на такие принципы как:
— принцип обеспечения развития педагога как субъекта преобразования собственной профессиональной воспитательной деятельности и как субъекта непрерывного профессионального образования;
— принцип стимулирования и поддержки образовательной активности педагогов, направленной на исследовательские инициативы и эксперименты как источники развития и формирования профессиональной компетентности.
В этой связи стратегия развития профессиональной компетентности предусматривает разработку и реализацию общих подходов к системе непрерывного профессионального развития педагога, как в курсовой период повышения квалификации, так и в межкурсовой период повышения квалификации.
С учетом выше обозначенного повышение квалификации педагогов в нашем институте реализуется посредством следующих трех механизмов, а именно:
— определение уровня профессиональной подготовки педагогов-слушателей по программам дополнительного профессионального образования;
— формирование содержания образовательных программ повышения квалификации с учетом индивидуальных профессиональных потребностей, выявленных затруднений, проблем и нормативных квалификационно-педагогических требований к данной категории педагогов;
— внедрение проектных технологий и активных форм обучения педагогов, которые адекватны способам профессиональной деятельности педагогов-воспитателей и способствуют оптимальному освоению содержания образовательных программ.
При организации курсовой подготовки на кафедре изучаются профессиональные затруднения и достижения педагогов, проводится анкетирование, опрос потребностей педагогов, удовлетворенность предоставленными образовательными услугами. Диагностические материалы с одной стороны, отражает самооценку слушателями собственных знаний и позиций, по основным разделам, реализуемых программ, с другой стороны, выявляет реальный уровень владения слушателями вопросов, отраженных в образовательных программах повышения квалификации. За последний год на основании диагностики в рамках курсовой подготовки мы можем констатировать, что большинство педагогов демонстрирует средний уровень профессиональной подготовки, что мы объясняем достаточным опытом педагогов в решении профессиональных вопросов, однако у педагогов имеются следующие затруднения:
— владение способами мотивации ребенка к участию в деятельности;
— владение современными технологиями и формами организации образовательного процесса;
— определение способов и механизмов создания условий для реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся и другие.
Выделенные слабые стороны профессиональной подготовки педагогов позволяют определить ключевые подходы определения содержания профессиональных программ повышения квалификации педагогов дополнительного образования.
На основании результатов диагностики, изучения потребностей педагогов формируется содержания образовательных программ повышения квалификации с учетом индивидуальных профессиональных потребностей, выявленных затруднений, проблем и нормативных квалификационно-педагогических требований к данной категории педагогов.
Содержание образовательных программ имеет общую структуру, состоящую из двух блоков: инвариантного (базового) и вариативного. В структуру входят четыре модуля, предусматривающие общие требования реализации образовательной политики в сфере дополнительного и общего образования. Вариативные компоненты содержания основаны на принципе дифференцированного обучения для педагогов с учетом их индивидуальных профессиональных потребностей, выявленных затруднений, проблем и нормативных квалификационно-педагогических требований к данной категории педагогов.
В содержании программы особое внимание уделяется вопросам «проектирования персонального образования как информационно насыщенного социокультурного пространства конструирования идентичности»:
— возможности участия в различных развивающих образовательных программах на основе добровольного выбора программ, режима и темпа освоения;
— изучение образовательных потребностей детей и родителей (законных представителей);
— выстраивание индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка, в том числе для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, одаренных детей, детей с ограниченными возможностями ребенка, детей-инвалидов.
В содержании программы уделяется внимание интеграции дополнительного и общего образования, а именно:
— модель интеграции дополнительного и общего образования в рамках муниципальной образовательной системы: цели, содержание, этапы, уровни интеграции;
— возможности, задачи и модели организации дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях;
— организация социального партнерств с музеями, библиотеками, общественными культурно-выставочными площадками, общественными организациями, с инновационными организационными формами – парки и музеи науки, эксплораториумы, коптьютерно-мультимедийные студии, студии робототехники, 3-d моделирования, коммерческие и некоммерческие проекты организации детского досуга и отдыха, образовательного туризма, и организация сетевого взаимодействия организаций различного типа, ведомственной принадлежности в рамках кластерных систем;
— технологии разработки интегрированных программ образования и социализации с различными организациями, сетевые формы реализации общеразвивающих программ;
Повышение квалификации педагогов осуществляется посредством освоения слушателями образовательных программ на традиционных курсах, курсах дистанционного обучения, стажировках, постоянно-действующих семинарах и т.д. Все курсы повышения квалификации содержат технологический модуль, обеспечивающий развитие проектировочной компетентности педагогических работников через разработку образовательных программ нового поколения.
