Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ В ОБРАЗОВАНИИ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ В ОБРАЗОВАНИИ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Вопрос о наличии проблем в нашем образовании звучит почти так же, как вопрос в знаменитом кинофильме: «Есть ли жизнь на Марсе? Нет ли жизни на Марсе?..» Проблемы есть всегда. Вопрос надо, на наш взгляд, формулировать по-другому: «Знаем ли мы о существующих проблемах?  Можем ли мы их преодолеть?»

Сегодня государство ставит перед образовательными учреждениями новые задачи. Одна из них – подготовка специалистов рабочих профессий, которые способны выполнять достаточно сложные практические задания и способствовать развитию российской промышленности. Подготовкой таких специалистов заняты учреждения среднего профессионального образования.

Наш Санкт-Петербургский Колледж отраслевых технологий «Краснодеревец» уже 70 лет занимается подготовкой рабочих для предприятий Санкт-Петербурга и области.

Помимо образовательного учреждения, учащиеся которого являются победителями Российских и международных профессиональных конкурсов, а выпускники успешно трудятся в музеях и на предприятиях города, колледж так же является настоящим центром средоточия проблем. Причем, часто эти проблемы приходят вместе с учениками. К нам, в основном, «отсеивается» слабо социализированный контингент из школ города и области. Мы принимаем на обучение ребят, которые не смогли освоить знания, предлагаемые в других образовательных учреждениях, не смогли освоить по разным причинам.

Исследования, проведенные в нашем колледже, выявили две  основные  проблемы, присущие нашим учащимся.

Первая — это личностная. Учащимся малоинтересно читать учебники, делать домашнее задание, уже не говоря о самообразовании. По мнению большинства учеников, после школы знания им не пригодятся, и без этого они смогут добиться успеха (под успехом подразумевается нажитый большой денежный капитал). В правильности этой мысли наших ребят активно поддерживают, что очень настораживает, родители. Родители наших обучающихся на 70% принадлежат к той части населения, которая по социальному положению находится или в середине, или на несколько ступеней ниже среднего уровня.

Второй вид проблемы – несоответствие прав и степени ответственности. В законе «Об образовании» сказано, что каждый учащийся должен достигнуть определенного образовательного уровня в независимости от способностей и желания. Но за невыполнение этого конституционного требования о получении среднего образования никакой ответственности (ни для учащихся, ни для их родителей) не предусмотрено.

 Практически каждый родитель нашего ученика на обращение преподавателя отвечает следующим образом: «Он/она уже взрослый, я ничего не могу и не хочу делать. Пусть решает свои проблемы сам». И таких учеников в группе не один-два, такие все. Что делать преподавателю? В чем его предназначение? Какими методиками пользоваться на уроке?

Мы все знаем, что новые условия жизни, новые запросы общества, новые стандарты определили целью образования такое развитие учащихся, которое обеспечит ключевую компетенцию «научить учиться». Но! Хорошо и интересно учить тех, кто хочет учиться. Большинство учащихся нашего учебного заведения имеют целый комплекс проблем, которые приводят к протесту и полному неприятию процесса обучения.

Проблема  «Почему ученикам не хочется идти в образовательное учреждение» в нашем колледже имеет достаточно выраженный характер. Поэтому первой задачей педагогического коллектива является изменение отношения учащихся к образовательному учреждению и к самому процессу обучения. И если с этим мы справимся, все остальные образовательные и воспитательные задачи будут иметь право на существование.

Как говорил знаменитый французский писатель Дени Дидро: ”Образование придает человеку достоинство, да и раб начинает сознавать, что не рожден для рабства”.

Что и как мы, преподаватели Колледжа отраслевых технологий делаем для того, чтобы вернуть нашим ученикам чувство собственного достоинства, самоуважения и уверенности в своих знаниях и умениях?

Мы представляем проект «Интеграция». Рабочее название проекта   «Я не хочу учиться…» Фундаментом нашего проекта стали 3 «кита»: бинарные уроки, контентные блог- проекты и собственно предметная проектная деятельность.

