В современных условиях инновационные образовательные подходы превращаются в важнейший стратегический фактор, при помощи которого можно формировать новые качества «человеческого капитала». В работах М.В. Богуславского [2], А.Н. Джуринского [3], Г.Б. Корнетова [6] наметилось новое видение истории педагогики как многогранного мирового социально-культурного пространства. Реформаторские начинания «сверху», инновационная активность на местах привела к тому, что некогда единая система образования изменилась.
Вначале 2000-х гг. для инновационных процессов в образовании были характерны инновации преимущественно структурного характера, что вело, в первую очередь, к изменениям сети образовательных учреждений. Модернизация российской системы образования обозначила ряд проблем по поиску путей и условий повышения социальной активности и готовности всех субъектов образовательного учреждения к инновационной деятельности.
Инновационные процессы в образовании представляют собой сложную картину, в которой перемешены прошлое, настоящее и будущее. Наблюдаются не только очевидные позитивные явления и процессы развития разнообразия образования, его открытости, но и характерные для России консервативные тенденции. В этом плане актуальным представляется воссоздание «моста» между прошлым и настоящим для установления исторической преемственности, для осознания современными участниками образовательного процесса исторического смысла своих действий [4, с. 59].
Структурные перемены в системе образования позволили многим педагогическим коллективам развернуть работу по внедрению разнообразных педагогических новаций [4, с. 59].
Непрерывно и неустанно развиваться, улучшая свою работу по ходу бурно текущей жизни общества, быстро и успешно отвечать на ее вызовы и сложные вопросы, готовить специалистов не вчерашнего и даже не сегодняшнего, а завтрашнего дня, осуществляя их опережающую подготовку, влиять на полную меру сил на во многом стихийные общественные процессы, направляя их в цивилизованное русло (гуманное, культурное, моральное, демократическое, правовое и пр.) – таковы извечные стратегические задачи совершенствования системы образования. Двигать дело вперед, двигаясь впереди, учить учась, совершенствовать совершенствуясь – вечный долг и призвание учителя, педагога, воспитателя, потребность в которых с особой остротой ощущается в нашем отечестве сегодня. Невозможно быть на высоте современности без непрерывного творческого педагогического поиска.
Не случайно в нашей стране и других странах происходят постоянные изменения в образовании – частные инновации, инновации в виде модернизации и реформы (последние по мировому опыту стали осуществляться с интервалом в 8-10 лет). В нашей стране они происходят по принципу интеграции российского образования в мировое, но наукой и общественностью упорно отстаивается путь модернизации образования, а не реформ – коренной ломки всего, что приносило бесспорный успех и было гордостью страны. Инновации уместны не только для страны в целом, но могут и должны происходить на региональном уровне, в отдельном образовательном учреждении, его структурном подразделении и работе каждого педагога. Инновации, как показывает опыт, нужны и успешны, если отличаются высоким педагогическим качеством:
культурно-этнической ментальностью, последовательностью и преемственностью, а не оторванным от них радикализмом или упрямым консерватизмом;
научной обоснованностью – концептуальностью, спроектированностью, предварительной экспериментальной апробированностью, а не волевым решением, авантюрностью, слепой подражательностью, диктатом монетарной расчетливости;
комплексностью, т.е. осуществлением по всем направлениям, имеющим значение для достижения требуемой образованности обучающихся;
педагогической системностью – оптимизацией всех элементов педагогической системы образовательно-педагогического процесса;
педагогической тщательностью – скрупулезной и детальной просчитанностью всех деталей, а при широкомасштабном применении – предварительной выверкой в локальных экспериментах;
педагогической конструктивностью, характерной поиском и реализацией конкретных, результативных (а не формальных и показных) усовершенствований образовательного процесса;
педагогической экстенсивностью – преимущественным изысканием путей и средств не увеличивающих затраты времени и финансов, а повышающих уровень педагогической работы применением более качественных технологий;
педагогической эффективностью – реально приносимой и неоспоримой полезностью результатов, а не стремлением к эффективности [11, с. 301-302].
Совершенствование образования успешно, если осуществляется педагогически научно, профессионально, с бережным отношением к отечественным традициям.
