Переход к рыночной экономике и высокий уровень безработицы обострили проблему готовности выпускника техникума найти свою нишу на рынке труда. Подготовка студентов к условиям рынка предполагает сообщение им основ предпринимательской деятельности. Социальными факторами, определяющими актуальность данной цели, являются престиж предпринимательства, перспектива его развития в России.
Предпринимательская активность в России находится на довольно низком уровне – Россия занимает последнее место по данному показателю[1].
Причины этого запутанность бюрократических процедур организации нового бизнеса, сложность взаимодействия с партнерами, а также общий уровень неопределенности. Кроме того, можно отметить слабую инновационную составляющую бизнеса, связанную не с отсутствием идей и способностей, а с реализацией возможностей.
Предпринимательство – это особый вид деятельности, который предполагает наличие определенного образа мышления, стиля и типа хозяйствования. Склонность к предпринимательской деятельности проявляется через творческое отношение к делу, инициативность, непрерывном стремлении к инновациям. В нетрадиционных решениях, расширении масштабов и сферы деятельности, в готовности к риску.
Обучение предпринимательству в России носит характер программ повышения квалификации в области менеджмента и экономики. Система образования в области предпринимательства является довольно слабой и полна недостатков: непонимание содержания понятия и, соответственно, содержания процесса обучения предпринимательству. Предпринимательство является практической дисциплиной и система должна содержать четыре составляющие: обучение, обеспечение необходимыми знаниями, применение их на практике; поддержка деятельности; изучение проблематики; построение сетей. В настоящее время наблюдается сдвиг в сторону развития образования и поддерживающей инфраструктуры обучения предпринимательству, появляются учебные программы, проводятся конференции, круглые столы[1].
В наибольшей степени развитию и воплощению предпринимательских намерений студентов способствует наличие инфраструктуры содействия предпринимательству в образовательной организации: наличие курсов, семинаров, бизнес-инкубаторов, мастер-классов.
Какими же качествами должен обладать студент для того, чтобы успешно выполнять предпринимательские функции и стать одним из субъектов развития рыночной экономики? На рис. 1 рассмотрены составляющие современной модели качеств современного предпринимателя.
Рисунок 1. Модель развития предпринимательских качеств
Результат подготовки – это постепенное формирование рационального образа мышления у студентов как основа получения навыков ориентации в информационных потоках, в принятии решений, как в условиях стандартного выбора, так и в условиях неопределенности.
Если специалист обладает предпринимательскими способностями, это позволяет ему находить и использовать наилучшее сочетание ресурсов в процессе производства, создавать и применять новации, идти на определенный риск. Основные качества успеха предпринимателя определяются компетентностью, предприимчивостью, самоорганизованностью, личностными качествами.
Применяя современные технологии подготовки экономических кадров, нужно очень ясно представлять требования к будущей профессиональной деятельности студентов и ликвидировать разрыв между теми требованиями, которые предъявляются к человеку в процессе обучения, и теми, которые предъявляются в реальной профессиональной деятельности. Мы считаем, что, как правило, методы заучивания и точного, по памяти, воспроизведения информации не требуются и часто не применяются в реальной профессиональной деятельности бухгалтера, экономиста, менеджера, предпринимателя следовательно, в технологиях подготовки экономических кадров не имеет смысла преобладание нагрузки на память студентов при воспроизводстве учебного материала. Студентов необходимо готовить к тем формам работы, которые встречаются в профессиональной практике. Это умение находить нужную информацию для определения экономического решения (что, для кого, в какие сроки и по какой цене они будут производить, оказывать услуги, выполнять работы, какие договоры и с кем они будут заключать, как и где находить необходимые ресурсы и т. п.), умение находить самостоятельное творческое решение в сложных проблемных ситуациях, в ситуациях неопределенности или противоречивости экономической информации.