Расскажем о возможностях использования блог-проектов в образовательном пространстве. Блог- это веб-сайт, основное содержимое которого —  регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображение, видео. Речь идёт о содержательных блогах. Такие блоги мы и назовём контентными. Их ещё можно назвать блогами одной темы. Блоги публичны и предполагают сторонних читателей, они примечательны демократичностью и лёгкостью создания. Это удачная площадка для сотрудничества в образовательной среде. Особенностями блога являются:

  • публичность;
  • возможность оставлять комментарии;
  • наличие даты, расположение в обратной хронологии;
  • авторство.

Использовать блоги в образовательном процессе могут как учителя  гуманитарных дисциплин, так и физико-математических и естественнонаучных.

Итак, почему же идея блогов привлекательна? Зачем нам это надо? Как педагогически оправдано применение блогов? В первую очередь, хотим отметить такую особенность блога, как сжатость текста. Мы сколь угодно долго можем сетовать на это, но в условиях подготовки к ГИА, экзаменам, предъявляющим именно это требование к создаваемому  учеником тексту, блог может стать хорошей тренировкой создания таких сжатых, целостных, композиционно продуманных высказываний.

Во-вторых, для педагогов немаловажен познавательный интерес, возникающий у детей, так как темы, предлагаемые для обсуждения, мы бы назвали «живыми», не абстрактными.

В-третьих, это даёт учащимся возможность выбора темы, когда в образовательном пространстве колледжа существует 3-4 блог-проекта. Таким образом, мы сможем учитывать наклонности и интересы обучающихся.

Четвёртой причиной является взаимообучение. Сведения, полученные от сверстника, подчас вызывают больший интерес, чем слово учебника. В современном информационном пространстве учащиеся ориентируются подчас лучше учителей, и эти знания и умения мы можем использовать в процессе обучения.

Публичность блога снимает проблему, стоящую перед большинством учителей- словесников: проблему списанных сочинений. Если в открытом доступе есть работа, то другой пользователь уже не напишет то же самое. Опосредованно это приучает детей к уважению авторских прав, к корректности цитирования, к понятию интеллектуальной собственности.

Отметим важный в наше время процесс социализации учащихся колледжа, ведь темы, предлагаемые для обсуждения, актуальны, злободневны, публицистичны. Молодое поколение живет, к сожалению, в неидеальном мире, и от того, насколько активна будет их жизненная позиция, зависит их будущее, будущее их детей, будущее мира. Мы предложили такие темы контентных блогов: «Что может математик», «Почему слоны не могут быть с гору, или как связать математику и биологию» и «Криптография».

Более подробно представим ту часть нашей работы, которая относится к предметной проектной деятельности. Часто можно слышать: «Проектная деятельность успешна там, где есть мотивированные, с глубокими знаниями ученики». Наверно – да. Но…

Опыт нашей работы показал, что и учащиеся из групп риска: учащиеся из неблагополучных семей, ученики, показывающие крайне низкие образовательные результаты, ученики, часто плохо владеющие русским языком, могут делать открытия.

Учителя на уроках часто слышат в ответ на свои вопросы или приглашения к размышлениям слова «я не знаю». Наши ученики за предыдущие годы пребывания в учебном заведении поняли, что слова «я не знаю», как правило, весьма эффективно избавляют их от необходимости работать наравне с другими. Появился мощный стимул просто ответить не задумываясь: «Я не знаю». Всех учителей нашей рабочей группы отличает одно важное качество: мы свято верим в то, что каждого ученика можно сделать существенно активнее и лучше. Большие ожидания предъявляются даже к тем ребятам, кто пока еще сам не видит в себе ничего выдающегося. Один из ключевых компонентов культуры работы учителей нашей группы — неприемлемость отказа от участия в работе: мы не поощряем бормотания «я не знаю» вместо ответа на вопрос учителя или безучастного пожимания плечами в надежде, что тебя оставят в покое.

Проект – временная целенаправленная деятельность на получение уникального результата. Для большинства наших учащихся это первый опыт подобной работы и результат действительно уникален для них. Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. К важным для нашего образовательного учреждения положительным факторам проектной деятельности относятся:

  • повышение мотивации учащихся;
  • развитие творческих способностей;
  • формирование чувства ответственности;
  • создание условий для отношений сотрудничества между преподавателем и учащимся.

