Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения. В связи с введением в действие с 1 сентября 2013 года нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование стало первым уровнем общего образования. Перестройка школьных программ, обогащение научного содержания начального обучения предъявляет более высокие требования к дошкольному воспитанию и уровню готовности детей к школе. Поэтому в настоящее время возникает настоятельная необходимость, и обнаруживаются реальные возможности дальнейшего совершенствования дошкольного образования, направленного на повышение уровня общего развития детей и их готовности к школе.
Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми. Сегодня возросли требования к детям, поступающим в первый класс, новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком: если раньше на первый плане была задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков, то сейчас Федеральный государственный стандарт дошкольного образования говорит о необходимости формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Поэтому педагоги детских садов, реализуя задачи формирования готовности детей к школе, наряду с пополнением знаний дошкольника и адаптацией его к социальной жизни, должны уделять внимание обучению через совместный поиск решений, предоставление возможности самостоятельно овладеть нормами культуры, применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, создавать условия для всестороннего развития личности [4, с.2].
Как отмечают Гладкова Ю.А., [1]; Данюкова А., [2]; Морозова Л.Д., [3] и другие исследователи, уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования. Она даёт дошкольнику возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Проектная деятельность — это целенаправленная деятельность по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач. В ее основе лежит идея о направленности деятельности на результат, который достигается в процессе совместной работы взрослого (педагога, родителей) и детей над определенной практической проблемой. Продуктом проектирования могут выступать макеты, модели, выставки, презентации, театрализации, сценические представления и т.д. Благодаря проектной деятельности ребенок учится проявлять «самость»: заявлять свои цели, отстаивать собственную позицию в дискуссии с партнёрами, открыто говорить о своих трудностях и находить их причины, согласовывать свои цели с интересами других людей, что позволяет ему успешно подготовиться к новой ситуации школьного обучения.
Однако исследований, посвященных проблеме использования проектной деятельности с целью формирования готовности детей к школе практически нет. По нашему мнению, широкие возможности метода проектов недостаточно используются педагогами детских садов в решении задач подготовки ребенка к школе.
Результаты проведенного нами исследования на базе подготовительной группы МДОО д/с №6 «Сказка» г. Камешково Владимирской области доказали, что использование проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе детского сада может выступать эффективным средством формирования готовности детей к школе при соблюдении следующих условий:
— ориентация проектов на решение задач формирования всех компонентов готовности: личностной, интеллектуальной, моторной, социально-психологической;
— связь содержания проектов с различными аспектами школьной жизни;
— фиксация внимания детей во время работы над проектами на целях и способах выполнения деятельности и необходимости их освоения для получения результата.
Первоначально были подобраны диагностические методики, определен текущий уровень готовности старших дошкольников к школе. В ходе формирующего эксперимента было реализовано пять проектов, направленных на формирование всех компонентов готовности детей к школе: «Я иду в школу», «Школа моей мечты», «Планета знаний», «Город математики», «Будь здоров».
Первого сентября в День знаний мы поговорили с детьми о том, что они перешли в подготовительную группу и будут готовиться к школе. Возникли вопросы: Что такое школа? Что мы о ней знаем? Что хотим узнать? Где можем узнать?
Так возник проект «Я иду в школу», цель которого — формирование у старших дошкольников осознанной мотивации к учебе. Задачи: расширение знаний детей и родителей о школьной жизни; формирование волевых качеств дошкольника; развитие логического мышления.
Основные направления реализации проекта: занятия с детьми, дидактические игры, выставки, информирование родителей о системе работы ДОУ по подготовке к школе, консультации специалистов, оснащение предметно-развивающей среды. Были подобраны материалы для игр и тестирования, художественная литература, хрестоматии, энциклопедии, оформлены информационные стенды для родителей. При активном участии родителей были организованы родительские собрания по проблеме, анкетирование, консультации, совместные досуги, они участвовали в занятиях, рассказывали о своих профессиях, делились воспоминаниями о школе.
