Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

Исследования самооценки с точки зрения педагогики



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . Исследования самооценки с точки зрения педагогики // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

В последние годы все больше и больше говорят о необходимости учитывать в образовательном процессе психологические особенности учащихся. Однако на сегодняшний день, несмотря на то, что педагогика и психология являются во многих аспектах смежными науками, на практике психологические аспекты психологической деятельности зачастую являются недостаточно проработанными и мало учитываются в работе педагогов.

Самооценка играет значительную роль в жизни каждого человека. С ее помощью определяется уровень успешности личности в значимых для нее делах, позволяет проводить оценку своих действий и поступков, взаимоотношений с окружающими, достижений и неудач. От уровня самооценки зависит то, какие цели ставятся перед собой человеком. Для учащихся это является значимым в большей степени, в связи с тем, что у них происходит формирование личностных качеств и самооценка может оказать на дальнейшее их развитие большое влияние, как положительное, так и отрицательное.

Самооценка является достаточно изменчивым образованием, изменения в не происходят под воздействием внешних и внутренних факторов. Для ее понимания большое значение имеют следующие моменты. Во-первых, значимую роль в формировании самооценки играет сравнение «Я» реального с «Я» идеальным, тоесть с представлением о том, какой личность хотела бы себя видеть. Если личность имеет в реальной жизни те характеристики, которые определяют для нее «Я» идеальный тот должен иметь высокую самооценку. Если же у личности присутствует разрыв между данными характеристиками и своими реальными достижениями, его самооценка скорее всего будет заниженной.

По мере развития общества образовательный процесс усложняется, увеличиваются сроки обучения, он отделяется от остальных видов общественной деятельности. Образовательное учреждение становится все более ориентированным на создание «среднестатистического ученика». Однако на сегодняшний день многие говорят о том, что успешное обучение достигается только при высоких степенях его индивидуализации. В отечественной педагогике и психологии всегда старались уделять большое внимание личности и ее гармоничному развитию.

Оценивание индивида значимыми для него людьми играет большую роль при рассмотрении самооценки учащегося. С точки зрения А.И.Липкина в самооценке находит отражение та информация о себе, которую учащийся получает от окружающих. Относительно устойчивая самооценка складывается у учащихся, когда они получают оценки от значимых для них взрослых и сверстников и в результате своей учебной деятельности и самостоятельном оценивании ее результатов.

У учащихся самооценка является значимым механизмом регуляции поведения. Она имеет большое значение в приобретении учащимся учебных знаний. В исследованиях А.И. Липкиной особое место при рассмотрении самооценки учащихся отведено рассмотрение само и взаимооценок в рамках образовательного процесса. Исходя из этого можно говорить о наличии адекватной или неадекватной самооценки.

С возрастом происходит усложнение, дифференцировка «образа Я», но ориентировка на оценки значимого социального окружения будет присутствовать в самосознании, а значит и в самооценке индивида на протяжении всей его жизни.

По мнению А.В.Захаровой  самооценка является основным ядерным образованием личности, через призму которого, так или иначе, преломляются и которым в той или иной степени опосредуются все линии психического развития ребенка, в том числе становление его личности и индивидуальности. Основными характеристиками самооценки выступают ее дифференцированность и структурированность. Особое значение при формировании самооценки А. И.Захарова указывает на то, что большое влияние на формирование самооценки оказывает развитие у учащегося рефлексивности, являеющейся важнейшим условием появления у личности желания самоизменяться и самосовершенствоваться. Основной период, в который происходит формирование самооценки, по мнению автора, приходится на время обучения. В школьном возрасте самооценка преобразуется в иерархически организованное системное образование. Коренные изменения в данный период происходят в развитии и взаимодействии структурных компонентов самооценки — когнитивного и эмоционального. [4]

Образовательная деятельность является одной из ведущих у учащихся. Поэтому в ее процессе происходит формирование ряда личностных и психологических качеств учащихся, в том числе и самооценка.

На самооценку учащихся оказывает влияние оценки педагога. Оценка может являться как результатом бальнорейтинговой системы, тоесть отметкой, так и вербальной, заключающейся в проявлении личностного отношения педагога к учащемуся. Педагог является значимой личностью в рамках образовательного процесса. Все оценки, которые он дает учащимся находят отклик в их самоотношении к себе и отношении к учебной деятельности, соответственно и в самооценке. Поэтому педагог должен быть весьма осторожен в даче оценок учащемуся. Часто можно встретить ситуацию, когда оценка педагога носит субъективный характер, основываясь не на оценке знаний, а на проявлении личностного отношения к конкретному учащемуся. В результате может происходить замещение объективных оценок субъективным оцениванием учебных и личностных качеств учащихся под влияние различных факторов. Все это может вызвать отклонения самооценки в сторону неадекватно завышенной или неадекватно заниженной.