Может возникнуть вопрос: «Смогут ли учащиеся с проблемой в развитии и поведении реализовать задуманное?»  Стоит задуматься, а стоит ли начинать такую сложную работу с молодыми людьми, у которых существуют проблемы в обучении? Однозначно – да! Проектная деятельность позволила начать создание единого образовательного пространства, которое объединит всех. Руководит проектной деятельностью проектно-исследовательский центр колледжа, основная цель которого – помощь. Помочь найти интересную тему, помочь ее изучить, помочь найти единомышленников, причем не только среди сверстников, но и среди преподавателей, родителей, социальных партнеров, и помочь получить результат своей работы. Главный результат работы центра – успешный молодой человек.

Направления проектной деятельности в колледже:

  1. Проект «Чтения». Лингвистические, олимпийские, математические, естественно-научные и пр.
  2. Проект «Наши первые шаги в науке». Для всех наших учеников этот проект – реальные первые шаги в науках.
  3. Проект «Это удивительное понятие». Данный проект направлен на всестороннее изучение одного понятия математики – пирамида. Почему именное пирамида?

История человеческих цивилизаций – это история пирамид. Почему именно пирамида является базисом для формирования человеческой культуры?

Уже многие тысячелетия форма четырехгранной пирамиды является предметом размышлений для пытливого ума. Пирамида в зоне своей деятельности прямо либо опосредованно исправляет структуру Пространства, приближает его к состоянию Гармонии. Все, что находится либо попадает в это Пространство, начинает развиваться в направлении Гармонии. При этом вероятность возникновения различных неприятностей падает. В зоне воздействия Пирамиды проявляются явления, которые сегодня можно отнести к феноменологии. Пирамида оказывает мощное антистрессорное воздействие, не дает иммунной системе свалиться в сторону «стареющего организма». Человек Ленивый захочет во всем сказанном усмотреть мистику и все отвергнуть, Человек Разумный захочет во всем этом разобраться и очень скоро поймет, что в данном случае мы просто имеем дело с физикой, которой мы еще не знаем, с биологией, которой мы еще не знаем. Тем более нужны усилия Науки физики, философии, биологии и др. для того, чтобы разобраться, что есть наш Мир, в котором мы живем.

На огромные каменные блоки наткнулись аквалангисты, ныряя у берегов маленького японского островка, расположенного на северо-западе Окинавы. Местные жители о них знали, но считали естественными образованиями — просто глыбами. Однако оказалось: блоки обтесаны и аккуратно уложены в так называемый зиггурат — ступенчатую пирамиду. Ступеней — пять. Основание пирамиды — 180 на 180 метров, высота — 30 метров. Вокруг расставлены зигуратты поменьше, между ними проложена дорога. Весь комплекс напоминает египетский, но с Южно-Американскими — ступенчатыми чертами.

Японские пирамиды озадачивают ученых больше, чем египетские. Ведь по их прикидкам, сооружения появились более 10 тысяч лет назад, когда дно в районе острова было еще сушей. То есть, в конце последнего ледникового периода. Когда египтяне были еще первобытными людьми. Но кто тогда строил?

Обратимся к самому слову «пирамида». Пирамида в Японии Kinjito состоит из трех иероглифов: 1) Kin – золото; 2) Ji –символ, знак, буква; 3) To – башня. Получается «Башня с формой иероглифа золота».  В Японии нет пирамид, но древние японцы в период формирования нации заимствовали у Китая иероглифику и многое из культуры, в том числе и слово-термин «пирамида».

Китайское определение «пирамиды» акцентирует внимание на внутреннюю составляющую, имеющую эзотерический смысл. В комплексе с арабским прочтением получается, что пирамида – это древнейшее и огромное сооружение, воздвигнутое в незапамятные времена для хранения информации, представляющих огромную ценность для человечества.

Пирамида (геометрия) — тип многогранников.

Пирамида (архитектура) — вид архитектурного сооружения в форме пирамиды.

Энергетическая пирамида — конструкция пирамидальной формы, предназначенная для аккумулирования (концентрации) гипотетической аномальной (паранормальной) духовной (психической) энергии.

Пирамида — элемент художественной, силовой и пластической акробатики, групповое расположение акробатов, которые, поддерживая друг друга, образуют сложные фигуры.

