Ставя цель повышения качества знаний, развитие способностей ученика, стремясь к созданию заинтересованности учащихся в изучении своего предмета с одной стороны и практически отсутствии технических средств и приборов с другой (особенно в сельских малокомплектных школах) – главным “орудием” было и остается слово.
Можно утверждать: без искусства общения учитель не сможет успешно работать в школе, даже если он прекрасно владеет методикой преподавания своего предмета. Умение организовать общение с учениками и на уроке, и вне его совершенно необходимо для реализации методических замыслов и учебных планов. Искусство общения – существенный и непременный элемент профессионализма учителя.
Что такое общение вообще? И другой вопрос – умеете ли вы общаться?
Уверена, что все скажут: «Да, конечно». Но в какой форме проходит это общение? Чаще всего это просто разговор, обмен информацией. В тоже время, всем известно, что понятие общение много обширнее, чем наше обычное: «Привет!» – «Пока».
Если заглянуть в прошлое, то нам, считающим себя людьми современными, станет просто стыдно. Ведь люди уже начиная с XVI–XVII веков, общались на таком высоком уровне, что нам и не снилось. Сейчас мы оправдываемся перед самими собой, мол «бешеный век, нам и присесть некогда не то, что поговорить». И, утешая себя этой мыслью, продолжаем общаться на том же низком уровне.
Итак, процесс общения, коммуникации. Во-первых, он состоит непосредственно из самого акта общения, коммуникации, в котором участвуют сами коммуниканты, общающиеся. Причем в нормальном случае их должно быть не менее двух. Во-вторых, коммуниканты должны совершать само действие, которое мы и называем общением, т.е. делать нечто (говорить, жестикулировать, позволять «считывать» со своих лиц определенное выражение, свидетельствующее, например, об эмоциях, переживаемых в связи с тем, что сообщается). В-третьих, сообщение характеризуется каким-то содержанием, какой-то формой и каким-то смыслом. Это – не одно и то же. Допустим, что учитель сообщает тему урока или преподносит материал, делая это безучастно, с отчужденным выражением лица. По форме здесь все методически грамотно и по этикету корректно. Содержание – «передача информации» – ясно и вполне может быть, в общем, оценено положительно. Но смысл: это не нужно мне, а значит, вряд ли нужно вам.
В качестве важного компонента общения выступают мотивы участников общения, т.е. их цели и намерения. Учитель, допустим, хочет сообщить нечто ученикам, чтобы они это нечто усвоили. Часто бывает, что кое-кто из школьников не хочет в это же время усваивать это нечто. Общение в таких случаях либо затрудняется, либо приходит к нулевому результату. Наконец, всем хорошо известно, что человек может говорить одно, а думать другое, т.е. лжет или просто о чем-то умалчивает из каких-то (не обязательно плохих) побуждений.
Следовательно, если мы хотим, чтобы нас поняли правильно, надо, чтобы и форма, и содержание, гармонично сливались бы друг с другом, не внося элементов диссоциации. И каналы связи при этом должны быть свободны от «шума» (так специалисты называют любые, не только звуковые, помехи). Разговаривая, не хорошо отворачиваться, заниматься посторонними делами (например, листать книгу), нельзя, одним словом, «зашумлять» канал связи. Естественно, что надо выбрать оптимальную громкость голоса – говорить достаточно громко, но не оглушать, оптимальную дистанцию общения. Есть люди, которые не очень разговорчивы. Они могут слушать вас внимательно, но в тоже время вы этого не увидите. Вам кажется, что Вас просто не хотят слушать, а на самом деле у вашего собеседника такая привычка и для него это норма общения. Часто при разговоре с такими людьми мы чувствуем себя неуютно, останавливаемся, делаем порой несправедливые замечания, т.к. нам кажется, что нас не совсем внимательно слушают или просто игнорируют. Этому часто способствует наша собственная установка перед разговором. Если нам кто-то сказал нечто, не делающее собеседнику чести, до разговора, то у нас появляется отчуждение, и при том не всегда правомерное. Установка – очень неприятная вещь. Она может помешать началу разговора или привести к конфликту в процессе общения. Надо знать, что такое установка, как она развивается в условиях общения, как ее можно изменить и как ею следует управлять. Если учитель задает вопрос, а сам в это время стирает что-то с доски, можете не сомневаться, что ваш вопрос не будет даже расслышан.. Нужно создать соответствующий настрой на урок, к восприятию вопросов, заданий относящихся к данной теме, «дать установку на восприятие». Все остальное оказывается за пределами поля внимания, а поэтому и не узнается, не понимается.
