Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ КАК ТЕХНИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВОЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ КАК ТЕХНИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВОЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Государственные образовательные стандарты в образовательных учреждениях Министерства Обороны Российской Федерации направлены на формирование и привитие у обучающихся (курсантов) компетенций, установленными квалификационными требованиями к военно-профессиональной подготовке выпускников по специальности.

В соответствии с этими  стандартами обучающимся необходимо прививать стремление к постоянному военно-профессиональному самосовершенствованию, способность планировать военно-профессиональную карьеру, элементы личностного саморазвития, умение осознанно планировать повышение своей военно-профессиональной квалификации, осуществлять для этого поиск и использование информации, применять современные образовательные технологии и творческий подход к изучению учебных дисциплин, в том числе и дисциплине «Иностранный язык».

Опыт преподавания показывает, что для полной и качественной реализации программ профессионального образования по дисциплине «Иностранный язык» в вузах Министерства Обороны Российской Федерации  необходимо решить ряд проблем, основными из которых являются:

— низкий уровень довузовской подготовки обучающихся (курсантов) по дисциплине «Иностранный язык»;

— слабая  мотивация при изучении иностранного языка (в техническом вузе упор делается на профессиональные дисциплины);

-объем квалификационных требований к выпускнику вуза не соответствует количеству времени, определенному учебной программой на изучение дисциплины.

В связи с вышеперечисленными проблемами, представляется очевидным, что необходимо искать пути повышения мотивации в освоении ОПОП на основе применения новых методов.

В ходе изучения иностранного языка в военном вузе используются различные пути активизации познавательной деятельности обучающихся, основные из которых являются — разнообразные формы, методы, средства обучения, выбор таких сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность обучающихся.

Но наиболее эффективным средством в этом показали себя, по мнению автора, видеоматериалы, используемые на практических занятиях по иностранному языку.

Реализация принципа наглядности через просмотр видео роликов позволяет объединить несколько ее видов: зрительную, предметную, слуховую, ситуативную, образную, языковую. Такого рода синтез способствует реализации процесса коммуникации через обмен вербальной и невербальной информацией, т.е. информация поступает как через слуховой, так и через зрительный каналы.

Важно отметить, что «информация, представленная в наглядной форме, становится более доступной для восприятия, быстрее и легче усваивается (по данным ЮНЕСКО). Так, на слух человек запоминает 15 % информации, при просмотре – 25 % информации, в то время как возможность одновременно увидеть и услышать позволяет усвоить 65 % информации» [1, с. 823].

Как показывает практика, видеоматериалы служат не только для преподнесения знаний, но и для их контроля, за­крепления, повторения, обобщения, систематизации, следова­тельно, успешно выполняет все дидактические функции. Использование видеоматериалов основывается преимущественно на наглядном восприятии ин­формации. Он предполагает как индуктивный, так и дедуктив­ный пути усвоения знаний, различную степень самостоятель­ности и познавательной активности обучающихся, допускает раз­личные способы управления познавательным процессом. По сути, речь идет уже о комплексной дидактичес­кой технологии [4, с. 20-27].

Для учебного процесса наиболее целесообразно ис­пользование на практических занятиях кинофрагмента, а не полнометражных филь­мов.

Учебные кинофрагменты могут быть частью художе­ственного, хроникально-документального, научно-попу­лярного или учебного фильмов; целевого назначения — короткометражный, но целостный, снятый в киностудии или силами преподавателей в соответствии с учебной программой.

Эффективность применения кинофрагмента в учебном процессе определяется, прежде всего, тем, насколько он соответствует целям и теме данного занятия [6, с. 208].

Обучающая и воспитывающая функции использования видеоматериалов обуславливаются высокой эффективностью воздействия на­глядных образов. Информация, представленная в наглядной форме, является наиболее доступной для восприятия, усваива­ется легче и быстрее.

Использование видеоматериалов в ходе изучения учебной дисциплины «Иностранный язык» обеспечивает возможность:

— дать обучающимся более полную, достоверную информацию об изучаемых явлениях и процессах;

— повысить роль наглядности в учебном процессе;

— удовлетворить запросы, желания и интересы;

— организовать полный и систематический контроль, объективный учет

успеваемости и наладить эффективную обратную связь;

— способствует индивидуализации обучения и развитию мотивированности  речевой деятельности обучающихся [5, с. 87]

Следует отметить, что применение видеоматериалов на занятиях – это не только использование ещё одного источника информации. По сравнению с другими средствами наглядности видеоматериалы (аудиовизуальные пособия), несомненно, вызывают более разнообразные психические процессы, а также предполагают значительную перестройку психической деятельности обучающихся, и прежде всего таких её сторон, как внимание и память. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях  даже  невнимательный курсант становится внимательным. Для того чтобы понять содержание фильма, обучающимся  необходимо  приложить  определенные усилия. Так непроизвольное внимание переходит в произвольное. А интенсивность внимания оказывает влияние на  процесс  запоминания. Использование различных каналов поступления информации (слуховой, зрительный, моторное восприятие) положительно влияет  на прочность запечатления языкового материала.

