Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

КРИТЕРИИ ОТБОРА В СПОРТИВНУЮ СЕКЦИЮ ТХЭКВОНДО НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . КРИТЕРИИ ОТБОРА В СПОРТИВНУЮ СЕКЦИЮ ТХЭКВОНДО НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Актуальность проблемы спортивного отбора на современном этапе развития спорта не только не снижается, а возрастает с новой силой. Это связано с тем, что существующая практика отбора в спорте пока не может быть оценена как достаточно эффективная и соответствующая современным требованиям стремительно развивающегося спорта высших достижений [3, 4, 5].

Сложность современного процесса спортивного отбора обусловлена необходимостью учета многих критериев. При этом, определение важности того или иного критерия является приоритетной задачей. С другой стороны, оценивать перспективность спортсмена на основе одного или двух, допустим, даже самых важных критериев было бы не верно.

На основе анализа научной литературы [1, 2, 6] мы выделили десять критериев отбора в спортивную секцию тхэквондо. Для определения важности критериев спортивного отбора на начальном этапе подготовки мы провели анкетный опрос среди тренеров, имеющих достаточный опыт работы. Результаты опроса представлены в таблице 1.

Таблица 1

Важность критериев отбора в спортивную секцию тхэквондо

на начальном этапе подготовки

Критерий

Место (M±m), баллы
1 Антропометрические показатели (длина и масса тела, длина ног, соотношение роста к длине ноги, длина стопы, длина туловища 2,8±0,4
2 Мотивация к занятиям спортом 3,4±0,6
3 Качество освоения технических элементов и оценка координационных способностей, специализированных восприятий (способность к сохранению равновесия) 4,6±0,5
4 Уровень физической подготовленности и развитие двигательных качеств, обусловленных природными задатками 5,0±0,7
5 Оптимальный уровень психологических показателей (тип темперамента, уверенность в себе, низкий уровень тревожности, тип нервной системы) 5,2±0,4
6 Отношение родителей к занятию детей спортом 5,4±0,7
7 Высокий уровень психофизиологических показателей (сложная и простая двигательная реакция, помехоустойчивость, высокие показатели теппинг-теста) 5,8±0,7
8 Оптимальный возраст занятия спортом (тхэквондо) 6,6±0,6
9 Опережение паспортного возраста биологическим 7,7±0,7
10 Способность к выполнению монотонной работы 8,2±0,3

Проведенный опрос показал, что на первое место у многих тренеров выходит критерий антропометрических показателей. Стоит отметить, что некоторые ставили данный критерий на шестое место. Тем не менее, общая оценка по первому критерию сформировалась в приделах 2,8±0,4 баллов. Действительно, необходимо признать логику первостепенности данного критерия. В свете последних изменений в правилах, когда критерий оценки силы удара в голову снизился, и судейский корпус дал четко понять, что будет оцениваться любое касание головы, необходимость в сильном и быстром ударе просто отпала. И как следствие, преимуществом завладели те тхэквондисты, у кого длина ноги была больше. Это позволило, не прилагая значительных усилий зарабатывать по три и по четыре балла за один удар, кроме этого держать противника на удобной для себя дистанции за счет длины ног.

На второе место респонденты вывели такой критерий, как мотивация к занятиям спортом (3,4±0,6 балла). В данном случае важность данного критерия неоспорима. Стоит ли говорить о том, что наличие превосходных антропометрических данных нивелируется отсутствием желания тренироваться и достигать более высокого спортивного результата. С другой стороны, наличие мотивации – задача, в первую очередь, педагогическая и решать её должен, на наш взгляд, тренер.

Замыкает тройку лидеров критерий качества освоения технических элементов и оценка координационных способностей, специализированных восприятий: средний балл составляет 4,6±0,5. На наш взгляд, этот критерий имеет одно из решающих значений именно на начальном этапе, показывая предпосылки к дальнейшему освоению всего технико-тактического арсенала в тхэквондо.

На четвертом месте критерий определяющий уровень физической подготовленности и развитие двигательных качеств, обусловленных природными задатками (5,0±0,7 баллов). Стоит отметить наибольшей разброс оценок по данному критерию от 1 до 9 баллов. Данный факт объясняет расхождение во мнениях многих специалистов-теоретиков в области спортивного отбора, утверждающих как о важности наличия высокого уровня физической подготовленности, так и говорящих о том, что достижение высоких показателей в силе, ловкости, выносливости вопрос лишь методики тренировок, вследствие чего, уделять большое внимание этого критерию не стоит. Мы считаем, что данный критерий, несомненно, важен, так как наличие высоких показателей по физической подготовке позволит быстрее и качественнее осваивать технический арсенал вида спорта.