С детьми проводилось проективное рисование «Я в школе», посещение школы (классов, кабинетов, библиотеки), комплексные занятия по математике, обучению грамоте, чтение литературы о школе, была подготовлена и представлена на семинаре на базе школы инсценировка о школьной жизни; совместно с родителями была оформлена фотовыставка «Мы – будущие школьники!». На заключительном этапе проводилась итоговая диагностика готовности ребёнка к школе и итоговое комплексное занятие «Скоро в школу!», на котором дети продемонстрировали, чему они научились.
После посещения школы, у детей появились вопросы: Какие бывают школы? Чему в них учат? Какие школы были раньше? Где и как учились наши родители? Так возник проект «Школа моей мечты», цель которого состояла в обеспечении благоприятной адаптации к условиям школьного обучения. Задачи: обогащать представления детей о школе; учить самостоятельно решать возникшие проблемные ситуации, обобщать накопленные знания; совершенствовать способы получения информации в процессе исследовательской деятельности; накапливать опыт сотрудничества и общения друг с другом, с педагогом, родителями; воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимовыручку и взаимопомощь между детьми.
В ходе реализации проекта использовались: занятия-исследования, экскурсии в школу, сюжетно-ролевые игры, беседы, рассматривание картин с изображением школы и классов, просмотр видеоролика о школе, отгадывание кроссвордов, загадок о школе и школьных принадлежностях, художественно-творческая деятельность детей. Детям было предложено нарисовать рисунки и составить небольшой рассказ на тему: «В какой школе я хочу учиться». Материал был оформлен с привлечением родителей, результатом проекта стала презентация коллективной книги «Школа моей мечты».
После посещения школы, бесед о ней, обмена впечатлениями дети пришли к выводу: для того, чтобы хорошо учиться в школе, необходимо много знать и уметь уже в детском саду. Таким образом появился проект «Планета знаний», основная цель которого — развитие познавательной сферы дошкольников. Задачи проекта: развивать познавательные интересы, совершенствовать навыки учебной деятельности, самостоятельность как способ решения творческих задач, коммуникативные умения и связную речь.
Занятия в рамках данного проекта проводились в форме тренинга. Его алгоритм – систематизированное, целенаправленное воздействие на психику ребенка по трем направлениям, находящимся в неразрывном единстве:
- Возрастание степени сложности упражнений от занятий к занятию.
- Чередование воздействия на разные психические процессы.
- Знакомство детей с методами саморегулирования и снятия психоэмоционального напряжения; укрепление эмоционально-волевой сферы.
Используемые в ходе проекта игры (например, игра с мячом «Назови предметы, которые тебе понадобятся в школе», игра «Составь предложение», игра в парах «Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем») не только знакомили детей с различными аспектами школьной жизни, но и создавали условия для развития познавательной активности, обогащения и систематизации знаний. Кроме того, благодаря специальным упражнениям дети учились работать в парах, в группах.
В ходе реализации проекта было проведено 10 занятий, посвященных работе со звуками и словами, с картинками с проблемным сюжетом, описательными рассказами, пересказу по опорным точкам, творческому рассказыванию. Итоги проекта подводились на заключительной встрече, в которой принимали участие родители (вместе с детьми), они вспоминали (или придумывали) рассказы из своей школьной жизни, инсценировали их.
Посетив в школе урок математики, дети решили создать в группе «Город математики», это и стало содержанием следующего проекта, в ходе которого дети (под руководством педагога) учились применять математические знания в нестандартных ситуациях, ставить цель, составлять план работы, добиваться результата. В этом проекте математическое содержание тесно переплеталось со школьной тематикой в примерах, задачах, моделировании и т.д. Особое внимание во время работы над проектом обращалось на цели и способы выполнения деятельности для получения запланированного результата. На итоговом мероприятии дети демонстрировали усвоенные способы действия в процессе моделирования города посредством творческого конструирования из бумаги.
