Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КУРСАНТОВ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КУРСАНТОВ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Понятие «информационная культура» появилось в научной литературе сравнительно недавно. Основная причина появления этого понятия – усиливающаяся роль информации, информационных технологий и информационной деятельности в жизни российского общества и его составной части – Вооружѐнных сил. Нарастающий поток информации в условиях современной действительности потребовал выхода на качественный уровень военного образования, который будет характеризоваться не количеством знаний, а способностью добывать нужную информацию, уровнем вовлеченности курсантов в информационную деятельность, владением умениями и навыками дифференциации и управления информацией.

В военном вузе становится актуальной задача формирования информационной культуры личности курсанта, как одной из составляющей социально-психологического качества личности будущего офицера [2].Основными факторами, определившими возникновение феномена информационной культуры, явились: переход информации в разряд важнейших универсальных категорий общественного развития; возрастание объемов информации, развитие информационной техники и технологии, становление информационного общества.В информационном обществе резко возрастает необходимость постоянного, обновления знаний, повышения квалификации.

Формирование информационное культуры курсантов как значимого качества личности явление сложное и находящееся во взаимосвязи с другими педагогическими и психологическими явлениями. Детерминация позволяет охарактеризовать процесс формирования информационной культуры, вскрыть внутреннюю сущность этого процесса[3].

Детерминантами формирования информационной культуры являются информатизация общества и информационные технологии, педагогическое взаимодействие в условиях военного вуза; развитие личности курсанта; диагностическая деятельность преподавателя.

Информатизация общества и развитие информационных технологий. Сегодня информационные процессы и технологии занимают центральное место в процессе «интеллектуализации» общества, развития его системы образования, науки и культуры.Информационные технологии играют ключевую роль в процессах получения и накопления новых знаний. Важнейшим показателем информационного общества является то, что каждый имеет возможность своевременно получать любую интересующую его информацию, кроме случаев, ограниченных законом. И одной из важнейших задач в этой области является необходимость массового повышения культуры всех членов общества

Одними из основных требований, предъявляемых к военно-профессиональной подготовке офицеров являются знание современных методов управления и умение использовать технические средства сбора, обработки и доведения информации (информационные технологии). Эти требования указывают на необходимость формирования информационной культуры современного специалиста для ВС РФ, поскольку информатизация всех сторон деятельности современной армии усиливается с каждым днем [4].

Непременным условием широкомасштабной информатизации Вооруженных Сил является создание такой системы подготовки кадров, которая должна быть направлена на воспитание высокой информационной культуры и выработку навыков эффективного применения средств информатизации, информационных технологий в решении задач боевой и повседневной деятельности. Без организации современной подготовки кадров трудно рассчитывать на успех в области информатизации Вооруженных Сил.Оперирование информационными объектами в современном информационном пространстве, в целях профессионального образования требует высокого уровня культуры взаимодействия с информацией, умения курсанта самостоятельно оценивать и контролировать результаты своей деятельности в этой сфере[4].

Детерминантом формирования информационной культуры курсантов военного вуза является взаимодействие субъектов педагогического процесса. Формирование информационной культуры предполагает сотрудничество и содействие, которое осуществляется в процессе взаимодействия. Процесс педагогического взаимодействия между преподавателем и курсантами должен основываться на укреплении взаимоотношений между ними, на позитивных изменениях в его структуре и содержании, установлении субъектных позиций его участников, развитии их общности. Современная тенденция гуманизации военного образования предполагает изменение требований к профессиональной подготовке будущих офицеров, оценки эффективности их воспитательной и познавательной деятельности. Это обусловливает необходимость поиска новых подходов к организации взаимодействий и отношений между участниками образовательного процесса, характеризующихся не подчинением, не подавлением, а сотрудничеством, открытостью, доверием, человеческим участием и поддержкой. Задача педагога состоит в том, чтобы тщательно изучить характер действия тех или иных условий, научиться регулировать их влияние на педагогический процесс путем нейтрализации негативных и усиления положительных тенденций развития педагогического процесса [1].

