Процесс модернизации системы образования в Российской Федерации на современном этапе охватывает все ступени развития: от дошкольных учреждений до высшей школы. Изменения затронули и среднее профессиональное образование (СПО). Федеральные государственные стандарты нового поколения ставят перед педагогами, работающими в сфере СПО, важные задачи, результатом решения которых являются сформированные у выпускников колледжей и техникумов общие и профессиональные компетенции. В связи с введением новых стандартов в системе СПО меняются и методы обучения студентов. Внимание преподавателей привлекают, прежде всего, такие педагогические технологии, которые позволяют обучающемуся стать центральной фигурой учебного процесса, направляют студентов на поиск нетрадиционных, новых способов решения учебных задач и проблем, создают условия для профессионального становления личности, становятся отправной точкой для развития критического мышления. Эффективной технологией, соответствующей перечисленным выше требованиям, является популярная в последние десятилетия проектная деятельность.
Появление проектной технологии обучения приходится на конец ХIХ — начало ХХ века, и связано в первую очередь с деятельностью выдающихся американских педагогов Джона Дьюи и его ученика Уильяма Х. Килпатрика, предлагавших строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность обучающегося, сообразуясь с его личным интересом в этом знании. Ключевой идеей проектной системы обучения У.Х.Килпатрик обозначил достижение максимальной самостоятельности учащихся в учебном процессе. Организованная практическая деятельность учеников без использования классно-урочных форм обучения на Западе не выдержала испытания временем, вследствие снижения роли педагога и отсутствия детально разработанного алгоритма организации учебного процесса снизились показатели результатов обучения, и от обособленного использования данной методики отказались, но интеграция метода проектов в учебный процесс в качестве одного из видов организации самостоятельной работы обучающихся стала весьма эффективной [4].
В России метод проектов привлек внимание педагогов в начале ХХ века. С.Т. Шацкий в 1905 году возглавил группу единомышленников, активно использовавших проекты в преподавательской деятельности. Позднее, в годы советской власти проектная деятельность стала настолько популярной, что ряд педагогов (Б.В.Игнатьев, М.В.Крупенина, В.Н.Шульгин) предложили убрать учебные предметы из школьных учебных планов и сделать проекты универсальным методом обучения. В сентябре 1931 г., в результате констатации факта снижения успеваемости учащихся по общеобразовательным предметам, вышло постановление ЦК ВКП (б) «О начальной и средней школе», запрещающее использование методики проектной деятельности в школьном образовании [1, с. 38-39]. Вплоть до 80-х годов ХХ века в отечественной педагогике метод проектов практически не использовался. Интерес к данной технологии возник в связи с новой волной интереса к идеям свободного воспитания, учета личностного фактора в обучении и воспитании детей. На рубеже ХХ — ХХI веков в России было опубликовано огромное количество работ, посвященных использованию проектной технологии (Е.С.Полат, Н.Ю.Пахомова, В.В. Гузеев, И.Чечель и др.), что, на наш взгляд, вполне объясняет популярность и практичность применения данного метода в образовательном пространстве учебных заведений различного уровня [2, с.314].
В педагогической литературе дается множество определений понятия «метод проектов». Наиболее емко, на наш взгляд, данное понятие было охарактеризовано Е.С.Полат, которая предложила под методом проектов понимать способ достижения цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым результатом, оформленным тем или иным образом [3]. Е.С.Полат акцентирует внимание на том, что обязательным условием реализации метода проектов является решение проблемы, поставленной перед учащимися.
В рамках темы нашей статьи определим и понятие «критическое мышление». По нашему мнению, наиболее содержательно суть критического мышления выразила американский психолог Дайана Халперн: критическое мышление характеризуется ею как применение познавательных техник или способов, которые повышают возможность получения окончательного ожидаемого результата. Мышление выступает как нечто отличающееся контролем, обдуманностью и целеустремленностью, т.е. таким типом мыслительной деятельности, к которому прибегают при решении проблем, подведении итогов, возможном восприятии и принятии решений [5. с.22].
Анализируя определения, данные Е.С.Полат и Д.Халперн, обнаруживается объединяющий эти понятия элемент: наличие проблемы. Метод проектов подразумевает постановку проблемы, а для того чтобы студенту решить проблему, необходимо применить навыки критического мышления. Без критической обработки информации, собранной учащимся для разработки проекта, невозможно полноценное выполнение проектной деятельности.
