Борьба за место под солнцем. По такому принципу происходит социализация детей с ограниченными возможностями. Согласно статистике, сегодня в России более полумиллиона детей-инвалидов пытаются жить полноценной жизнью, однако в большинстве своем родители просто ограждают «особенных» детей от окружающего мира. Решить проблему социальной изоляции может инклюзивное образование. Эта система образования позволяет детям-инвалидам обучаться не в специализированных учреждениях, а в обычных детских садах, школах и ВУЗах, и получать образование наравне со здоровыми сверстниками.
Закрытое учреждение, подготовленные педагоги и щадящая учебная программа – такое будущее выбирают для своих детей многие родители инвалидов. Коротать дни в ограниченном мирке, отрезанном от современного общества, по мнению старшего поколения, легче, чем с головой окунуться в суматоху обычной жизни. Во многом родители правы, поскольку далеко не каждый обычный человек понимает особые потребности инвалида. Однако такая позиция еще больше ограничивает свободу детей и подчеркивает их особое положение.
Еще несколько десятков лет назад альтернативы специализированным образовательным учреждениям для инвалидов не было. Сегодня же дети с особенностями развития могут обучаться и в простых школах на равных со всеми. Социализация таких детей проходит проще, а здоровые дети при совместном обучении развивают в себе такие качества, как ответственность и толерантность. Программа инклюзивного образования зародилась еще в конце прошлого века, однако только в последнее десятилетие она получила широкое распространение. И сегодня Министерство образования внедряет все больше инновационных методик образования для таких «особых» детей.
Инклюзивное образование дает возможность детям с особыми потребностями социально адаптироваться в реальном мире, а не находиться в изоляции, открывает им мир общения со сверстниками и дает возможность жить «как все», а не наблюдать за окружающими через окно своей квартиры или экран монитора.
Многие родители опасаются отдавать своего ребенка в обычное учебное заведение, поскольку считают его не готовым к общественному вниманию. Однако психологи и педагоги настаивают на своевременном внедрении ребенка-инвалида в социум, поскольку чем раньше он включится в процесс инклюзивного образования, тем быстрее будут видны результаты такого обучения.
Инклюзивное образование — это совместное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей, не имеющих таких ограничений. Такая программа дает возможность ребенку с ОВЗ проходить обучение в той школе, и в том классе, который он выберет сам. Таким образом, если ребенок имеет склонности к языкам или не мыслит себя без арифметических уравнений, его вполне можно отдать в класс с таким уклоном.
Инклюзивное образование, или как его еще называют «включенное образование», исключает дискриминацию детей с ограниченными возможностями в общеобразовательных школах. В его основу положена идеология, подразумевающая полное равенство учеников в обычных школах. Инклюзивное образование стирает грань между «черным» и «белым», подчеркивая равенство всех учащихся без исключения. Дети, имеющие отличительные особенности, не должны быть предметом насмешек, а наоборот — их стремление социализироваться и быть наравне со сверстниками должно заслуживать уважение окружающих [1].
Инклюзивное образование базируется на восьми принципах, которые должны быть в основе любого обучения [4]:
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
- Каждый человек способен мыслить и чувствовать.
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
- Все люди нуждаются друг в друге.
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений
- . Все люди нуждаются в дружбе, поддержке и соучастии ровесников.
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Согласно программе инклюзивного образования, возможность получения равного обучения имеется в заведениях начального, среднего, среднего профессионального и высшего профессионального образования. Ее основная цель — создание безбарьерной среды в обучении в любом образовательном учреждении. Благодаря такой форме образования люди с ограниченными возможностями проходят профессиональную подготовку наравне с другими людьми, что делает их равноценными конкурентами на рынке труда.
Чем ближе инвалиды будут к своим здоровым сверстникам, тем меньше будет чувствоваться разница между ними. Кроме того, инвалидность — не приговор, она позволяет человеку думать и усваивать не хуже остальных. Более того, обучаться в обычном учреждении – значит не признавать различий между собой и остальными. Для того, чтобы помочь «особенному» ребенку преодолеть барьер и добиться своей цели, педагоги обязаны пройти специальную психологическую подготовку. Помимо этого, учреждение с программой инклюзивного образования должно быть технически оснащено, а остальные ученики обязаны пройти курсы психологической адаптации.
В Российской Федерации инклюзивное образование регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека. Согласно статистике этого года, на территории Российской Федерации проживает более 545 тысяч детей с ограниченными возможностями.
В Крыму количество детей с инвалидностью – более 5,5 тысяч. 4 года назад на полуострове начали внедрять программу инклюзивного образования, которая подразумевает возможность маленьких крымчан с особыми потребностями учиться вместе со сверстниками в обычных школах. В ходе пилотного проекта местные власти отобрали несколько школ, которые получили статус учебных учреждений с инклюзивным образованием. Успешный старт позволил впоследствии запустить программу в более чем 400 учебных центрах и заведениях.
Статистика Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым показывает, что более ста школ полуострова на сегодняшний день имеют частичное инклюзивное образование, а 46 полностью и весьма успешно реализовывают программу инклюзивного образования [2].
Одним из первых в Крыму был тогда еще украинский КГУ. Педагоги-ученые Крымского гуманитарного университета активно взялись за создание инновационного учебного центра реабилитации студентов-инвалидов. В период с 2002 по 2003 годы педагоги совместно с психологами и представителями Министерства образования разработали концепцию обучения детей-инвалидов в учебном учреждении, разработали учебные планы и специальные методические пособия, которые раскрывали правила обучения и адаптации студентов-инвалидов.