Решение этой проблемы возможно с использованием «кейс-метода». Как показал многолетний опыт работы, эффективной формой корректировки, контроля и формирования самоконтроля знаний, умений, навыков студентов является проведение занятий с использованием кейсов. Интерес студентов к занятиям с использованием кейсов высок. Ситуация совместного творческого освоения учебного предмета, когда участники процесса подготовки кадров объединяются в единую структуру, обладающую свойствами функционально ориентированной системы, позволяет реализовать «оптимальные» траектории подготовки для каждого студента. При этом подлинная подготовка кадров подразумевает самодостраивание личности в общении (преподавателя и студента, студента и студента, преподавателя и группы студентов), чему способствует применение кейсов.
Для того чтобы подготовка будущих специалистов была более качественной, необходимо реализовать два условия внедрения кейс-технологии в образовательный процесс. Во-первых, разработать эффективный кейс, а во-вторых, разработать методику его использования в образовательном процессе.
В переводе с англ. «кейс» означает портфель; дипломат, кейс. Кейс-стади — техника обучения, использующая описание реальных экономических и социальных ситуаций (от англ. case — «ситуация, случай»): это письменное описание какой-то конкретной реальной ситуации в фирме; обучающихся просят проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них[2,с.65].
Назначения кейса в обучении в первую очередь, это учебные конкретные ситуации специально разрабатываемые на основе фактического материала с целью последующего разбора на учебных занятиях:
– Предназначены для получения знаний по дисциплинам, истина в которых плюралистична;
– Акцент обучения переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку;
– Результатом применения метода являются не только знания, но и навыки профессиональной деятельности
Метод case-study или метод конкретных ситуаций — метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач — ситуаций (решение кейсов).
Метод конкретных ситуаций (метод case-study) относится к неигровым имитационным активным методам обучения[2,с.68].
Непосредственная цель метода case-study — совместными усилиями группы студентов проанализировать ситуацию — case, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса — оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы[2,с.71].
Необходимость внедрения кейс-метода в практику подготовки специалистов в области предпринимательства является очень обостренной. Она обусловлена двумя тенденциями. Первая вытекает из общей направленности развития образования, его ориентации не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирования умений и навыков мыслительной деятельности, развития способностей, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, смене парадигмы мышления, умению перерабатывать огромные массивы информации. Вторая вытекает из развития требований к качествам личности будущего предпринимателя, который, помимо удовлетворения требованиям первой тенденции, должен обладать также способностью оптимального поведения в различных ситуациях, отличатся системностью и эффективностью действий в условиях кризиса.
Обучаясь, на основе кейс-метода, студенты проявляют самостоятельность при планировании своей деятельности, а так же формируют профессиональную готовность, так как самостоятельно выбирают пути достижения поставленных задач. Процесс обучения, построенный на данном методе, позволяет студентам овладеть системой знаний и умений их использования в профессиональной деятельности и самообразовании, а так же способствует развитию активности личности в учебном процессе и формированию познавательных интересов, что в конечном итоге даст подготовку специалиста с развитыми предпринимательскими способностями.
Воздействие кейс-метода на формирование личности специалиста нуждается в дополнительных исследованиях. Однако, опираясь на мировой опыт, можно утверждать, что этот метод способствует формированию таких качеств будущего предпринимателя, в которые нуждается рыночное общество. Рассмотрим конкретнее корреляцию между качествами личности и кейс-методом. Для упрощения анализа ограничимся десятью наиболее важными качествами предпринимателя.
