Link slot gacor adalah pilihan unggulan untuk menikmatislot gacordengan fitur modern, RTP tinggi, dan kesempatan meraih maxwin setiap hari. Temukan keseruan bermainslot onlineserver Thailand yang terkenal stabil dan gacor di tahun 2025. Proses deposit instan memudahkan kamu menjajalslot qrisdengan RTP menguntungkan di IJP88. Saksikan juga serunyastreaming boladalam kualitas tinggi dan koneksi anti-lag di setiap pertandingan. Jangan lewatkan jugaslot gacor terbaruuntuk update game dan promo terkini dari situs terpercaya. Kamu juga bisa cobasitus slot gacordengan koleksi game lengkap dan RTP tinggi. Jangan lupa nikmati juga slot gacor maxwin yang bisa jadi pilihan utama di antara banyak situs populer. Untuk kemudahan transaksi, gunakan layananSlot Danasebagai metode deposit yang cepat dan aman. Coba juga berbagai slot demo gratis untuk latihan dan hiburan tanpa risiko.
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ | Евразийский Союз Ученых - публикация научных статей в ежемесячном научном журнале
Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Большинство понятий в педагогике (образовании) нельзя считать точным логическим исполнением, на необходимости которого настаивает ряд ученых, основываясь на мысли, высказанной еще Сократом: главнейшее условие истинного знания — точное логическое определение понятия. Действительно, долгое время точность определения понятий считалась основным научным требованием, а все расплывчатое рассматривалось как недостойное серьезного интереса. Однако в постнеклассической науке ситуация изменилась: было осознано, что одним из средств сделать понятия более соответствующими сложной, динамичной, неопределенной реальности является переход от общих четких понятий к менее четким.

Необходимость рассмотрения таких нечетких понятий с «размытым» набором признаков, имеющих больше степеней свободы использования, коренится не столько в недостаточной проницательности человеческого ума, сколько в сложности самого мира, в отсутствии в нем жестких границ и ясно очерченных классов, во всеобщей изменчивости вещей. Нестрогие и нечеткие понятия не в меньшей степени, чем строгие, являются эффективным орудием познания сложных динамичных систем [6, с.86].

Образцом использования точных понятий и рассуждений для других наук долгие годы служила математика. Но в последние десятилетия и в ней появились новые разделы и логические теории на основе неточных, размытых понятий, многозначной логики, нечетких отношений и нечетких множеств (мягкие вычисления). Такие математические модели предназначены более адекватно отражать объективную сложность реального мира. Большинство понятий в педагогике может быть отнесены именно к таким «размытым», нечетким понятиям, что нисколько не мешает, а наоборот, благоприятствует нацеленности образования на подготовку людей, способных на основе полученных знаний самостоятельно находить и принимать ответственные решения в условиях неопределенности, в критических стрессовых ситуациях, когда человек сталкивается с новыми, сложными природными и социальными проблемами.

Мягкие вычисления в педагогике. Мягкие вычисления (soft computing) — научное направление, возникшее и бурно развивающееся последние десятилетия. Как характеризует это направление основатель теории нечетких множеств, профессор Лотфи Заде, мягкие вычисления в отличие от традиционных строгих вычислений ориентированы на приспособление к всеобъемлющей неточности реального мира. Руководящим принципом мягких вычислений является терпимость к неточности, неопределенности и частичной истинности для достижения легкости обработки, нечувствительности к ошибкам, низкой стоимости решения и лучшего согласия с реальностью. Мягкие вычисления используют нечеткую логику, нейронные сети, генетические алгоритмы, вероятностные рассуждения и другие методы обработки неопределенностей. Данный инструментарий широко используется и в педагогике [1, с. 28, 2 с. 56] для решения задач педагогического проектирования, измерения и оценки качества образовательных процессов, преподавателей, образовательных программ, вузов и т.д.

Педагогические инновации. Существуют различные точки зрения на определение понятия «инновации», его места и роли в трансформации образовательного процесса, осуществляются попытки алгоритмизации инновационных процессов. Педагоги, осваивающие инновационные образовательные технологии, часто не понимают их педагогического содержания, что приводит к трудностям в практической деятельности и к необходимости более глубоко раскрывать сущность инноваций в высшем образовании. Равнозначность не только познавательного процесса, но самого познающего отмечены К.Н. Вентцелем, С.И. Гессеном, П.Ф. Каптеревым, В.Ф. Одоевским, В.В. Розановым, К.Д. Ушинским. «Естественное познание начинается с опыта и остается в опыте» является ключом понимания педагогической сущности инноваций в образовательном процессе [5, с. 39].