Выдвижение в качестве цели профессионального развития педагога компетентности, в том числе проектировочной, создает условия для выбора наиболее оптимальных форм и средств реализации данного процесса. На содержательном уровне это разработка и реализация специальных программ обучения проектированию с различными образовательными модулями, которые может подобрать себе каждый педагог. На организационном уровне – это использование таких форм обучения, которые в наибольшей степени способствуют формированию проектировочных умений: аналитических, прогностических, целеполагание, презентационных и т.д.
Эффективность процесса повышения квалификации педагогов обеспечивается следующими организационно-педагогическими условиями: проблемное изложение содержания курсовой подготовки; организация образовательного взаимодействия, основанного на личностном выборе каждым слушателем условий, средств, способов действий, форм курсовой подготовки; модульность программ; накопительная система повышения квалификации.
Отметим положительные моменты использования проектировочной деятельности и активных методов обучения:
- актуальность приобретения навыков взаимодействия, то есть умений работать в разнообразных группах, исполняя разные роли (конструктор, эксперт, спикер, разработчик и т.д.);
- необходимость не столько передать обучаемым сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, научить пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
- актуальность широких человеческих контактов, знакомство с различными культурами, разными точками зрения на одну проблему;
- значимость для развития у педагога умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.
значимость для развития у педагога умения проектировать дополнительную общеобразовательную программу, обновляя содержание, используя различные методы и формы деятельности, в том числе инновационные технологии, включая дистанционное, электронное обучение.
Важнейшей инновационной ветвью в образовании является включение в процесс обучения не только преподавателя, но и тьютора. В дидактике тьютор – это позиция, сопровождающая, поддерживающая процесс самообразования, индивидуальный образовательный поиск, осуществляющая поддержку разработки и реализации индивидуальных образовательных проектов и программ. Тьюторство востребовано в сферах достаточно сложного содержания, где нет однозначных методов познания, где понимание требует персональных, личных усилий. Такое понимание не может быть, как правило, организовано технологически, для всех одинаково.
В настоящее время кафедра воспитания и дополнительного образования активно развивает систему тьюторства, привлекая опытных педагогов-практиков Челябинской области. В системе повышения квалификации тьютор – это высококвалифицированный педагог, обученный и работающий по программам повышения квалификации, реализуемым Институтом. Это позволяет максимально учитывать потребности и запросы самих педагогов, обеспечив их непрерывное самообразование.
В помощь педагогам Челябинской областной образовательной системы в ГБОУ ДПО ЧИППКРО проводятся межкурсовые мероприятия Всероссийские конференции: «Развитие дополнительного образования детей в контексте современной образовательной политики», «Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования»; модульный курс «Конкурс профессионального мастерства как средство повышения квалификации педагогов образовательных учреждений». Изданы учебно-методические пособия: «Программное обеспечение работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования детей», «Конкурс профессионального мастерства педагогов дополнительного образования», «Профессиональная деятельность педагога дополнительного образования в условиях реализации ФГОС общего образования» авторы-составители Н. Н. Журба, Ю.В. Ребикова, Г.С. Шушарина, А.В. Щербаков. Издания содержат научно-методические материалы и рекомендации, подготовленные с учетом современных требований к программам дополнительного образования детей. В них рассмотрены вопросы классификации образовательных программ, принципов построения; технологии проектирования программ дополнительного образования детей; современные требования к содержанию и оформлению программ нового поколения; способы оценивания результативности и др. Также представлены нормативные документы, необходимые при разработке образовательной программы и некоторые примеры отдельных ее разделов. Особое внимание уделено обновлению программ в условиях введения ФГОС, представлен алгоритм моделирования внеурочной деятельности в различных условиях организации образовательного процесса. Пособия содержат алгоритм подготовки к конкурсному мероприятию, сценарии открытых занятий, образовательные программы победителей областного этапа конкурса «Сердце отдаю детям».
Практика показывает, что наибольший и наиболее быстрый эффект оказывает вовлечение педагогов в проблемные ситуации, связанные с мобилизацией их проектировочных способностей, в частности участие в конкурсах профессионального мастерства «Сердце отдаю детям», а также в научно-практических конференциях и открытых занятиях, т.е. тех формах методической работы, которые требуют предъявления и оценки творческого продукта: программы, статьи, плана открытого занятия и т.п.
Таким образом, эффективность работы по развитию профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования в условиях повышения квалификации зависит от организации и результатов сотрудничества, сотворчества педагогов с преподавателями института, с коллегами из других образовательных организаций на принципах синергии, то есть взаимодополнения и взаимообогащения методологической культуры, практики творческой деятельности.[schema type=»book» name=»К ПРОБЛЕМЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В КОНТЕКСТЕ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» author=»Шушарина Галина Сергеевна, Мельникова Анжелика Амановна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-12″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]