Таким образом, психологические особенности воздействия учебных видеоматериалов на обучающихся  (способность  управлять  вниманием каждого и группой в целом, влиять на объем долговременной памяти и увеличение  прочности  запоминания,  оказывать эмоциональное воздействие и повышать мотивацию обучения) способствуют интенсификации учебного  процесса  и  создают благоприятные условия для формирования  компетенций, установленными квалификационными требованиями к военно-профессиональной подготовке выпускников военных вузов.

 Использование видеоподдержки на занятиях способствует повышению качества знаний, так как позволяет использовать следующие виды коммуникативной деятельности: аудирование, говорение, чтение и письмо (при выполнении упражнений).

Использование видео оправдано психологически: именно через органы зрения и слуха человек получает основной объем информации об окружающем мире.

Кроме того, использование видео на занятиях повышает активность обучаемых, создаёт определённые условия для самостоятельной работы курсантов.

С помощью использования видеоматериалов эффективно решаются многие ди­дактические и воспитательные задачи [2, с. 7]. Они полезны:

— для изложения новых знаний, в частности очень медленных процессов, которые невозможно наблюдать непосредственно, а также быстрых процессов, когда непо­средственное наблюдение не может вскрыть сущности явления;

— для объяснения в динамике принципов действия сложных механизмов и машин;

— для обучения алгоритмам выполнения различных видов дея­тельности и организации тестовых испытаний;

 — для представления видеодокументов, укрепления связи обучения с жизнью и создания специфической языковой среды на занятиях иностранного языка;

 — для выполнения тренировочных работ, упражнений, модели­рования процессов. А также для  проведения необходимых измерений: создания баз (банков) данных для проведения учебно-тре­нировочных и исследовательских работ; осуществления дифференцированного подхода к орга­низации обучения; рационализации учебного процесса и повышения его про­дуктивности, обеспечения оптимального объема передачи и усвоения информации путем повышения качества пе­дагогического управления.

Для действительно эффективного использования  видео на уроке необходимо убедиться в том, что: — содержание используемых видеоматериалов соответствует реальному уровню  общего и языкового развития учащихся и корреспондируется с содержанием серии уроков по теме; — длительность используемого видеофрагмента не превышает реальные  возможности урока/ этапа урока;- ситуации  видеофрагмента предоставляют интересные возможности   для развития языковой, речевой, социокультурной компетенции учащихся;- контекст имеет определенную степень новизны или неожиданности;- текст видео сопровождается четкой инструкцией, направленной на решение конкретной и реалистичной учебной задачи, понятной ученикам  и оправданной всей логикой урока.

Необходимо подчеркнуть одну из основных возможностей применения видеоматериалов, не свойственную никаким другим средствам наглядности — это способность создания речевой среды, которой так недостаёт обучающимся при обучении иностранному языку, учитывая специфику военного вуза и количество времени, определенному учебной программой на изучение дисциплины.

Таким образом, наиболее предпочтительным способом применения технических средств в обучении иностранным языкам являются видеоматериалы, которые являются действенным инструментом для повышения мотивации, развития навыков аудирования, и как следствие, достижения целей и освоения ОПОП при подготовке военного специалиста.

Список литературы:

  1. Бакленева С. А., Ларина Т. В. Профессиональное становление будущих военных специалистов на основе иноязычных видеоматериалов // Фундаментальные исследования. — 2014. — № 12-4. – C. 822-825.
  2. Громова О.А. Аудиовизуальный метод и практика его применения. – М., Высшая школа, 1977. – С.100
  3. Золотницкая С.Л. Создание благоприятного психологического климата средствами кино на уроках иностранного зыка // Психолого-педагогическое воздействие учебного кино и телевидения. Материалы конф. (Москва, 11 — 13 окт. 1978 г.) — М.: ЦСПО РСФСР, 1979. – С. 102-107.
  4. Иванова-Цыганова В.И. Кинохрестоматия и проблема слухозрительного синтеза // Иностранные языки в школе. — 1968. — № 4. – C. 20-27.
  5. Макарова Л.В. Использование видеоматериалов при обучении английскому языку студентов технических направлений подготовки // Приоритетные научные направления: от теории к практике. — 2015. — № 20-1. – C. 85-88.
  6. Молибог А.Г., Тарнопольский А.И. Технические средства обучения и их применение. – Мн.: Университетское, 1985. – 208 с.
  7. Соловова Е.Н. Использование видео на уроках иностранного языка / Е. Н. Соловова // ELT NEWS & VIEWS. – 2003. – №1. – С.2-5.[schema type=»book» name=»ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ КАК ТЕХНИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВОЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА» description=»В статье рассматривается необходимость применения видеоматериалов при обучении иностранным языкам в военном вузе. Пока¬зано, что видеоматериалы могут выступать в качестве эффективного средства развития и совершенствования умений аудирования иноязычной речи при подготовке военного специалиста.» author=»Фаттахова Наталья Анатольевна, Левчина Ирина Борисовна» publisher=»Басаранович Екатерина» pubdate=»2016-12-16″ edition=»euroasia-science_6(27)_23.06.2016″ ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found