Планируемые результаты освоения предмета «Физическая культура» начального общего образования является одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта [с. 3].
Так в результате обучения выпускники начальной школы начнут понимать значение занятий физической культурой для укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности, для трудовой деятельности, военной практики. В контексте нашей статьи они осознано обязаны использовать знания, полученные в курсе «Физическая культура», при планировании и соблюдении режима дня, выполнении и физических упражнений, а так же знать о положительном влиянии занятий физическими упражнениями на развития систем дыхания и кровообращения.
Выпускники должны научиться выполнять комплексы специальных упражнений, направленных на развитие систем дыхания и кровообращения.
Перед нами встал вопрос: какие необходимо использовать техники, физические упражнения для того чтобы выполнить Требования результатов освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта?
Проведя исследования в сентябре 2015 года Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Бурлинской средней (полной) общеобразовательной школе» Бурлинского района Алтайского края среди учащихся вторых и третьих классов, мы выяснили, что применяемые традиционные упражнения и подвижные игры не совсем положительно влияют на их динамику физического и психологического развития. Используемые техники, методы, средства обучения и воспитания учителями показали, так же не совсем положительные результаты.
По результатам оценки двигательной подготовленности на начало учебного года 22% учащихся имеют очень низкий уровень, 34% низкий уровень, 26% средний, 18 % высокий. В основном у школьников менее 40 секунд задержка дыхания на вдохе. Проведя опрос среди школьников, мы выяснили, что 83% не владеют комплексами специальных упражнений, направленных на развитие систем дыхания и кровообращения. К концу первой четверти наблюдались психологическая тревога, неуверенность, страх, напряжение при выполнении упражнений.
Таким образом, мы видим, что необходимо нестандартное решение в данной ситуации. Поэтому нами стали использоваться нетрадиционные техники, такие как йога, цигун, мудры, дыхательные, глазодвигательные, перекрестные телесные упражнения, упражнения для языка и мышц челюсти, для развития мелкой моторики рук, релаксации.
Почему же эти техники, а не другие? Проведя анализ специальной литературы, нами определено, что цигун не только поправляет и укрепляет физическое здоровье, увеличивает умственную работоспособность, но и работает на сознание, психику.
Упражнения йоги влияют не только на осанку, походку, фигуру, но и на внутренние органы: здоровые легкие, сердце, упругие мышцы, в общем, все свидетельствует о прекрасном здоровье. Благодаря этой техники вырабатываются выносливость, терпение, возрастает сила воли, а так же концентрация и расслабление позволяют установить контроль над эмоциями. Упражнения, направленные на растяжку мышц обладают максимальным лечебным эффектом, снимают стресс, активизируют защитные силы организма, приводят в равновесие гормоны. Благотворно влияют на кровообращение, на обмен веществ. Повышают силу и выносливость.
Использование дыхательных упражнений в свою очередь улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением. Обучение учащихся задержке дыхания и «невесомость» (прыжки на батуте) известно, что активизируют работу стволовых структур мозга, которые в свою очередь, стимулируют дальнейшее развитие ребенка.
Применяя глазодвигательные упражнения мы можем расширять поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
При регулярном выполнении перекрестных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию высших психических функций, повышает скорость мыслительной деятельности.
Систематические упражнения по тренировке движения пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
Релаксации способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспитаниям событий и ощущений и являются единым процессом. Это в свою очередь способствует развитию рефлексии.
Следовательно, нетрадиционные техники способны укрепить детский организм в целом и иммунитет в частности, а так же реализовать требования к результатам освоения программы по физической культуре.
Список литературы:
- Неумывакин И.П., Неумывакина Л.С. Здоровье в ваших руках. М.: ИПО «Полигран», 2004. — 354 с.
- Планируемые результаты начального общего образования /[Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.]; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. 2-е изд. М.: Просвещение, 2010. — С.3.[schema type=»book» name=»ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК НА УРОКАХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ» description=»В статье приведены результаты исследования использования на уроках по физической культуре традиционных методов обучения, которые показали не совсем положительную динамику физического, психического развития, а так же в меньшей степени, что ученик должен знать, понимать и выполнять в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта. Рассмотрены нетрадиционные техники, которые планируются использоваться в дальнейшем для устранения сложившейся ситуации.» author=»Лобастова Марина Александровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-28″ edition=»euroasia-science.ru_26-27.02.2016_2(23)» ebook=»yes» ]