В середине таблицы, по результатам опроса, разместился критерий определяющий оптимальный уровень психологических показателей (5,2±0,4 баллов). На наш взгляд, данный критерий трудно недооценить. Такие показатели, как тип темперамента, уверенность в себе, низкий уровень тревожности, тип нервной системы являются определяющими для результативности в соревновательной деятельности.

Шестое место по оценкам респондентов занял немаловажный критерий отношения родителей к занятию детей спортом (5,4±0,7 баллов). В настоящее время это особенно становиться актуальным, так как именно на начальном этапе. Речь идет о расстановке приоритетов между общеобразовательным учреждением и детско-юношеской спортивной школой. Мы не делаем попытки оспорить первостепенность образования перед занятиями спортом, но существует категория родителей, которая не позволяет посещать спортивную секцию из-за плохих отметок в школе, таким образом наказывая ребенка. В первую очередь это формирует у ребенка представление о том, что занятия спортом можно пропускать. В дальнейшем, когда родители перестают контролировать учебу и ребенок становится более самостоятельным, наблюдаются регулярные пропуски спортивной секции в угоду прогулкам с друзьями и компьютерным играм.

Критерий психофизиологических показателей для респондентов не оказался столь значительным. В целом можно сказать, что средняя оценка не сильно отличается от трех предыдущих (5,8±0,7 баллов), но именно двигательная реакция и высокие показатели теппинг-теста являются показателями, трудно поддающимися увеличению в процессе тренировки. Также нельзя недооценивать роль простой и сложной двигательной реакции в тхэквондо, равно как и показатели теппинг-теста, определяющего работу нервно-мышечного аппарата. В последующих исследованиях еще предстоит выявить важность этого критерия на практике.

Логично, на наш взгляд, замыкают десятку критериев отбора в спортивную секцию тхэквондо вопросы, связанные с оптимальным возрастом занятия спортом (6,6±0,6 баллов), опережением паспортного возраста биологическим (7,7±0,7 баллов) и способности к выполнению монотонной работы (8,2±0,3 баллов). По вопросу выявления оптимального возраста еще предстоит провести еще ряд педагогических экспериментов. Что касается опережения паспортного возраста биологическим, то на начальном этапе этот фактор, скорее всего, будет иметь значение, но как показывает теория и методика спортивной тренировки после полового созревания данная разница абсолютно нивелируется. Способность к выполнению монотонной работы, на наш взгляд, несколько незаслуженно занимает последнее место, так как в тренировочном процессе данный вид работы имеет место, и то, как ребенок справляется с ней, имеет немаловажное значение.

Список литературы:

  1. Афанасьева И.А. Спортивный отбор таэквондистов с учётом их генетических особенностей тренируемости: дисс. … канд. пед. наук. СПб., 2002 – 144 с.
  2. Бриль М.С. Отбор в спортивных играх. М.: Физкультура и спорт, 1980. – 127 с.
  3. Волков В.М., Филин В.П. Спортивный отбор. М.: Физкультура и спорт, 1983. – 175 с.
  4. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. СПб.: Издательство «Лань», 2004. – 160 с.
  5. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения. Киев: Олимпийская литература, 2004. – 808 с.
  6. Шинкарук О.А. Отбор спортсменов и ориентация их подготовки в процессе многолетнего совершенствования (на материале олимпийских видов спорта): Автореф. дис. … д-ра пед. наук. Киев, 2011. – 42 с.[schema type=»book» name=»КРИТЕРИИ ОТБОРА В СПОРТИВНУЮ СЕКЦИЮ ТХЭКВОНДО НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ» description=»В статье рассматриваются факторы, определяющие успешность ведения современного поединка в тхэквондо на этапе начальной подготовки. На основе данных, полученных с помощью метода экспертных оценок, авторами представлены и описаны десять факторов проранжированных по степени значимости в данном виде спорта в контексте соревновательной деятельности.» author=»Вершинин Михаил Александрович, Вандышев Сергей Владимирович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-27″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found