Развитие личности курсантов является детерминантой информационной культуры курсанта в силу того, что от уровня развития различных сторон личности зависит степень компетенции, осведомленности и использования информационных технологий, культура пользователя Интернет технологий. Профессиональное становление личности будущего офицера осуществляется в системе военного образования и рассматривается как системная категория, имеющая определенную структуру.

Диагностическое сопровождение является важным детерминантом формирования информационной культуры курсантов. В ходе ее формирования  преподаватель создает предпосылки для компетентного реагирования на возникшие педагогические и психологические проблемы, способствует созданию индивидуальных программ развития, что обеспечивает полноценное личностное развитие курсантов и успешное обучение. Мы предполагаем, что на современном этапе реформирования Вооружѐнных сил формирование информационной культуры, как значимого качества личности курсанта военного вуза должно быть основано на идее непрерывного обучения информационной культуре, как при изучении информатики, так и дисциплин военной и гуманитарной направленности. В процессе обучения курсантов в военных вузах необходимо формировать у них информационную культуру как базовое социально-психологическое качество военного специалиста, позволяющее офицеру в будущем: эффективно взаимодействовать с военно-социальной информацией; проводить поисковую деятельность с использованием информационных технологий; создавать информационные модели изучаемых процессов и анализировать их при помощи автоматизированных информационных систем; понимать юридическую ответственность за совершаемые деяния с помощью новых информационных технологий; видеть потенциальные возможности новых информационных технологий и уметь использовать их в военно-профессиональной деятельности.

Процесс формирования информационной культуры курсантов можно представить в двух планах: внешнем и внутреннем, объективном и субъективном. Объективный (внешний) план – это план социальный, отвечающий потребности общества в грамотных военных специалистах c высоким уровнем культуры взаимодействия с информацией, умением самостоятельно оценивать и контролировать результаты своей деятельности в этой сфере. Успешность реализации социального заказа определяется наличием внутренней (субъективной) потребности будущего офицера повысить свой профессиональный статус и уровень имеющихся у него знаний, то есть объективный план (внешний) диктует необходимость  создания таких условий в военном вузе (образовательной среды), которые бы способствовали  адаптации будущего офицера к военно-профессиональной деятельности, формированию информационной культуры.

Формирование информационной культуры курсантов как профессионально значимого качества личности может быть представлено в трех аспектах – всеобщем, особенном и единичном.

Подготовка курсантов в системе высшего военного  образования обладающих высоким уровнем информационной культуры и различным видам служебно-боевой деятельности в области обработки профессионально значимой информации на уровне современных требований – это аспект всеобщий.

Формирование информационной культуры единичное, уникальное. Единичность ее обеспечена целями, содержанием, структурно компонентным составом, средствами, методами, технологиями ее формирования. Оно обладает индивидуальными чертами, свойствами и характеристиками, которые определяют ее уникальность и невозможность заместить чем-либо другим.

Таким образом, чтобы стать высококлассным военным специалистом, признанным профессионалом своего дела, будущему офицеру целесообразно с учетом реалий и требований развивающегося информационного общества регулярно уделять внимание вопросам совершенствования своих личностных и профессиональных качеств, постоянно заниматься повышением уровня своей информационной культуры [3].

Список литературы:

  1. Асманская Е.А. Формирование профессиональной готовности будущих учителей начальных классов к педагогическому сопровождению перехода детей в среднюю школу. Дис. … канд. пед. наук. – Рязань., 2011. – 193 с.3.
  2. Байкова Л.А. Гуманизация педагогической системы образовательного учреждения. Теория и опыт: монография. – Рязань: РГПУ, 2000
  3. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютера Текст. / В.П. Беспалько. — М., — 2002. — 354 с.132
  4. Беспалько, В.П. Системно-методическое обеспечение учебно- воспитательного процесса подготовки специалистов Текст. : учеб.-метод. по-собие / В.П. Беспалько, Ю.Г. Татур. — М.: Высш. шк., 1989. — 144 с.[schema type=»book» name=»ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КУРСАНТОВ » description=»информационная культура курсантов, информатизация Вооруженных сил, педагогическое взаимодействие, развитие личности» author=»Портнова Валентина Николаевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-16″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found