Инновации (от англ. innovation – нововведение, новация) – это изменения внутри системы. В педагогической интерпретации и в самом общем смысле инновации подразумевают нововведения в педагогической системе, улучшающие течение и результаты учебно-воспитательного процесса. Однако нововведения могут и ухудшить систему. Может быть, именно для того, чтобы говорить о перестройке, новациях и улучшениях там, где их нет, и понадобилось мудреное иноземное слово. Впрочем, как всегда, позаимствовав термин, не удосужились понять его истинный смысл. Дело в том, что для обозначения новаций, замены чего-либо новым существует английское слово «novation». Инновация же означает такое нововведение, которое осуществляется в системе за счет ее собственных (in — внутри) ресурсов (резервов). Значит, все, что привносится извне – это не инновации?
Объяснения сущности педагогических новаций весьма противоречивы. В «Профессиональной педагогике», например читаем: «Инновации – комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства (новшества, нововведения) в области техники, технологии, педагогики, научных исследований» [10, с. 497]. Вашему профессору нравится такое определение: по крайней мере ясно – нет нового практического средства – нет инновации. «новые практические средства» в педагогике можно сосчитать на пальцах одной руки. Все не так просто. Инновации не могут быть сведены к созданию средств. Инновации – это идеи, и процессы, и средства и результаты, взятые в единстве качественного совершенствования педагогической системы [9, с. 180-181].
В последние годы внимание ученых к инновациям в образовании приобретает буквально взрывной характер. А.В. Хуторской отмечает, что «только за 3 года по вопросам, связанным с инновациями в образовании защищено 86 диссертаций. В тоже время нельзя сказать, что на все вопросы. Связанные с педагогическими инновациями, получены исчерпывающие ответы» [12]. Под педагогической инноватикой автор понимает «учение о создании педагогических новшеств, их оценке и освоении педагогическим сообществом, использовании и применении на практике. Если практики чаще озабочены конкретными результатами обновлений, то ученых интересует система знаний и соответствующих им деятельностей, которые изучают, объясняют, обосновывают педагогическую инноватику, ее собственные принципы, закономерности, понятийный аппарат, средства, границы применения и другие научные атрибуты, характерные для теоретических учений. Методология педагогической инноватики есть система знаний и деятельностей, относящихся к основаниям и структуре учения о создании, освоении и применении педагогических новшеств» [12].
Педагогические новшества, какими бы привлекательными и проработанными они не были, не могут быть освоены без надлежащего управления и организации инновационных процессов. Инициаторы нововведений неизбежно столкнутся с проблемами, порождаемыми нововведениями, и вынуждены будут искать пути их решения. Для внедрения новых форм, методик, педагогических технологий требуется понимание того, как эти новшества внедрять, осваивать и сопровождать [12]. Вот почему инновационные процессы в образовании рассматриваются в трех основных аспектах: социально-экономическом, психолого-педагогическом и организационно-управленческом.
Предметом инновационной компетентности является именно такой триединый процесс. Именно данный процесс является объектом изучения в педагогической инноватике, в отличие от дидактики, где объектом научного исследования выступает процесс обучения. Однако следует учитывать то, что основными функциями инновационной деятельности выступают не только методологические установки, а изменения компонентов самого педагогического процесса: содержания образования, форм, методов, технологий, особенно – системы управления и т.п.
Инновационный процесс представляет собой совокупность процедур и средств, с помощью которых педагогическое открытие или идея превращаются в социальное, в том числе, образовательное нововведение. Инновационные процессы следует отличать от локального эксперимента или внедрения отдельных новшеств. Например, введение дополнительного элективного курса еще не делает ее инновационной, считает А.В. Хуторской. Инновационная деятельность характеризуется системностью, интегральностью, целостностью [12].
Таким образом, деятельность, которая обеспечивает превращение идей в нововведение, а также формирует систему управления этим процессом, и есть инновационная деятельность. Важно учитывать то, что инновационная компетентность заключается не в том, чтобы механически переносить в область педагогики аппарат инноватики, который действует в экономике, предпринимательстве или производстве. Будущему профессионалу-управленцу следует учитывать то, что на рынке труда востребованы не сами по себе знания, а его способность специалиста применять их на практике. Выполнять определенные профессиональные и социальные функции. Уже сама эта мысль сегодня звучит инновационно. Вот почему меры, направленные на преодоление кризиса знаниевой парадигмы, привели к необходимости изменения характера управления и обновления содержания высшего профессионального образования [1, с. 19].
Идея компетентностного подхода в системе повышения квалификации – это, прежде всего идея открытого заказа на содержание образования, что свидетельствует о том, что образование признало, наконец, «значимость существования экономической действительности и ключевых рынков, и, в частности, рынка труда, та как компетентности – это единицы, прежде всего рыночной, социально-ориентированной экономики» [13, с. 59].