Одним словом, вступая в общение, начинайте с «ориентировки» в ситуации общения: всегда ответьте сами себе на мысленные вопросы о том, кто перед вами, о чем и как можно говорить. Очень часто нам приходится сталкиваться с ситуацией, когда наша собственная негативная установка на класс или ученика мешает работе, процессу общения и учения.
Существует много книг, рассказывающих нам о правилах хорошего тона, о поведении в общественных местах, о том, как надо правильно сервировать стол, обращаться с вилкой и ножом, и т.д., как пригласить на танец и уступить место в трамвае. Но очень мало тех, которые учат публичному выступлению, мгновенной оценке сложившейся ситуации, педагогически верной реакции на поведение ученика.
Даже одеваясь (и еще раньше – приобретая одежду), надо иметь в виду, что одежда, походка, манера стоять, сидеть и даже смеяться образуют своеобразную знаковую систему; так или иначе одетый человек о чем-то заявляет, что-то сообщает о себе другим. Например: праздничный костюм – знак предстоящего торжества; спортивный костюм, теннисная ракетка в руках «говорят», что человек – спортсмен; небрежная прическа и неопрятные джинсы – о том, что человек пренебрегает эстетическими чувствами других.
«По одежде встречают, по уму провожают», гласит русская народная мудрость. Иными словами, в общении важны и внешний вид, и сказанные Вами слова. Этикет, как мы уже говорили, регулируют общение, взаимодействие людей. Надо серьезно, с умом относится к этикету, к умению общаться. Правило довольно просто: то, что может быть неприятно Вам, неприятно окружающим.
Итак, что же все-таки необходимо, чтобы правильно общаться?
Надо, в первую очередь:
- уважать собеседника,
- слушать его с возможным вниманием, не перебивая и давая высказаться,
- не «зашумлять» каналы связи.
Необходимо, так же, выглядеть соответствующим образом, чтобы не было рассогласования, стараться говорить только то, что думаем, дабы не вносить диссоциации.
Надо еще не забыть, что писал наш великий соотечественник Михаил Васильевич Ломоносов 230 лет назад:
«…Когда к сооружению какой-либо махины приготовленные части лежат особливо и некоторого определенного себе действия другой взаимно не сообщает, тогда все их бытие тщетно и бесполезно. Подобным образом, если бы каждый член человеческого рода не мог изъяснить своих понятий другому, то бы не токмо лишены мы были сего согласного общих дел течения, которое соединением наших мыслей управляется, но едва бы, не хуже ли были мы диких зверей…»
Любое общение, а тем более принимающее форму сотрудничества, требует внимания к личности ученика, изучения его кругозора, характера, интересов, способностей, нравственных устоев и учета этих сведений разговоре с ним. Важно всегда выслушивать ученика, анализировать мотивы его поступков и принимать адекватные им решения – как поощрительные, так и наказывающие. Тогда будет соблюден самый ценный, с точки зрения ребят, принцип – справедливость действий учителя. Именно этот принцип – одна из главных основ хорошего отношения между педагогом и учащимися.
А еще – доброжелательность. Ребята должны чувствовать, что учитель старается не “подловить” их, “уличить” в незнании изучаемого, а помочь понять, запомнить, усвоить учебный материал. Этому могут способствовать как применяемые в учебном процессе методы и приемы обучения (активизирующие, воодушевляющие ученика), так и стиль поведения педагога: свободный, но достаточно строгий, не исключающий, однако, улыбку, юмор, игру. Также, огромное значение в общении между людьми имеет мимика собеседников. Не приходилось ли Вам самим общаться с кем-нибудь c помощью взглядов, жестов? Конечно, приходилось! Но если вы понимали друг друга, значит, это понимание явилось результатом весьма сложной работы.
Нельзя оставлять без внимания и общение школьников между собой. Как правило, оно служит для наблюдательного учителя источником важных сведений о личности того или иного ученика, его воспитанности, умении ладить с окружающими. Вместе с тем оно дает повод для коррекции (поощрения или порицания) возникающих взаимоотношений с целью выработки у учащихся навыков цивилизованного общения, умения согласовывать свои действия с интересами других людей, с уважением относиться к чужому мнению.
Педагогически правильное общение вызывает всплеск эмоций. Какую же роль играют эмоции в учебе?