Таблица 1
Корреляция между качествами личности кейс-методом
Качества специалиста | Их характеристика | Воздействия кейс-метода на их формирование |
Способность принимать решения | Умение вырабатывать и принимать модель конкретных действий | Сопоставление и оценка достоинств и недостатков различных ситуаций, выделение логики развития ситуации |
Способность к обучению | Способность к поиску новых знаний, овладение умениями и навыками само организовывать свое обучение | Постоянный поиск новой информации в процессе анализа ситуации, особенно в процессе её развития |
Системное мышление | Способность к целостному восприятию объектов в их структурно-функциональной выраженности | Всестороннее осмысление ситуации, её системный анализ |
Самостоятельность и инициативность | Умение индивидуально вырабатывать и активно реализовывать решения | Высокая индивидуальная активность в ситуациях неопределенности |
Умение работать с информацией | Способность искать информацию, проводить ее анализ, переводить её из одной формы представления в другую | Постоянный поиск, выделение, классификация, группировка, анализ и представление информации |
Упорство и целеустремленность | Умение отстоять свою точку зрения, перебороть противодействия со стороны партнеров | Умение аргументировать и отстаивать свою точку зрения |
Коммуникативные способности | Владение словом и неязыковыми средствами общения, умение вступать в контакт. | Постоянные высказывание своей позиции, умение слушать и понимать собеседника |
Способность к межличностным контактам | Способность производить благоприятное впечатление на партнера по взаимодействию | Постоянное стремление произвести хорошее впечатление на преподавателя и других студентов |
Конструктивность | Способность вырабатывать модели решения проблем | Поиск путей разрешения проблемы в кейсе |
Этичность | Владение этическими нормами и навыками нравственного поведения в условиях коллективного взаимодействия | Постоянное коллективное взаимодействие, конкуренция |
Вместе с тем следует подчеркнуть, что кейс-методу свойственны некоторые недостатки. Он требует подготовленности студентов, наличие у них навыков самостоятельной работы. Неподготовленность студентов, неразвитость их мотивации может приводить к поверхностному обсуждению кейса.
Стратегические принципы развития кейс-метода и применения его для развития предпринимательских способностей:
Во-первых, кейс-метод необходимо как можно быстро внедрить в обучение современным рыночным профессиям, таких как менеджер, экономист, социолог, педагог, воспитатель, брокер и др. В них доминирует ситуационное знание и ситуативная деятельность.
Во- вторых, кейс-метод должен использоваться в органическом единстве с другими методами обучения, в том числе с традиционными, поскольку оно закладывает в студентов обязательное, нормативное знание. Ситуативное же обучение учит поиску и использованию знания в условиях динамичной ситуации, развивая гибкость, диалектичность мышления.
В-третьих, его применение должно быть методически, информационно, организационно и педагогически обоснованным и обеспеченным.
Проводя целенаправленную работу по внедрению кейс-метода, нами было обнаружено, что стабильно повышается качество успеваемости обучающихся.
Рисунок 2. Результаты обучения
В процессе обучения студенты, занимающиеся посредством кейс-метода, повысили уровень коммуникативных умений (рис.3), научились слушать и слышать других, высказывать свою точку зрения, повысилась готовность к сотрудничеству с другим человеком. Это позволило прийти к выводу, что, чтобы происходило развитие коммуникативных умений, надо уметь производить анализ собственных действий и анализ действий товарища, а не только ориентироваться на оценку полученного результата.
У большей части группы сформировался устойчивый мотив для самообразования (рис.4). Обучающиеся начали воспринимать учение как социально значимую деятельность. Появилась ориентация не только на овладение знаниями, алгоритмами учебных действий, но и желание составить программу получения дополнительных знаний.
Рисунок 3.Коммуникативные способности Рисунок 4. Мотив самообразования
Студенты стали работать активно, научились ставить цели и освоили самоконтроль. Развивалось умение преодолевать препятствия при достижении целей.
Предприниматель – тот, кто сумеет претворить свою идею в жизнь. Поэтому одним из самых важных для него качеств является переход от мысли к практическим действиям. Предпринимательские способности – лидерские качества, умение разрешать конфликты и управлять стрессовыми ситуациями, работать в команде и такие группы качеств, как профессионально-деловые, административно-организаторские, социально-психологические и моральные.
Список использованной литературы
- Верховская О., Дорохина М. Отчет: Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2010. СПб.: Из-во «Высшая школа менеджмента»; Издат. Дом С.-Петерб. гос. ун-та,2011
- Козина И. Особенности стратегии «Case-study» при изучении производственных отношений на промышленных предприятиях России // Социология: методология, методы, математические модели.- М., 1995. — N5–6.- C.65–90.[schema type=»book» name=»Кейс- метод как средство развития предпринимательских способностей студентов техникума» description=»Статья посвящена вопросам развития предпринимательских способностей у студентов техникума. Подготовка к предпринимательской деятельности становится частью образовательного ценза современного человека. В работе представлен материал по развитию предпринимательских способностей студентов.» author=»Есина Оксана Викторовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-27″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)» ebook=»yes» ]