В докладе международной комиссии по образованию для XXI в. «Образование: сокрытое сокровище» Жак Делор, сформировал четыре критерия, на которых основывается компетентностный подход в образовании: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться просто жить» [Кравцова, с. 104]. Так, согласно Жаку Делору, од из критериев гласит: «Научиться делать, с тем, чтобы приобрести не только профессиональную квалификацию, но и в более широком смысле компетентность, которая дает возможность справляться с различными многочисленными ситуациями и работать в группе» [12].
Педагогическую компетентность профессионала-управленца можно определить как его способность к эффективной реализации в образовательной практике системы социально одобряемых ценностных установок и достижению наилучших управленческих результатов за счет профессионально-личностной самореализации.
В условиях кардинальных перемен в идеологии, общественной жизни в целом, и в частности в образовании, кардинальные сдвиги происходят в педагогическом сознании. По-новому видятся цели образования, хотя далеко не всегда для решения новых проблем требуется смена парадигмы самой педагогической науки. Основы гуманистически ориентированного образования разрабатывались и в прежние годы, даже тогда, когда не сложились еще условия для их реализации в практике.
Не являются абсолютно новым представление о целях современного образования, предполагающее по возможности полное развитие тех способностей личности, которые нужны и ей, и обществу, приобщение ее к активному участию в жизни, соединение бытия индивидуального человека с культурой. На таком понимании целей были основаны инновации последних лет, направленные на преодоление жесткого манипулирования сознанием учащихся, отход от практики индоктринациимолодежи, т.е. навязывания им незыблемых и не подлежащих критике стереотипов мышления.Гуманизация, т.е. «очеловечение» образования, была нацелена на усиление тех положений отечественной и зарубежной педагогики, которые ориентируют на уважение к личности студента, формирование у него самостоятельности, установление гуманных, доверительных отношений между ним и педагогом. Образование на такой основе называют личностно ориентированным [8, с. 34].
Следовательно, в современных условиях перевода российского образования на двухуровневую структуру очень актуальна проблема сохранения и развития инновационных образовательных подходов в системе высшего и послевузовского образования.
Список литературы:
- Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа / А.Л. Андреев // Педагогика. №4. 2005. С. 19-27.
- Богуславский М.В., Фишер М. Реформы российского образования: блеф или реальность? / М.В. Богуславский, М. Фишер // Мир образования. 1996. №4. С. 212-223.
- Джуринский А.Н. История педагогики : учеб. пособие для студ. педвузов / А.Н. Джуринский. М.: Гуманит. Изд. центр «ВЛАДОС», 2000. – 432 с.
- Ибатуллина Е.Ю. Соотношение консервативного и инновационного подходов к развитию образовательного процесса (на примере Астраханской области) / Е.Ю. Ибатуллина // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2010. Т. 53. №9. С. 58-61.
- Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070647/. – Дата обращения 10.04.2015.
- Корнетов Г.Б. История педагогики: Введение в курс «История образования и педагогической мысли» : учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по пед. спец / Г.Б. Корнетов. М.: УРАО, 2003. – 294 с.
- Кравцова Л.А. междисциплинарная сущность компетентностного подхода в повышении квалификации и переподготовки кадрового потенциала образовательного учреждения / Л.А. Кравцова // Теория и практика общественного развития. 2010. №4. С. 99-105.
- Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики : новый этап : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова.- М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 400 с.
- Подласый И.П. Педагогика. Новый курс : учеб. для студ. высш. учеб. заведений, обучающихся по пед. спец. : в 2 кн. / И.П. Подласый. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения. – 574 с.
- Профессиональная педагогика : учебник / Ред. С.Я. Батышев, М.Б. Яковлева, В.А. Скакун . – Москва : Профессиональное образование, 1997. – 512 с.
- Столяренко А.М. Общая педагогика : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям (030000) / А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 479 с.
- Хуторской А.В. Инновации в образовании. Выступления участников VII-ой Всероссийской дистанционной августовской научно-практической конференции // Интернет-журнал «Эйдос». 2005. 10 сентября. – Режим доступа https://eidos.ru/journal/2005/0910-26.htm. – Дата обращения 10.04.2015.
- Щедровицкий П.Г. Коммуникативная и рефлексивная компетенция в рамках мыследеятельностного подхода: контуры нового понимания / П.Г. Щедровицкий // Педагогика развития : ключевые компетентности и их становление. Красноярск, Красноярский гос. ун-т. 2002. – 192 с.[schema type=»book» name=»ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ» author=»Фокина Наталья Николаевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-11″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]