Существует ряд особенностей в современном образовании, которые заставляют нас по-новому взглянуть на преподавание не только специальных дисциплин в системе образования специалистов технического профиля. Процессы глобализации, интеграции образовательных систем различных стран и всех сторон общественной жизни требуют от высшей школы нашей страны осмысления стратегий её дальнейшего развития. Преподавание иностранных языков уже больше не может сводиться просто к формированию лексико-грамматических навыков и развитию различных видов речевой деятельности. Перед предметом «Иностранный язык для специальных целей» сегодня стоит более глобальная задача – а именно участие в формировании качеств личности, необходимых современному специалисту. Особый смысл это приобретает в образовании профессионалов, способных обеспечить технический прогресс страны.
Сегодня основным приоритетом в педагогической среде становится формирование эрудированной, свободной и ответственной личности, сочетающей профессиональную компетенцию с гражданской ответственностью, обладающей должным мировоззренческим кругозором, нравственным сознанием. Это определяет необходимость отхода от утилитарного образования, т.е. простой передачи обучающемуся суммы знаний и факторов, необходимой для конкретной деятельности. Сфера образования призвана «формировать целостную картину материального и духовного мира, передавать ценности духовные, культурные, нравственные в их национальном и общечеловеческом понимании». (2)
Современный специалист должен уметь стратегически мыслить, занимать активную гражданскую позицию и адекватно отвечать на вызовы времени. Потребность в таких специалистах остро ощущается уже сейчас, и будет возрастать в будущем.[3]
Одной из целей технического образования сегодня признается формирование экологоцентрического мировоззрения. Кроме того, специалист должен обладать профессиональной мобильностью, поликультурным сознанием и, что особенно важно в условиях глобализации — способностью к успешной межкультурной коммуникации. Среди важных обстоятельств, свидетельствующих в пользу востребованности специалистов со знанием иностранных языков, и, в особенности языков международного значения, можно назвать межгосударственную интеграцию в сфере технологий. Наличие поликультурного сознания позволит современному специалисту успешно взаимодействовать с коллегами из-за рубежа, и быть способным к анализу и пониманию иной культуры, иной формы сознания. Знание языков международного значения выступает в качестве важного показателя качества современного технического образования.
Дисциплина «Иностранный язык» обладает большим потенциалом для формирования мировоззрения личности. На современном этапе развития страны языковое образование может выступать в качестве одного из средств влияния на сознание личности, её способность быть социально мобильной в обществе, свободно «входить» в открытое информационное пространство. [2]
Сафонова В.В. отмечает, что позитивная роль языков международного общения заключается в том, что они могут быть использованы за пределами национальных рамок их функционирования, как:
- средство осознания и изучения многообразия культур и цивилизаций, способов и результатов их взаимодействия в мировом потоке культуры;
- средство преодоления национально — культурной ограниченности в различных сферах жизнедеятельности общества (политической, экономической, социальной, культурной, технологической);
- один из инструментов развития общепланетарного мышления. [4]
Изучая иностранный язык мы постигаем культуру другого народа. Благодаря этому мы получаем возможность самоидентификации в мировом пространстве.
Языковое образование как процесс направлен не только на приобщение учащихся к новому для них средству общения, но и на осмысление собственных этнокультурных истоков, привитие им готовности к диалогу и одновременно толерантности по отношению к иным культурам при ориентации на родной язык и исходную культуру. [2]
Взаимосвязанное коммуникативное, социокультурное и когнитивное развитие учащихся, является средством и результатом формирования вторичной языковой личности.
Поскольку XXI век — век мультикультурного диалога важным является развитие не только многоязычной но и поликультурной языковой личности специалиста технического профиля.
Межкультурное обучение развивает у учащихся способность «смотреть на мир глазами носителя изучаемого языка»[1]. Для межкультурной коммуникации главным является не «воспитание с позиции норм и ценностей страны изучаемого языка» и «зазубривание фактов», а умение сравнивать социокультурный опыт народа, говорящего на изучаемом языке, с собственным опытом [2].
Именно это позволит относиться к иному образу мира с симпатией, терпимостью и в то же время, что особенно важно, с некоторой долей критичности. [2]
Особо ценным в обучении иностранному языку является развитие коммуникативных , когнитивных и рефлексивных способностей.
В современном мультилингвальном и поликультурном мире иностранный язык является необходимым условием формирования мобильной, творчески активной личности, способной к межкультурной коммуникации и успешному сотрудничеству.
Литература:
- Барышников Н.В. Особенности межкультурной коммуникации при несовершенном владении иностранным языком.//Обучение межкультурной коммуникации в различных условиях: сб. научных статей – Пятигорск, 2000. c. 5 – 13.
- Гальскова Н.Д., Гез Н.И.: Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. М.: 2004, 334с.
- Перегудов В.А. Проблемы экологического образования на современном этапе развития.// Экология, 2005 №8 www.rusnauka.com
- Сафонова В.В Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. – Воронеж: ИСТОКИ, 1996. – 237 с.[schema type=»book» name=»Иностранный язык в системе развития профессиональных качеств технического специалиста.» description=»Формирование качеств личности, необходимых для успешного осуществления профессиональной деятельности — одна из задач преподавания иностранных языков студентам технического профиля. Межгосударственная интеграция в сфере технологий делает знание иностранных языков международного общение одним из важных критериев определения качества технического образования. Особо ценным в обучении иностранному языку является развитие коммуникативных, когнитивных и рефлексивных способностей. » author=»Карташова Елена Александровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-19″ edition=»euroasia-science_28.04.2016_4(25)» ebook=»yes» ]