Педагогический процесс в образовательном учреждении можно рассматривать как непрерывную цепь взаимосвязанных и взаимообусловленных контекстных педагогических ситуаций, последовательный анализ этих ситуаций, а затем и решение педагогических задач позволяет преподавателю управлять процессом обучения, воспитания и развития студентов.
Как правило, в педагогических вузах у будущих учителей и воспитателей формируют умения выделять педагогические ситуации в условиях реального образовательного процесса в школе или в детском саду, затем их обучают способам решения педагогических задач. Но в образовательной траектории врачей – преподавателей медицинского вуза подобная практика отсутствует, в связи с чем, мы решили актуализировать эту проблему на курсах повышения квалификации по педагогике и психологии высшей школы.
Нельзя не сказать что обращение к контекстной ситуации необходимо для того, чтобы преподаватели – клиницисты убедились в возможности применения теоретических знаний по педагогике и психологии в своей педагогической деятельности, организованной в клинических условиях.
По нашему мнению, обучение врачей – преподавателей обнаружению контекстной педагогической ситуации с тем, чтобы найти оптимальные способы ее разрешения, – одна из главнейших задач последипломного педагогического образования, ведь феномен клинико-педагогических ситуаций заключается в их уникальных особенностях активизировать личностный интерес субъектов к педагогическим явлениям.
На курсах повышения квалификации врачам – преподавателям было предложено описать педагогическую ситуацию в виде небольшого текста. С точки зрения Л.С. Выготского, мысль не только выражается, но и формируется в слове [1]. Необходимость создания письменного текста ставит врача – преподавателя перед проблемой самостоятельного и связного описания фрагмента своей педагогической деятельности, заставляет структурировать и обобщать свои педагогические наблюдения.
За этими последовательными педагогическими действиями скрывается понимание врачом – преподавателем, что такое «педагогическая ситуация», отражается его опыт систематического наблюдения за всем тем, что составляет клинико-педагогическую практику, наконец, демонстрируется его способность устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между педагогическими действиями и педагогическими результатами.
Создание письменного текста близко и понятно врачу – преподавателю: каждый день он сталкивается с необходимостью оформления истории болезни пациента, но содержательная часть подобной деятельности является, безусловно, новой для преподавателя – клинициста.
Для облегчения этой задачи мы разработали алгоритм воссоздания педагогической ситуации, в него вошли следующие действия:
- вспомните случай из клинико-педагогической практики (своей или коллег), который вызывал у Вас эмоциональное переживание и заставил задуматься;
- опишите этот случай в нескольких предложениях, особо выделив конфликт или фрагмент взаимоотношений преподавателя и студента, находящихся в условиях клиники или больницы;
- проверьте написанный Вам текст, с точки зрения его доступности для понимания коллегами.
Ниже приведены педагогические ситуации, которые были воссозданы врачами – преподавателями на курсах повышения квалификации.
«Однажды дежурная медсестра привела группу опоздавших студентов ко мне в кабинет на отделение интенсивной терапии. На предложение объяснить причину опоздания один молодой человек сказал: «Что мы сделали? Опоздали всего на 15 минут. Мы на занятия в академию опаздываем, но там не делают из этого цирк!» Я задумалась над тем, что может лежать в основе этого поступка? Вспомнила, как мне – тогда еще студентке Педиатрического института, – профессор кафедры госпитальной терапии Л.Н. Валенкевич сказал: «Опоздаешь на минуту, – потеряешь жизнь человека…»;
«Как-то раз на лекции, посвященной детскому туберкулезу, профессор О.И. Король сделал замечание студенту, который на лекции болтал со своим соседом: «Молодой человек, в хорошей лекции каждое слово значительно, потому что подтверждается годами работы с детьми, страдающими этим заболеванием. Будьте к ним милосердны!».
Приведем суждение участника такого практического занятия, посвященного воссозданию педагогических ситуации и их анализу с точки зрения теории педагогики и психологии высшей школы: «Мое мнение было ошибочным: я думал, что педагогика как наука «хороша» лишь в теории, а, оказывается, на практике педагогика другая, человеческая. Сейчас понял: все зависит от глубины педагогического знания, – тогда практика приобретает наукоемкие черты. Незнание и непонимание педагогики не означает ее отсутствия».
Все педагогические ситуации, которые были предложены преподаватели – клиницистами, мы разделили на группы, соответствующие компонентам педагогической деятельности:
- 1 группа – педагогические ситуации гностического характера;
- 2 группа – педагогические ситуации проектировочного характера;
- 3 группа – педагогические ситуации конструктивного характера;
- 4 группа – педагогические ситуации организационного характера;
- 5 группа – педагогические ситуации коммуникативного характера [2].
Впоследствии педагогические ситуации, воссозданные врачами – преподавателями, использовались нами в ходе лекционных и практических занятий по педагогике и психологии высшей школы, что обеспечило профессиональный контекст работы со слушателями и профессиональную направленность занятий.
Тексты, воссозданные врачами – преподавателями являлись для них же прецедентными профессионально значимыми педагогическими текстами, в которых интегрировался профессиональный опыт клинициста и педагогический опыт врача – преподавателя, что способствовало развитию их педагогической компетентности и обеспечивало формирование необходимых педагогических компетенций.
Таким образом, можно резюмировать, что основной дидактической единицей содержания последипломного педагогического образования врачей – преподавателей должна выступать педагогическая ситуация, возникшая в условиях клинической практики и иллюстрирующая особенности клинической подготовки студентов.
Список литературы:
- Выготский Л.С. Мышление и речь. 5-е изд., испр. М.: Лабиринт, 1999. – 350 с.
- Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л.: Знание, 1985. – 32 с.[schema type=»book» name=»КЛИНИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ ВРАЧЕЙ – ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ» description=»Статья посвящена проблеме использования клинико-педагогических ситуаций в содержании курсов повышения квалификации врачей – преподавателей медицинских вузов по педагогике и психологии высшей школы. В свою очередь, описание клинико-педагогической ситуации, рассматривается как средство приближения теоретической педагогики и психологии к практической педагогической деятельности врача – преподавателя, реализуемой в клинических условиях. Автор описывает алгоритм воссоздания клинико-педагогических ситуаций врачами – преподавателями с тем, чтобы использовать контекстные ситуации в содержании программы повышения квалификации этих специалистов по педагогике и психологии высшей школы.» author=»Зинкевич Елена Романовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-09″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_27.06.2015_06(15)» ebook=»yes» ]