На современном этапе обучения иностранным языкам студентам предъявляются довольно высокие требования. За последнее десятилетие расширения и качественные изменения характера международных связей в Казахстане значительно возросли, что делают иностранные языки особенно востребованными в практической и интеллектуальной деятельности человека.
Обучение английскому языку рассматривается как одно из приоритетных направлений современного образования. Основной целью изучения иностранных языков является формирование у студентов иноязычной коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Одной из тенденций в обучении иностранным языкам на нынешнем этапе является коммуникативный подход. Вызовы информационного общества требуют не только новых систем и моделей обучения и образования, но принципиально новых подходов [1, c.24]. Таким образом, существует необходимость создания активной образовательной среды, которая предоставила бы возможность обучающимся доступа к различным источникам информации, помогла удовлетворить интересы современной молодежи. Особое внимание уделяется профессиональной деятельности преподавателей иностранных языков в связи с распространением и развитием международных связей, изменениями в экономической сфере. С целью обновления концепции иноязычного образования все чаще поднимаются вопросы переосмысления традиций, реорганизации учебного процесса, воплощения новых методических идей и творчески осмысленных проектов. В связи с возросшим спросом к подготовке конкурентоспособных специалистов повышаются и требования к общепедагогическим способностям и мастерству преподавателей иностранных языков [2, c. 8].
Компьютерные технологии — одни из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. На сегодняшний день мультимедийные средства существенно изменяют способы освоения и усвоения информации, открывают новые возможности для интеграции различных действий, тем самым способствуют достижению социально значимых и актуальных целей обучения.
Изучив состояние проблемы использование мультимедийных средств, в сфере обучения английскому языку, можно сделать вывод о том, что эффективность применения компьютерных технологий зависит от способов и форм применения этих технологий, от того, насколько грамотно преподаватель владеет методикой работы с ними, от используемых им электронных ресурсов.
Стало очевидно, что использование мультимедийных средств на занятиях английского языка различных типов способствует повышению интереса студентов к предмету и активизации их речемыслительной деятельности, развитию навыков самостоятельной работы и работы в коллективе, эффективному формированию всех видов речевой деятельности. Систематическая работа с компьютерными заданиями формирует у студентов устойчивые навыки самостоятельной работы, что приводит к сокращению времени на выполнение стандартных заданий и позволяет увеличить время на выполнение работ творческого характера, что подтверждает нашу гипотезу.
Выявлено, что формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий обучаемых средствами компьютерных технологий является мощным механизмом, который в результате обучения обеспечит должный уровень коммуникативной компетентности, а именно качественное овладение английским языком как средством межкультурного общения и взаимодействия[3, c.19].
Из практического опыта следует, что применение на занятиях различных цифровых образовательных ресурсов во всех видах речевой деятельности повышает познавательный интерес студентов к предмету (Таблица 1), а соответственно и мотивацию к изучению английского языка.
В Карагандинском государственном техническом университете было проведено анкетирование среди студентов 1-2 курсов, для выявления отношения к использованию мультимедийных средств на занятиях английского языка. В опросе приняли участие 244 студента.
Таблица 1.
Использование мультимедийных средств на занятиях английского языка
Мне не нравиться, когда преподаватель использует компьютерные технологии на занятиях | 0% |
Мне нравиться, когда преподаватель использует компьютерные технологии на занятиях | 87% |
Мне интересно работать с интерактивной доской на занятиях | 89% |
Роль мультимедийных средств состоит в том, чтобы углубить эмоциональное воздействие на студентов с помощью предоставляемых технологическим развитием средств и, таким образом, способствовать усвоению учебного материала. Именно поэтому важным в подборе материала для использования на занятии является соответствие мультимедийных средств содержанию учебной программы. В связи с этим, компьютерные материалы подбираются в максимальном соответствии с изучаемыми лексическими и грамматическими темами[4, c. 31].
Рассмотрим примеры использования учебно-методических комплексов оснащенных мультимедийными материалами.
На занятиях английского языка на 1-2 курсах используются такие учебно-методические комплексы как: “New English File”, “Inside out”, “Technical English”. Каждый уровень обучения состоит из учебника для студента (Student’s book), рабочей тетради для студента (Workbook), CD с дополнительными заданиями и DVD c видео материалами для работы в аудитории. Каждый уровень разбит на модули.
Эти программы очень хорошо подходят для разных уровней обучения языку. Для студентов, уже достигших определённых результатов в обучении данная программа позволяет использовать материал не элементарного, а продвинутого уровня, но, в то же время, ещё не отягощённого сложными понятиями.
К этим учебникам студентами планируется разработать программу создания списка группы, для того чтобы работа велась под индивидуальным именем и была защищена паролем. Электронная программа оценки успеваемости студентов позволит мотивировать студентов на достижение высоких результатов, а также вести мониторинг успеваемости.
Обучаясь по программам “New English File”, “Inside out” студенты имеют возможность слышать речь носителя языка, познакомится с традициями и культурой англоязычных стран. В конце каждого модуля предлагается сделать проект на английском языке.
Компьютер в данной методике является лишь инструментом, помогающим, преподавателю, организующему самостоятельную работу студентов и управляющему ею.
Использование мультимедийных технологий для развития познавательных умений на занятиях английского языка дает определенный результат.
Рисунок 1. Изменение качества знаний по английскому языку за 2 семестра
у студентов 1 курса КарГТУ. 2014-2015 учебный год.
Результат успеваемости в группах подтверждает предположение, т.е. то, что использование мультимедийных технологий на занятиях английского языка, в разумных пределах, для развития знаний и умений студентов положительно влияет на качество их знаний [5, c. 7].
Следует отметить, что использование мультимедийных средств должно быть скомпоновано таким образом, чтобы компьютер становился не самоцелью, а лишь логическим и очень эффективным дополнением к учебному процессу.
Список литературы:
- Информационно-коммуникационные технологии в преподавании иностранных языков: тезисы докладов Первой международной научно-практической конференции (Москва, 2004г.) / Министерство образования и науки РФ, НОПрил, МГУ-СУНИ, ЦДО на ФИЯ МГУ им. М. В. Ломоносова. – Москва: МГУ, 2004.
- Карамышева Т.В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера. В вопросах и ответах. – Спб.: Издательство «Союз», 2001. – 192 с., с. 27-38.
- Насибуллин Э.Н. Об эффективности информационных технологий обучения. Режим доступа: , свободный.
- Новейшие технологии преподавания иностранного языка как средства межкультурного и профессионального общения: материалы научно-практической конференции. (Москва, 2004г.) / Рос. Эконом. Акад. – Москва: РЭА, 2004.
- Петровская, С.А. Английский через Интернет / С.А.Петровская, К.В.Тростина, М.Г. Федотова. – М.: Изд-во Рос. Экон. Акад., 2004.[schema type=»book» name=»ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ НА ЗАНЯТИЯХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА» author=»Ахметова Динара Рашидовна, Бейсханова Салтанат Алтаевна, Когай Олеся Анатольевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-11″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]