Типология и этапы проектной деятельности детально изучены в отечественной педагогической литературе, поэтому ограничимся перечислением типов проектов и краткой характеристикой этапов проектной технологии, исходя из преподавательского опыта авторов данной статьи. Наиболее продуктивными, с нашей точки зрения, являются среднесрочные и долгосрочные проекты исследовательского характера. Выполняемый студентами сбор информации по определенной проблеме на протяжении времени от одного месяца до года способствует более детальному изучению темы проекта, способствует более качественной обработке информации, полученной из источников и литературы различного происхождения. Студент имеет возможность углубиться в детали проблемы, прочитать больший объем литературы, и в конечном итоге студент формулирует свое критически осмысленное отношение к изучаемой проблеме.
Рассмотрим этапы проектной деятельности студентов колледжа.
- Обозначение и формулирование проблемы, цели, задач и предмета исследования.
Этот этап является очень важным, поскольку от определения темы, правильного формулирования проблемы зависят все последующие этапы работы над проектом. Проблемные темы могут быть предложены педагогом для их детальной разработки студентами в виде индивидуальных или групповых проектов. Возможен и вариант самостоятельной формулировки студентами проблемы по изученной на занятии теме. В случае самостоятельной формулировки проблемы студентами уже на данном этапе будут использоваться элементы критического мышления.
- Формулировка гипотез(ы), выбор методов работы над проектом.
На данном этапе работы студенты выдвигают предположения, обсуждают возможные варианты решения (при выполнении группового проекта), выбирают методы работы над проектом. В случае затруднения студенты консультируются с педагогом, который помогает сформулировать гипотезу, но не дает учащимся готовых вариантов, не навязывает свое видение решения поставленной проблемы.
3.Определение актуальности, социальной значимости проекта, изученности темы.
Студентам важно понимать, актуальна ли тема, которую они разбирают, будет ли проект озвучен перед группой, выставлен на конкурс, и т.д. Возможна загрузка проекта в сеть Интернет для того, чтобы проект могли обсудить не только участники учебной группы, но и интернет – пользователи. В случае если студенты затрудняются найти информацию по проблеме самостоятельно, педагог рекомендует литературу по теме проекта (возраст студентов 1-2 курса колледжа варьируется от 14 до 18-19 лет, возможность найти нужную информацию в этом возрасте, как правило, не вызывает затруднений, однако, если подобные проблемы возникли, преподаватель знакомит учащихся с предварительно подготовленным списком литературы по теме проекта).
4.Исследование, подразумевающее раскрытие задач в соответствующих частях проекта.
На данном этапе происходит обработка собранной из различных источников информации, критическое осмысление полученных данных и их оформление.
- Обобщение результатов, подведение выводов по проделанной работе.
В результате этого этапа студенты подытоживают проделанную работу, определяют, достигнута ли цель проекта, решены ли поставленные задачи, подтверждается или опровергается в результате исследования выдвинутая гипотеза.
6.Презентация проекта, обсуждение вопросов, озвученных во время защиты, рефлексия, совместное оценивание проекта педагогом и учащимися.
Студентам, работающим над проектом, к его защите рекомендуется подготовить наглядность в виде презентации, видеоролика, плаката, стенгазеты, макета и т.д., что способствует лучшему восприятию аудиторией излагаемого материала. На этапе рефлексии (стадии, обозначенной в технологии критического мышления как reflection) педагог предлагает студенту проанализировать проделанную работу, осознать место новой информации в системе накопленных знаний, определить свое отношение к новым знаниям и возможно, определить новые проблемы в изучении данной темы. Присутствующие на презентации проекта студенты также участвуют в оценивании. На завершающем этапе проект оценивает педагог и, учитывая мнение учащихся, выставляет итоговый балл.
Таким образом, метод проектов помогает студентам развивать самостоятельность в мышлении и действиях, коммуникативные, исследовательские навыки, умение работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути и решения, развивает критическое мышление студентов, без которого невозможно полноценное выполнение проекта.
Список литературы:
- Морозова М. М. Метод проектов в истории отечественной и зарубежной педагогики// Интеграция образования. 2007. №3-4.- С.36-41.
- Пеньковских Е. А.Метод проектов в отечественной и зарубежной педагогической теории и практике [Текст] / Е. А. Пеньковских // Вопросы образования. — 2010. — N 4. — С. 307-318.
- Полат Е.С. Что мы понимаем под методом проектов. – URL: (дата обращения: 24.10.2015).
- Сидоров С.В. Проектная система обучения (метод проектов) [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя. – URL: (дата обращения: 26.10.2015).
- Халперн Д. Психология критического мышления. Спб.: Питер, 2000. — 512 с.[schema type=»book» name=»Использование метода проектов в развитии критического мышления студентов колледжа» description=»Данная статья определяет роль и место метода проектов в развитии критического мышления студентов колледжа. В статье описаны этапы проектной деятельности.» author=»Белобородова Ниля Сабитовна, Мельникова Наталья Александровна » publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-31″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_31.10.15_10(19)» ebook=»yes» ]