Рефлексия может рассматриваться в качестве ведущей категории, раскрывающей педагогическую составляющую инноваций, поскольку в ней скрыты все, факторы, влияющие на развитие их педагогического содержания. Трансформация пассивной, «объектной» позиции учащегося в активную — «субъектную» — позицию является залогом успешности процесса обучения. Потому цель инновационного процесса состоит в преодолении «индивидуальной субъектности», в организации совокупного коллективного субъекта инновационной деятельности [7 с. 112.].

Педагогические инновации — это процесс, обеспечивающий развитие преподавателей и учащихся на основе качественных изменений самого образовательного процесса: вариативности содержания образования, методических модификаций и изменения способов взаимодействия всех его субъектов на основе рефлексии как механизма и условия развития инновационной деятельности. В этом смысле педагогические инновации — это постоянный творческий поиск, а если необходимо, отказ от разработанных методов и форм, отказ от традиционных или «квазиинновационных» процессов, таких как ранняя специализация и жесткая дифференциация учащихся, диагностика готовности к обучению [7, с. 148].

Вариативность инноваций позволяет осуществлять переход на разработку индивидуальных программ, в которых многообразные формы взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса сочетаются с высокой активностью учащихся. Отличие новаций от прожектерства рассмотрел еще Ю.К. Бабанский, отметив, что в науке возникло принципиально новое и важное направление — теория новаций и инновационных процессов. Изучены ситуации, связанные с появлением научных и практических новшеств, продвижением их во многие сферы жизнедеятельности человека. Что такое новации и новаторство? Что это — простое отрицание существующей теории и практики с некоторой относительной новизной? Нет. Новаторство — это обязательно прогрессивные нововведения, продвигающие практику вперед. Непреходящей общей инновацией, относящейся к педагогической системе в целом, является оптимизация учебно-воспитательного процесса. Эту необходимость провозгласил в начале 70-х годов Ю.К. Бабанский.

Обновление системы отечественного образования и педагогической науки заставляют исследовать вопросы педагогической инноватики как особой области научного знания. Понятие «инновация» впервые вошло в педагогический лексикон в конце XIX века. Инновационная проблематика наиболее подробно исследовалась в работах Р.И. Лапиной, Л.С. Подымовой, А.И. Пригожина, Е. М. Роджерса, Б.В. Сазоновой, В.А. Сластенина, С. Хендрикса, М.Хайдеггера, М. Шелера и др. Кроме того, к генезису и тенденциям оазвития инновационных процессов и инновационной политики обращались культурологи, экономисты, психологи, социологи и др. Большинство исследователей сошлись во мнении, что инновация означает введение чего-то нового в уже существующее.

Если инноватика как новое направление педагогической науки возникло недавно, то сами нововведения в образовании в виде педагогических открытий, изобретений, усовершенствований и т.п. существовали практически всегда. Давно доказано, что повышение уровня образования членов общества влияет на все стороны жизни. Нововведения как в обществе, так и в образовании одновременно являются и результатом, и самым эффективным путем, и средством преобразования общества и сферы образования. Поэтому новшества в образовании являются не только педагогическими, но и общественными проблемами.

В. И. Загвязинский [3, c. 95] и другие исследователи указывают на некоторые трудности: сложность, запутанность многих социально-экономических проблем; нестабильность экономических и финансово-административных проблем; иногда агрессивность внешней среды, непонимание важности проблем образования со стороны значительной части руководителей, родителей; консерватизм, инерция, приверженность к стереотипам в педагогическом мышлении и в практической деятельности.

Хотя инновации сопровождают общество с самого начала его возникновения, как педагогическая категория они относительно молоды, и поэтому в их определении наблюдается разнобой. Самые значительные различия в их определении связаны с употреблением близких и родственных терминов. Это, в свою очередь, заставляет многих исследователей обращаться к проблеме новизны, нового в педагогике — педагогического новшества. Новизна вначале выступает не как понятие о «рафинированной» новизне, а как отражающее приращение знания к уже известному, которое необходимо конкретизировать или дополнить. И лишь на уровне «преобразования» появляется нечто новое в чистом виде.

Большинство исследователей главной чертой нового считают прогрессивное начало. Так, В. И. Загвязинский полагает, что новое в педагогике — это не только идеи, подходы, методы, технологии, которые в представленном виде, в таких сочетаниях еще не выдвигались или еще не использовались, но это и отдельные элементы или комплекс элементов педагогического процесса, которые несут в себе прогрессивное начало, позволяющее в изменяющихся условиях и ситуациях достаточно эффективно решать задачи образования.

