Зависимость в толковых словарях определяется как состояние и положение зависимого человека [5]. Зависеть можно от людей или от каких-либо обстоятельств. Наиболее часто в современном мире встречается зависимость от лекарственных средств. В светской психологии зависимость делят на физиологическую и психологическую, причем последний вид встречается чаще и служит основой для первого, хотя сам по себе и не вызывает серьезные физиологические дисфункции в организме [3].
Компьютерная зависимость относится к разряду психологических зависимостей, т.е. игра на компьютере «не обязательна для нормального физического функционирования организма» [3]. Этот вид зависимости вырабатывается вследствие влечения к этому виду деятельности, которое, в свою очередь, связано с приятными чувствами или ощущениями в процессе игры. Потребность в игре на компьютере или в виртуальном общении связана также со снятием психического напряжения и достижением состояния психического комфорта в ходе этой деятельности.
Зависимость в православной аскетике и психологии трактуется как подчиненность греху. Чрезмерное увлечение компьютерными играми считается греховным, поэтому человек, подчиненный этому пристрастию является рабом греха: «всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин.8:34).
Несмотря на недостаточную исследованность этой проблемы в педагогике и психологии, некоторые признаки, помогающие распознать оформившуюся зависимость, достаточно ясно определены: это нежелание отвлечься от игры, неспособность спланировать окончание, раздражение при вынужденном отвлечении, забывание о домашних делах и о самом себе, пренебрежение здоровьем, ощущение эмоционального подъема во время игры или виртуального общения, обсуждение со всеми игр и компьютерных сюжетов [2].
Проблема компьютерной зависимости сейчас решается не только на педагогическом, но и на медицинском уровне. Так, врач В.Ю. Слабинский подчеркивает, что эту болезнь в настоящее время лечат по стандартным схемам в наркологических или психиатрических клиниках. Однако такое лечение не всегда приносит положительные результаты и число компьютерных игроманов постоянно растет: по неофициальной статистике в Китае более 100 миллионов жителей страдают от пристрастия к компьютеру.
Особенно сильно компьютерная зависимость, как и другие виды зависимостей, формируется и проявляется в подростковом возрасте. Сила этой зависимости подчеркивается всеми исследователями. Такое увлечение приводит даже к летальным исходам как среди подростков, так и их родителей. У подростков компьютерная зависимость проявляется в виде игорной зависимости и зависимости от интернета, причем второй вид характерен не только для подростков, но и для людей среднего возраста. Для людей, сталкивающихся с этой проблемой, неизбежны следующие последствия: недостаток личностных связей, недостаток взаимопонимания с семьей, родственниками, значимым окружением, заниженная самооценка, отсутствие нормального жизненного (социального) опыта, трудности с адаптацией. Помимо усугубления социальных проблем, компьютер оказывает дополнительное негативное воздействие на организм: нарушается осанка, может возникнуть нарушение режима сна и питания, появляются головные боли и т.д. [2].
Избавление от компьютерной зависимости можно осуществить на медицинском уровне. Обычно для этого проводятся беседы с психотерапевтами, психологами, групповые тренинги.
В православной психологии отношение к такого рода зависимостям более серьезное. Они рассматриваются не только как душевное повреждение, но и как тяжелейшая духовная зависимость, форма одержимости, поэтому без Церкви справиться с этой зависимостью очень трудно [4].
Основная ответственность за избавление от этого порока лежит на родителях подростка: необходимо отслеживать время провождения ребенка перед компьютером и содержание его работы. Нужно направить его общение в русло реальных человеческих отношений, а не виртуального аналога. Посильный труд, домашний или связанный с творческой деятельностью, также отвлечет ребенка от сидения за компьютером.
При выходе из зависимости необходим переход от подмены виртуальным пространством киберпространством к замене сначала на другие удовольствия, затем – на другие мотивы, установки, желания, цели, образ жизни и т.д. Сетевую команду необходимо заменить на реальную. Больше всего для этой цели подходят спортивные и народные игры: они зрелищны, эмоциональны, по-хорошему азартны [2].
Важную роль для профилактики компьютерной зависимости играет целенаправленное воспитание осознанного отношения к своим действиям. Свт. Феофан Затворник придавал этому огромное значение, подчеркивая, что «воспитание из всех святых дел самое святое». Всякое негативное проявление, «легче предупредить, чем лечить». Приучение к наблюдению за проявлениями собственной души чрезвычайно важно для профилактики компьютерной зависимости [6].
Некоторые методы воспитания обосновываются святыми Отцами Православной Церкви. В частности, святитель Феофан Затворник подводил к тому, что у детей нужно поощрять самостоятельное волеизъявление и поведение, но обязательно контролировать их: т.е. ребенок должен делать это там, где это уместно и где он может справиться с поставленной задачей. В детской природе, особенно раннего возраста, заложена активность, и все время ее подавлять будет неправильно, надо уметь ее мудро направлять: «Пусть дитя резвится, но в то время, в том месте и тем родом, как ему приказано. Воля родителей должна запечатлевать всякий их шаг, разумеется, в общем» [7].
Таким образом, воспитание должно быть основано на главном законе православия – законе взаимной любви. Методы профилактики компьютерной зависимости могут использоваться самые разные, вплоть до наказания, требования, угрозы, запрещения, если они были необходимы в определенной воспитательной ситуации и метод разумной аргументации не имел эффективности. Воспитатель, направляющий развитие ребенка, должен уподобляться садовнику, который способствует росту культурных растений, уничтожая при этом сорняки, т.е. дурные наклонности, присутствующие в той или иной степени в каждом ребенке, но при правильном и своевременном подходе вполне искоренимые [1].
Список литературы:
- Давитян М.Г., Солодова, И.Н. Семья и семейное воспитание в дореволюционной России/ М.Г. Давитян, И.Н. Солодова// Образование: традиции и инновации: сборник материалов V международной научно-практической конференции. 22 апреля 2014 г. – Прага, Чешская Республика: Изд-во WORLD PRESS s r.o., 2014. – С. 136-140.
- Кашина, Ю. Компьютерная зависимость/ Ю. Кашина// Portal-slovo.ru. – 10.12.2013. – Режим доступа. – URL: https://www.portal-slovo.ru/pedagogy/47498.php
- Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия PDF. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2006 г. – 1876 с.
- Медведева, И.Я. Детские зависимости/ И.Я. Медведева// Portal-slovo.ru. – 24.06.2013. – Режим доступа. – URL: https://www.portal-slovo.ru/pedagogy/46855.php
- Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. – под. ред. Н.Абрамова, М.: Русские словари, 1999.
- Солодова, И.Н. Профилактика развития детской агрессии в русской народной педагогике/ И.Н. Солодова// Россия и Европа: связь культуры и экономики: сборник материалов IХ международной научно-практической конференции. 10 июня 2014 г. – Прага, Чешская Республика: Изд-во WORLD PRESS s r.o., 2014. – С. 225-227.
- Шишова, Т.Л. Мать пробуждает совесть/ Т.Л. Шишова// Portal-slovo.ru. – 28.10.2012. – Режим доступа. – URL: https://www.portal-slovo.ru/pedagogy/45991.php?sphrase_id=76567[schema type=»book» name=»КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ» author=»Солодова Ирина Николаевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-12″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]