Так у учащегося, который получает со стороны педагога негативные оценки с большей вероятностью формируется неадекватно заниженная самооценка, у учащегося же, который постоянно получает положительные оценки и похвалы учителя, формируется неадекватно завышенная самооценка, в особенности, если положительные или негативные оценки мотивированы личностным отношением педагога к конкретному учащемуся.

В связи с этим в плане постановки оценок и выражения своего отношения к учащимся педагог должен быть весьма осторожен и руководствоваться прежде всего объективной оценкой их действий, стараясь нивелировать личностное отношение и не допускать влияние своих проблем или плохого настроения на образовательный процесс.

Немаловажным фактором, оказывающим влияние на уровень самооценки, является межличностные отношения учащихся в учебном коллективе. Для подростков немаловажно то, что о них думают их сверстники. Это  оказывает влияние на самооценку в положительном и отрицательном ключе. Кроме того, необходимо понимать, что в рамках учебного коллектива далеко не всегда учебные успехи имеют первостепенное значение. на первый план могут выходить личностные качества учащихся, их внешность,  физическое развитие и т.д.

В связи с этим в задачу педагога входит создание благоприятной атмосферы в коллективе учащихся, всеми силами стараться предотвращать возникающие конфликты или травли отдельных учащихся.

На формирование самооценки учащихся большое влияние оказывает семейное воспитание. Родители задают начальный уровень потребностей, стремлений и целей, которые ставит перед собой учащийся.

В семьях, где интересы ребенка ставят превыше всего, ему потакают и угождают, постоянно внушают, что он лучше других, у него скорее всего разовьется неадекватно завышенная самооценка. У него будут только радужные представления о своем будущем, он будет считать, что во всем добьется успехов. Такие учащиеся часто ставят перед собой завышенные цели. Однако при несоответствии реальных достижений ожиданиям, самооценка может меняться, как в сторону нормы, так и в сторону заниженного уровня, в зависимости от психологических и личностных качеств учащегося.

Учащиеся с адекватной самооценкой, как правило воспитываются в семьях, где с одной стороны учитывают интересы ребенка, а с другой относятся к нему с адекватной требовательность. Такие учащиеся могут верно оценивать свои силы, при постановке и решении учебных задач. Они адекватно оценивают свои способности и личностные качества.

В семьях, где ребенку уделяется мало внимания, родители заняты собой, отодвигая ребенка и его интересы на второй план, он предоставлен сам себе, у него часто формируется неадекватно заниженная самооценка. Такие учащиеся неуверенны в своих силах, берутся только за  самые легкие задания, избегают решения любых сложных задач. они постоянно готовы к неудачам, к тому, что у них что-то не получится. такая самооценка может также формироваться у детей из семей, где преобладает тоталитарный стиль воспитания — к ребенку предъявляют завышенные требования, ставят перед ним непосильные для него задачи, наказывают за малейшие провинности или неудачи.

В рамках образовательного процесса педагогу необходимо учитывать особенности семейного воспитания, при возможности проводить беседы с родителями на данную тему.

Образовательное учреждение в качестве социального института должно обеспечивать условия для формирования положительного восприятия себя у учащихся, т.е. сформировать у них адекватную положительную самооценку, которая складывается из ряда факторов. Большое значение в достижении данной цели играет педагог, который является непосредственным организатором образовательного процесса и который постоянно контактирует с учащимися, пребывает в курсе их личностных особенностей, межличностных взаимоотношений и возникших проблем.

Список литературы:

  1. Чаус И.Н. Психолого-педагогическое исследование самооценки, как составляющей Я-концепции младших школьников с высоким уровнем интеллектуального развития: автореф. дис.: канд. пед. наук — Самара, 2002 — 31 с.
  2. Симоненко И.А. Развитие адекватности и устойчивости самооценки младшего школьника в учебной деятельности: автореф. дис.: канд. пед. наук — Санкт-Петербург, 2000 — 28 с.
  3. Понкратенко Г.Ф. Современные педагогические концепции образования: автореф. дис.: канд. пед. наук — Санкт-Петербург, 1999 — 25 с.
  4. Ильина И.А. Педагогические условия формирования у студентов самооценки готовности к профессиональной деятельности: автореф. дис.: канд. пед. наук — Санкт-Петербург, 2009 — 27 с.[schema type=»book» name=»Исследования самооценки с точки зрения педагогики» description=»в статье рассмотрено понятие самооценки учащихся с точки зрения педагогической науки.» author=»Шамсутдинов Гумар Викторович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-31″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_31.10.15_10(19)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found