О пирамиде можно много и по-разному рассказывать. Пирамида многогранна в прямом и переносном смысле. Мы наслышаны о пирамидах со школьной скамьи, с детства они волнуют наш ум и воображение. Когда мы думаем о пирамидах, перед нами сразу всплывают египетские пейзажи, пустыни, река Нил, где тысячи лет стоят великие сооружения, а затем к нам приходит ощущение тайны, которую можно ощущать, но тяжело понять. Что значит «пирамида» как термин и слово? Каждый из нас держит схожий образ пирамиды в голове, но дает его различные интерпретации.

Притягателен образ  пирамиды и для литераторов. Это образ позволяет учителю литературы заинтересовать учащихся и творчеством Н.Гумилёва

(«Дон Жуан в Египте»), и такой нелюбимой для современного школьника советской литературой: обнаружив малоизвестный роман- наваждение  Л.Леонова «Пирамида», учащиеся вовлекаются в увлекательную историко-литературоведческую игру- расшифровку текста в тексте, где за рассказом о древнеегипетском фараоне главный герой прячет адресованное Сталину предупреждение, где мир представляется пирамидой, за вершину  которой человечество уже перешагнуло. И, конечно же, Дэн Браун и его «Код да Винчи»: математические, лингвистические, географические исследования в рамках проекта помогают учащимся уже осознанно читать текст.

Задачи проекта «Это удивительное понятие»:

  1. Пользуясь словарями, найти различные значения термина пирамида, проанализировать их с точки зрения математического, языкового, географического, исторического понятия.
  2. Познакомиться с историей формирования понятия пирамида в математике.
  3. Описать особенности применения рассматриваемого понятия в различных науках и сферах человеческой деятельности.

И так: «Есть ли жизнь на Марсе?» Проблемы в образовании были, есть и будут. Образование – не статично, оно постоянно развивается, обновляется. И как во всем новом, неизведанном, в образовании будут возникать проблемы. Мы определили наши проблемы, проблемы Колледжа отраслевых технологий «Краснодеревец», которые мешают и учащимся, и преподавателям. Мы пытаемся их решить. Это тяжелая и долгая работа. Но она не бесперспективна.

Работая над усовершенствованием Российского образования, министерству, ученым, методистам хочется сказать: «Будущее России – это дети. Дети, которые учатся не только в гимназия, лицеях, престижных школах. Будущее России – это ВСЕ дети.»

Список литературы:

  1. Глейзер Г.И. История математики в школе. М.: Просвещение, 1982. – 346 с.
  2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Аз; Издание 3-е, стер. 1996 – 928 с.
  3. Фридман Е.М. Математика. Проекты? Проекты…Проекты! 5-11 классы. Учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону: ООО «Легион», 2014 – 44 с.
  4. Александр Голод. Пирамиды в пропорциях Золотого Сечения — генератор жизни. Эффект формы Пирамид как фактор Гармонии структуры Пространства. https:// glasnet.ru/
  5. Межпредметная учебная интеграция в школьном образовании. Из методического опыта Школьной Лиги. /Под ред. В.Ю. Пузыревского. – СПб.: Издательство «Лема», 2013 – 118 с.
  6. Дуг Лемов. Мастерство учителя. Проверенные методики выдающихся преподавателей. М.: Манн, Иванов и Фербер.2014 – 416 с.[schema type=»book» name=»К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ В ОБРАЗОВАНИИ» description=»Целью работы, описанной в статье, было решение проблем в обучении и воспитании учащихся Колледжа отраслевых технологий «Краснодеревец» г.Санкт-Петербург. Для этого была создана творческая группа, которая работала над проектом «Интеграция». Задачами группы были: 1. Определение основных проблем, с которыми учащиеся колледжа сталкиваются в процессе обучения. 2. Создание проектно-исследовательского центра из числа учащихся, преподавателей и социальных партнеров. 3. Внедрение новых видов деятельности в процесс обучения учащихся колледжа. Результаты проделанной работы: 1. Создание блог-проектов. 2. Организация проектной деятельности учащихся. 3. Изменение отношения учащихся к процессу обучения. 4. Социализация учащихся. 5. Созданы условия для новых отношений сотрудничества между преподавателем и учащимся. » author=»Лысенко Ирина Ивановна, Рыбакова Екатерина Васильевна, Дементьев Александр Электронович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-31″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_31.10.15_10(19)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found