Описывая эмоции, можно расположить их по определенным координатным осям в соответствии с их свойствами. Например, в зависимости от их положительной или отрицательной окраски эмоции можно группировать попарно: любовь и ненависть, симпатия и отвращение, чувство безопасности и страх, подъем и безнадежность и т.д. Первые естественно желанны для субъекта, он к ним стремиться, в то время как вторых он старается избегать. Это сразу указывает на мотивационную роль, которую играет каждое из наших чувств.
Эмоции тесно связаны с информацией, которую мы получаем из окружающего мира. Обычно эмоция возникает из-за неожиданности события, к которому мы не успели подготовиться – не могли собрать всю информацию, необходимую для адекватной реакции. Высказывание, действие учителя, неожиданное для ученика, неожиданный резкий звук, непредвиденное начало урока, интересная вставка рассказ … Все это случаи, способные вызвать активацию организма и мобилизовать все способности для быстрого приема дальнейшей информации, что позволит реагировать наилучшим образом.
Итак, эмоция не возникает, если мы встречаем данную ситуацию с достаточным запасом нужных сведений. Когда повторяется уже знакомый нам резкий звук, когда мы заранее знаем, чем будем заниматься на данном и на дальнейших уроках, организму уже незачем приходить в состояние активации (данная ситуация, наоборот нужна при проведении самостоятельных и контрольных работ).
Боязнь получения плохой отметки приводит к отрицательным результатам, это и установка и эмоциональная деятельность одновременно. Боязнь будет существовать до тех пор, пока число рациональных сигналов (уверенность в отсутствии опасности, доброжелательная деятельность учителя и т.д.) не достигнет и не превзойдет количество необходимых сигналов (индивидуально для каждого школьника).
Итак, отрицательные эмоции возникают чаще всего из-за неприятной информации и, особенно при недостаточной информации; что касается положительных эмоций, то они возникают при получении достаточной информации, особенно тогда, когда она оказалась лучше ожидаемой.
Когда субъект не обладает достаточной информацией для объективного понимания события, у него более вероятна отрицательная эмоция. Это событие можно сравнить с реакцией ребенка, впервые идущего в детский сад, в зубоврачебный кабинет: его поведение – будет ли он кричать, лишь немного бояться или перенесет все спокойно – очень часто зависит от количества и характера информации, которую он получил раньше и конечно от той которую получит при первой встрече.
Но, с другой стороны нужно противопоставить «притуплению чувств» из-за перегрузки «объективными» сообщениями в обычных информационных передачах. Известно также, что эмоции длятся очень недолго.
В науке, как и в искусстве, существует понятие красоты: истинное знание обладает эстетической ценностью. Еще древние ученые пришли выводу, что некрасивое уравнение неверно. Согласно психологическим исследованиям творческая деятельность человека связана с эмоциями: повышая эмоциональность восприятия, можно стимулировать творческую активность личности. Многие видные ученые и деятели искусства совмещали свои занятия и наукой, и искусством, считали искусство “необходимой для самой научной деятельности гимнастикой ума”. Поэтому использование на уроках литературных фрагментов, музыки, копий произведений искусства просто необходимо.
Некоторые литературные тексты могут служить в качестве условий для различных физических задач: качественных, количественных, оценочных, графических, экспериментальных. Часто литературный фрагмент содержит описание не одного, а нескольких физических явлений.
ПРИМЕР. Отрывок из повести А.П. Чехова “Степь”
Егорушка… разбежался и полетел с полуторасаженной вышины. Описав в воздухе дугу, он упал в воду, глубоко погрузился, но до дна не достал; какая-то сила, холодная и приятная на ощупь, подхватила его и понесла обратно наверх. Он вынырнул и… опять нырнул… опять та же сила, не давая ему коснуться дна и побыть в прохладе, понесла его наверх.
ВОПРОСЫ:
- Как называется линия – траектория полета Егорушки в воздухе? Напишите ее уравнение.
- О какой силе идет речь в этом отрывке?
- Почему Егорушка вторично погрузился в воду?
Большое значение для развития мышления учащихся имеют задачи, в которых требуется оценить значение той или иной физической величины. Их тоже можно составить на основе литературного текста. Для решения задачи надо понять, какое происходит физическое явление, задать (или выбрать) необходимые величины и их числовые значения и получить числовой ответ, соответствующий реальности.