Следует заметить, что в педагогике понятие «новое» не всегда полностью соотносится с понятием «передовое», «прогрессивное» и даже более широким понятием — «современное». Дело в том, что передовое всегда сохраняет многое из традиционного. В педагогике это особенно наглядно: вера в человека, умение общаться и сотрудничать, диалог — эти и многие другие далеко не новые положения получают новое звучание в самых новейших педагогических системах и концепциях. Вот почему при определении содержания понятий «педагогическое новшество» и «педагогическое нововведение» скорее всего следует опираться на трактовку В.И. Загвязинского, который считает, что педагогическое новшество — это система или ее элемент, позволяющий эффективно решать поставленные задачи.

Инновационные процессы в образовании характеризуют качественно новый этап во взаимодействии науки и практики. Современный этап развития инновационных процессов в педагогике отличает тенденция к ликвидации разрыва между процессами их восприятия, адекватной оценки освоения и применения их на практике. В качестве составляющих инновационного процесса в образовании можно считать: процессы создания нового (новшеств), их освоения (восприятия, оценки) и применения. Для исследования инновационных процессов в образовании большое значение имеет понятие «общественная инновационная среда», в окружении которой протекают инновационные процессы в образовании. Это понятие имеет три основных аспекта — социально-экономический, психологический и организационно-управленческий. Все три аспекта характеризуют разные условия протекания инновационных процессов, тот общий социальный климат, который либо благоприятствует, либо мешает их возникновению и реализации. Целостное представление об инновационных процессах дают также понятия «жизненный цикл», «противоречия в инновационных процессах», «принципы управления инновационными процессами». Проще всего эти процессы проявляются в целях и задачах образования и влекут перемены в содержании, а затем и в технологии педагогического процесса.

В зарубежной педагогике (А. Адаме, Дж. Вассет, А. Николе и др.) исследования инноваций носят прагматический характер. В этих работах делается попытка не только теоретически обосновать инновационные процессы, но и дать практические рекомендации по освоению инноваций на практике. В публикациях западных ученых (X. Варнет, Д. Гамильтон, Н. Гросс, Н. Дикинсон, М. Майлз, А.Хаберман) анализируются вопросы управления инновационными процессами, организации изменений в образовании, условий протекания инноваций, способы их рекламирования и др. Кроме того, исследователями изучаются источники инновационных процессов, препятствия на пути их освоения и распространения, роль педагога при реализации инновационных процессов и результаты. В некоторых работах предлагаются критерии оценки инноваций и специфические проблемы их введения, освоения и применения в разных звеньях системы образования, рассматривается роль и соотношение традиций и инноваций в образовании, методика изучения инновационных процессов. Ряд авторов считают, что в вопросах управления нововведениями очень важно уделять внимание планированию, координации, контролю и оценке. Они выделяют такие компоненты инновационной деятельности, как выбор новшества, его введение, поддержка и оценка (А. Николе).

Инновационные процессы стали предметом пристального внимания не только педагогов, но и философов. Некоторыми из них (Н. И. Лапин) была предложена системно-деятельностная концепция нововведений, в которой выделено несколько уровней их анализа: общенаучный, общеметодологический, конкретно-научный, прикладной. Авторы раскрывают также структуру инновационных процессов, основные параметры нововведений, дают определения исходным понятиям, связанным с инновационными процессами.

Одна из особенностей, характеризующих инновационные процессы в системе образования — дестабилизация педагогической инновационной среды. Любой инновационный процесс в системе образования с неизбежностью вносит при своей реализации изменения в инновационную социально-педагогическую среду, в которой он осуществляется. У нового всегда остаются противники, которые его не принимают в силу психологических, социально-экономических и других  причин. Чем существеннее педагогическое новшество, тем основательнее дестабилизация, которая касается инновационной среды разного типа: теоретической, опытной, коммуникативной и практической [7, с.184].

Определенное значение для исследования инновационного процесса имеет проблема отношений к инновациям самих педагогов. Говоря о принятии новшеств педагогом, некоторые исследователи (Е. Ангеловски) понимают под этим его мысленное усвоение, подготовленность к восприятию, готовность к внедрению и оценке необходимых из них. В этом контексте Э. М. Роджерс выделяет пять групп педагогов: педагоги-новаторы с ярко выраженным новаторским духом, которые всегда первыми воспринимают новое, смело его распространяют и внедряют; передовики, идущие впереди других в восприятии нового, охотно берущиеся за внедрение; умеренные, не стремящиеся быть ни первыми, ни последними («золотая середина»), поддерживающие новое только тогда, когда его воспринимает большинство; сомневающиеся, выбирающие между старым и новым, склоняющиеся к новому только после того, как сформируется общее мнение; консерваторы, тесно связанные со старым, решающиеся принять новое последними.