Обсуждая условия успешного обучения в школе, мы с детьми пришли к выводу, что необходимо заботиться о своём здоровье. Так появился проект «Будь здоров!», направленный на формирование у дошкольников основ здорового образа жизни, ответственного отношения как к собственному здоровью, так и к здоровью окружающих. Задачи: формировать у детей потребность в здоровом образе жизни, в физическом и нравственном самосовершенствовании, навыки гигиены и профилактики заболеваний.
Содержание деятельности: привлечение внимания педагогов, медицинских работников, родителей к оздоровительной работе с детьми, разработка и реализация комплекса профилактических мероприятий, методических рекомендаций по формированию здорового образа жизни воспитанников.
В содержание работы включались утренняя гимнастика с элементами босохождения, подвижные игры, профилактическая гимнастика (дыхательная, на предупреждение плоскостопия, нарушений осанки); хатха-йога, релаксация, массаж, игровые занятия с фитболом, лечебные игры (например, «Мышка и Мишка», «Ветер» (для лечения болезней носа и горла)). На заключительном этапе проводилась презентация работы фитнес-клуба «Крепыш».
Таким образом, в ходе практической работы по формированию готовности к школе мы опирались на выявленные педагогические условия: при разработке и реализации проектов стремились сформировать все компоненты школьной готовности, содержание проектов предполагало знакомство детей с различными аспектами школьной жизни (атрибутами, занятиями, правилами поведения); внимание детей фиксировалось на цели их деятельности, освоении способов действий по достижению результата.
Для анализа эффективности работы была составлена программа исследования уровня готовности к школе. Программа включала четыре методики: на выявление психосоциальной зрелости, уровня развития аналитического мышления и речи, а также школьно-необходимых функций в форме способности к произвольному поведению.[1]
Сравнив показатели готовности к школе в начале и в конце исследования, мы пришли к выводу о том, что и в контрольной, и в экспериментальной группе в начале года преобладал низкий уровень готовности (соотв.: 47% и 53%). В конце года в экспериментальной группе у большинства детей выявлен высокий уровень готовности (53%), в контрольной группе у 53% детей — средний уровень. Таким образом, в экспериментальной группе количество детей с высоким уровнем готовности к школьному обучению выросло с 13 до 53% (на 40 %), в то время как в контрольной группе данный показатель увеличился незначительно с 13% до 27% (на 14%). Количество детей, не готовых к школьному обучению, в экспериментальной группе уменьшилось с 53 до 7% (на 46 %); в контрольной группе — с 47 до 20% (на 17%).
Сравнение динамики уровня готовности к школе детей экспериментальной и контрольной групп, позволяет сделать вывод об эффективности работы по использованию проектной деятельности с целью подготовки к школе в детском саду.
Литература:
- Гладкова, Ю.А. Метод проектов и познавательное развитие дошкольника / Ю.А. Гладкова // Ребёнок в детском саду. 2008. — №1.- С.2-3.
- Данюкова, А. Вы любите проекты? / А. Данюкова //Обруч. 2001. — №4. — С.11-13.
- Дубровина, И.В. Рабочая книга школьного психолога/ И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др. /Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991. – 307с.
- Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено). – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004. – 32 с.
- Морозова, Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике /Л.Д. Морозова. – М:ТЦ Сфера, 2010. — 122с.
- Нижегородцева, Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей /Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. — М.: ВЛАДОС, 2001. — 256 с.
- Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе /Р.В. Овчарова. — М.:ТЦ Сфера, 1996. — 240с.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». –М.:ТЦ Сфера, 2014.- 96с.
[1] 1.Оценка психосоциальной зрелости по тестовой беседе, автор – С.Л. Банков [3]. 2. Имитация написанного текста (вариант задания из теста «Школьной зрелости» А. Керна и И. Ирасека) [7]. 3. Методика «Мышление и речь» [3]. 4. Методика «Умозаключения», авторы — Э. Замбацявичене, Л.Чупров [6][schema type=»book» name=»ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ» author=» Малышева Наталья Евгеньевна, Морозова Ольга Валентиновна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-09″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]