Плоды долгой и кропотливой работы преподавательского состава дали первые значимые результаты 1 декабря 2003 года. Тогда в КГУ (г. Ялта) открылся первый в системе высшего образования Украины Специализированный факультет для студентов с ОВЗ. На сегодняшний день ИППИО входит в состав Крымского Федерального Университета.
Кроме того, в Ялте и Ялтинском районе согласно «Программы развития инклюзивного образования на 2012-2015 годы» на базе некоторых школ созданы целые классы с инклюзивным образованием. В их числе Ялтинский УВК №15, школы №11 и №13, Общеобразовательная школа №1 г. Алупки и т.д. Также в Ялте работает специальная общеобразовательная школа №3, где проходят обучение около 140 детей-инвалидов. Еще около 100 деток с ограниченными возможностями обучаются в специальных коррекционных классах на базе общеобразовательных школ.
Ялта была дебютантом в области инклюзивного образования. В других населенных пунктах полуострова программа начала работать несколько позже. Так, в крымской столице, городе Симферополе, проект по инклюзивному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья начал работать в 2008 году. На базе учебно-воспитательного комплекса «Школа-лицей» № 3 им. А.С. Макаренко создали кафедру инклюзивной педагогики и учебно-методическую лабораторию инклюзивного и специального образования.
Не отстает от Симферополя и город Федерального значения Севастополь. Два класса с инклюзивной формой обучения работают в начальной школе № 16.
Особняком среди других крымских городов стоит город-курорт Евпатория. Она еще со времен Советского Союза носит имя Международной детской здравницы, широко известной реабилитацией детей с ограниченными возможностями. Именно поэтому здесь уделяют особое внимание социальной адаптации детей-инвалидов. Сегодня по программе инклюзивного обучения работают Евпаторийская школа-интернат и городская школа № 5. Также в Евпатории ведет активную деятельность общественная организация родителей детей-инвалидов и инвалидов детства «Подари надежду». Проблемы таких детей в Евпатории стоят на общегородском уровне, о чем свидетельствует успешно работающая городская программа социальной поддержки детей-инвалидов на 2011-2015 годы.
В Керчи для адаптации и социализации в обществе детей и молодежи с ограниченными физическими возможностями функционирует КРУ «Центр социально-психологической реабилитации детей и молодежи с функциональными ограничениями». Помимо этого, надлежащие условия для образования детей-инвалидов созданы в Гимназии №1, а также в школах №26 и № 19.
В Бахчисарае инклюзивное образование внедряется на базе учебно-воспитательного комплекса «Школа-гимназия». Это – одна из пяти школ, имеющихся в этом городе. В учреждении обучаются 3 ребенка, но администрация уверена, что число «особых» детей в «обычных» классах будет расти, поскольку гимназия создала все условия для развития, обучения и социализации личности.
Активно реализует программу инклюзивного образования и курортный город Алушта. Здесь в детском саду №10 «Серебряное копытце» открыты 4 смешанные группы, где вместе с обычными детьми воспитываются и дети с особыми потребностями (аутизм, синдром Дауна). В общеобразовательной школе №2 работают классы, где достаточно успешно делят парты здоровые дети и ученики с ограниченными возможностями.
Нашла свое отражение программа инклюзивного образования и в других крымских городах. Так, дети с ограниченными возможностями обучаются и развиваются в Феодосийской общеобразовательной школе № 13, Красноперекопском учебно-воспитательном комплексе «Школа-УПК» №1, Джанкойской школе №7 и некоторых сельских муниципальных образовательных учреждениях.
Крым занимает особое место в Российской Федерации. Сейчас он находится в стадии переходного периода, однако это не мешает ему реализовывать программу «Доступная среда» по интеграции детей-инвалидов в общество. Как свидетельствует статистика, о благополучном развитии детей с ограниченными возможностями здесь заботятся на должном уровне. Однако о полном внедрении программы пока, к сожалению, говорить не приходится. В Крыму функционируют более пятисот учебных учреждений разного уровня, но программа инклюзивного образования действует лишь в единицах.
Исправить ситуацию позволят выделенные из госбюджета РФ средства на поддержку детей с особыми потребностями. Правительство обозначило инклюзивное образование одной из приоритетных задач на ближайшие годы, так что количество заведений с подобной формой обучения вскоре должно вырасти. Главное – чтобы был спрос на такую образовательную программу. Каким бы сильным не было желание оградить «особого» малыша от злобы окружающего мира, жить в изоляции невозможно. Рано или поздно ребенок захочет стереть невидимую грань между собой и сверстниками, однако с годами этот процесс происходит намного болезненнее. Так что чем раньше родители решатся на «погружение» ребенка-инвалида в обычный мир, тем легче ему будет адаптироваться в обществе, построить свою жизнь и стать счастливым. А разве не этого хочет для своего ребенка каждый родитель?
Список литературы:
- Бубякина Д, газета «Эхо столицы» г. Якутск, Выпуск № 73 от 23.09.2011 г
- Газета «Крымский ТелеграфЪ» № 309 от 12 декабря 2014 года
- Миндель А.Я., Степанова О.А. Разные возможности – равные права – общее жизненное пространство. – М: ТЦ Сфера, 2009. – 144 с.
- Пугачев А. С. Инклюзивное образование [Текст] / А. С. Пугачев // Молодой ученый. — 2012. — №10. — С. 374-377.[schema type=»book» name=»Инклюзивное образование в Крыму» author=»Герасимова Яна Александровна, Ищенко Юлия Анатольевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-08″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]