Национальная инновационная система включает в свой состав следующие элементы:

  • учреждения в системе науки, образования и профессионального обучения, где создаются знания;
  • инновационные предприятия и холдинги;
  • адекватная коммуникационная инфраструктура;
  • доступность к глобальным источникам знаний и определенные рыночные условия, способствующие внедрению инноваций.

Высшей школе в этой системе отводится важная роль. Она выступает не только в качестве основы для подготовки высококвалифицированных кадров, но и сетевой базы для производства и обмена информацией и знаниями.

Результаты инновационной деятельности в социуме и экосфере следует рассматривать с позиций, блага, пользы человеку. Университет не в состоянии реализовать всю схему инновационного процесса. Значительную роль играют другие общественные институты: социальные, законодательные, финансовые, производственные и т.д. Преимущество классического университета заключается в том, что помимо изучения законов природы и создания основ новых технологий появляется возможность постановки и решения междисциплинарных проблем, а также изучения сложнейших социальных процессов. Супер задача университета — развитие новых инновационных подходов (новых знаний!) в сфере образования, направленных на совершенствование содержания и технологий образования, повышение уровня фундаментальной подготовки выпускников и формирование у них компетенций, обеспечивающих конкурентоспособность на рынке труда, повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, развитие коммуникаций между университетом и обществом, в том числе и работодателями.

Например, целью инновационной образовательной программы Томского государственного университета — разработка модели инновационно-образовательной траектории, которая позволяет выпускнику получить не только фундаментальное образование на основе интеграции образования и науки, но и быть готовым к вызовам сегодняшнего времени. Инновационно-образовательная траектория при этом понимается не только как теоретически выстроенная образовательная программа с потенциалом практического значения, но как практически реализованная модель инновационного образования. Инновационно-образовательная траектория реализует возможность формирования на базе образовательной траектории (фундаментальное образование) профессиональных и общекультурных компетенций, адаптивности к инновациям, способности к творчеству, навыкам проектной работы и др.

Под инновационной деятельностью понимается деятельность, направленная на реализацию накопленных достижений (знаний, технологий)  имеющих новые качества. В тоже время инновационные технологии — это совокупность методов и средств, поддерживающих реализацию нововведения. Применительно к педагогическому процессу понятие инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и организационные формы обучения, организацию совместной деятельности педагога и учащегося. Инновации, в рамках которых развиваются педагогические технологии, сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков и передового педагогического опыта.

Формирование инновационных технологий предполагает использование определенных критериев, которые позволяют судить об эффективности того или иного нововведения. Очевидно, что основным критерием инноваций является новизна, имеющая равное отношение, как к оценке научных педагогических исследований, так и передового педагогического опыта.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Глушенко А.А., Зеленова Г.В., Иванцов В.В., Медведев В.П., Фролов И.И. «Теоретические основы сертификации специалиста», — М.:, МПА-ПРЕСС, 2006. – 259 с.
  2. Глушенко А.А., Иванцов В.В., Таран В.А. Проектирование и сертификация образовательных программ. – М., 2007. -238 с.
  3. Загвязинский В.И. Методология и методика педагогического исследования. – Тюмень. Изд-во ТГПИ, 1995.- 260 с.
  4. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в современной зарубежной педагогике // Педагогика, №5, 1994. – 222 с.
  5. Клопченко B.C., Мирошниченко СП. Научное обеспечение инновационных технологий в образовании, /Труды 11-й Международной научной конференции «Проблемы системы непрерывного профессионального образования», т. 2. М.: Изд-во «МПА-ПРЕСС», 2006. – 158 с.
  6. Понтрягин Л.С., и др. Математическая теория оптимальных процессов. – М.: Наука, 1976. – 392 с.
  7. Фишберн П.С. Теория полезности для принятия решений. — М.: Наука, 1978. – 352 с.[schema type=»book» name=»ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ » author=»Клопченко Владимир Степанович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-08″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found
slot gacor slot gacor slot gacorslot gacor slot gacor slot gacor slot gacor slot gacor slot gacor slot gacor streaming bola slot gacor slot demo slot gacor slot gacor slot gacor slot gacor