В настоящее время все большее распространение среди детей и подростков приобретают современные формы аддиктивного поведения: интернет-зависимость, кибернетическая лудомания, гаджет-зависимость.Существующая система первичной профилактики аддиктивного поведения не в полной мере учитывает особенности работы с данными формами зависимости и поэтому является недостаточно эффективной. Решение этой проблемы требует как всестороннего анализа современных форм зависимого поведения, так и разработки и внедрения инновационных технологий их профилактики. Данные технологии должны базироваться на позитивно-ориентированной стратегии профилактики и быть направлены на развитие адаптационного потенциала детей и подростков, формирование у них конструктивных стратегий социальной адаптации.
При этом необходимо учитывать, что профилактическая работа должна быть ориентирована на подростков в возрасте 11-15 лет, поскольку данный возраст является особым и чрезвычайно важным периодом в развитии личности, который характеризуется резко происходящими качественными изменениями, затрагивающими практически все сферы жизни подростка и ведущими к кардинальной перестройке всей системы отношений с окружающими. Поэтому с одной стороны подросток становится наиболее восприимчивым к негативным влияниям социальной среды, а с другой стороны целый ряд новообразований, свойственных данному периоду создают положительную среду для формирования личной ответственности за свое поведение. Кроме того, развитие адаптационного потенциала и способности к построению и реализации конструктивных адаптационных стратегий именно в данный период во многом предопределяет дальнейшую жизненную ориентацию подростка и его устойчивость к появлению склонности к аддиктивному поведению [1, с.29].
Существует объективная необходимость в обмене и распространении опыта профилактической деятельности, отвечающего потребностям современной образовательной практики, а именно:- профилактические мероприятия должны носить универсальный и комплексный характер и быть направлены на развитие адаптационных ресурсов подрастающего поколения;- необходимо использовать инновационные технологии профилактики, и в первую очередь Интернет-технологии; — разработки в данной области должны носить универсальный характер, обладать вариативностью и иметь возможность эффективного воспроизводства в массовой практике.
На наш взгляд современная система профилактики зависимого поведения должна базироваться на использовании инновационных технологий работы с подростками и в частности Интернет-технологий.
Предпосылками использования Интернет-технологий в профилактической работе с детьми и подростками, являются следующие факторы:
- Интернет играет значительную роль в жизни современного подростка, большинство из них проводят в киберпространстве несколько часов в день.
- В Интернет-пространстве подростки чувствуют себя комфортно, склонны к самопознанию и самораскрытию, что позволяет повысить эффективность психолого-педагогического воздействия, осуществляемого посредством Интернет-технологий.
- Высокая степень доверия к информации, полученной в Интернете.
Проведенный нами анализ позволил выделить основные виды Интернет-технологий в системе профилактики зависимого поведения:
- Создание специализированных сайтов профилактической направленности. Их условно можно разделить на следующие группы: информационно-публицистические ресурсы; интернет-ресурсы государственных организаций; интернет ресурсы общественных и религиозных организаций и информационные сайты, созданные частными лицами.
- Создание разделов, посвященных профилактике зависимого поведения на сайтах образовательных учреждений.
- Распространение через Интернет продукции (видео, графическая, социальная реклама, электронные учебники, электронный диагностический инструментарий и т.д.) профилактической направленности.
- Проведение конкурсов области профилактики зависимого поведения.
- Проведение Online-конференций, круглых столов.
- Online-консультирование специалистами различного профиля по различным проблемам, связанным с развитием и лечением зависимого поведения.
- Создание в социальных сетях специализированных страниц групп, посвященных профилактике зависимого поведения.
Наибольшим потенциалом в данной сфере обладает создание комплексных Интернет-ресурсов по профилактике аддиктивного поведения, которые позволят решить целый ряд актуальных задач:
— сформировать фонд электронных ресурсов по проблемам профилактики аддиктивного поведения и обеспечить его доступность всем специалистам, вовлеченных в профилактическую работу;
— оперативно обмениваться наиболее востребованной информацией;
— осуществлять взаимные консультации и консультации экспертов с заинтересованными специалистами в Online – режиме;
— проводить конференции, мастер-классы, круглые столы в Online – режиме;
— осуществлять пропаганду здорового образа жизни, формировать общественное мнение, мобилизировать усилия общественности в профилактической деятельности;
— систематизировать и популяризировать информацию о деятельности различных субъектов профилактической работы.
Список литературы:
- Митрофанова С.В., Смирнова Е.В., Черникова И.В. Профилактика аддиктивного поведения в общеобразовательных учреждениях: современные подходы и технологии: монография. – Ставрополь: издательство Ставропольского института имени В.Д. Чурсина, 2013. – 260 с.[schema type=»book» name=»ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ» description=»В статье рассмотрены современные подходы к профилактике зависимого поведения детей и подростков и перспективы использования информационных технологий в системе первичной профилактики.» author=»Черникова Ирина Владимировна, Луговая Ольга Михайловна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-11″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]