Что же касается дидактических целей использования фрагментов из литературных произведений, то они могут быть разными: формулировка темы и задачи урока, “оживление” объяснения нового материала, повторение и закрепление знаний с привлечением новых сведений, проверка усвоения учебного материала и др.
Упорная зубрежка и учеба, стимулированная страхом получить неудовлетворительную оценку, не дают глубоких знаний. Знаменитое суворовское изречение “тяжело в учении легко в бою” к учебному процессу в школе не подходит. Хроническая неуспеваемость по предмету – результат массированных отрицательных эмоциональных воздействий; последние, порождают не только отвращение к учебе, но нередко жестокость, агрессивность по отношению к преподавателю. Необходимо наслаивать новое на хорошо известное старое, в уже знакомом предмете обнаруживать новые стороны, показывать его в неожиданном ракурсе. Но чтобы заинтересовать других, преподаватель должен сам интересоваться своим предметом и любить его, владеть методикой, быть открытым для людей, доброжелательным. Только тогда полюбят предмет ученики. А вызвав внимание, затем следует поддерживать его, отыскивая удачные сравнения, аналогии, противопоставления, проводя оригинальные опыты и фронтальные лабораторные исследования, используя яркие наглядные пособия, разнообразные методы и приемы обучения, в том числе и игры, соревнования, диспуты, словом все, что возбуждает эмоции, положительные и сильные.
Один из способов создания положительных эмоций на уроке – юмор.
Второй прием – возбуждение сомнения в справедливости излагаемых истин, как преподавателем, так и школьниками. Привыкание к безупречно правдивой, абсолютно верной информации ведет к угасанию ориентировочного рефлекса (рефлекс – это реакция организма на раздражение рецепторов). Этим стимулируется мысль ученика, побуждая его и всех остальных находить убедительные доказательства, мотивировать свою точку зрения.
Третий прием – “возбуждение умственного аппетита” к самостоятельной работе на уроке и дома; решая одинаковые для всех задачи, как обычно кто-то даже не решает вообще; при индивидуальном подборе, когда справляются с легкими задачами, предлагаются “очень трудные”, таким образом, закрепляется вера в собственные силы, в успех.
Четвертый прием – совместное с учителем эмоциональное переживание материала: восхищаются ученым, сделавшим открытие, красивому решению задачи, переживают неудачи, радуются успехам.
Мимика и жесты – одни из наиболее достоверных показателей характера человеческого поведения. Смех называют самой верной “пробой души”, свидетельствующей о ней более верно, чем речь и слезы. Наблюдая за жестикуляцией, мимикой, пантомимикой школьника, опытный педагог может многое заметить и понять в его поведении и, значит, в характере. Выразительные движения могут уточнить, дополнить, пояснить речевые сообщения; с их помощью можно усилить или ослабить сказанное, выразить свое отношение к предмету разговора; они помогают наладить обратную связь. Поэтому для поддержки учеников просто необходимо подбадривать их взглядом, движением руки и, конечно, улыбкой. “Учитесь не смотреть, а видеть” – эти слова Шекспира могут стать девизом совершенствования педагога, которой хочет стать мастером своего дела. (Ученик знает материал и хочет хорошо ответить, это “написано” на его лице, но он флегматик, у него замедленная реакция, и его не следует торопить; девушка на уроке не слушает объяснение, создает лишь видимость работы – учитель ставит ее в пример двум ученикам, несколько раз отвлекавших его вопросами, но их-то как раз и следовало похвалить: ведь они слушали его увлеченно, и это можно было заметить по их лицам. Плохое настроение, раздражение недопустимы в стенах школы. А.С. Макаренко иногда увольнял воспитателей с формулировкой: “Постоянно разводит в колонии грусть”.
Проблема эмоциональности обучения становиться особенно актуальной в условиях компьютеризации. Эмоции – важнейшая характеристика человеческой личности. Они играют роль регуляторов человеческого поведения, выражают сущность человеческих чувств и переживаний, определяют нравственные качества человека, его отношение к действительности и, в конечном счете, его мировоззрение. И очень важно формирование у учащегося эмоционально-ценностного отношения к миру и друг к другу в процессе обучения.[schema type=»book» name=»Использование положительных эмоций для развития способностей ученика при индивидуально-психологическом подходе» description=»В статье рассматриваются вопросы практической реализации образовательного стандарта по формированию коммуникативных навыков, как одного из важнейших элементов профессионализма педагога» author=»Барышева Зоя Павловна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-31″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_31.10.15_10(19)» ebook=»yes» ]