За несколько лет преподавания студентам педагогических специальностей курса по выбору «Электронный портфолио учащегося» были получены любопытные результаты, изложению и анализу которых посвящена данная статья.
Идея «портфолио» связана с новым пониманием образовательного процесса: главным в этом методе является не «портфолио» как собрание работ учащегося, а «портфолио» как отражение динамики его образовательных достижений.
Реальное развитие и распространение метод получил в конце XX — начале XXI века с появлением и широким распространением электронных средств документирования (сканеры, диктофоны, цифровые фотоаппараты, цифровые видеокамеры и т.п.) и конечно компьютеров, а вместе с ними и ИКТ технологий.
Вершиной всего стали смартфоны, благодаря которым мы стали свидетелями самых разнообразных явлений: полет метеорита, стихийные бедствия, катастрофы, курьезное поведение животных и т. д. Очевидно, что теперь зафиксировать успешные достижения ребенка в учебной и других видах деятельности не составляет труда: у кого сейчас нет смартфона?
В портфолио можно поместить электронные копии успешного решения задач по математике, физике и другим предметам, выполненные упражнения по русскому языку: диктанты, сочинения, творческие работы детей, а также электронные копии рисунков, фотографии ручного труда ребенка (лепка из пластилина, оригами, любые поделки). Трудно сказать, какой результат деятельности ребенка невозможно зафиксировать. Особо следует отметить электронное документирование музыкальных успехов ребенка: цифровая аудиозапись пения и игры на музыкальных инструментах или цифровая видеозапись танцев и других успехов, связанных с движением ребенка, в том числе и его спортивных достижений. Правда, в отношении этого документирования необходимо отметить повышенные требования к качеству записи: не только что снимать, но и как снимать.
Смысл такого документирования – расчет на педагога — профессионала, то есть такого человека, который по результатам выполненной ребенком работы может судить не только об успешности ребенка, но и о его затруднениях, которые он уже преодолел и которые ему еще предстоит преодолеть, а также его перспективности: насколько ребенок близок к пределу своего совершенства в конкретном виде деятельности. Отсюда следует, что отбирать материал для портфолио должен педагог в расчете на такого же квалифицированного педагога, который, возможно, в дальнейшем будет работать с ребенком.
Выше сказанное определило наше первое требование к созданию и ведению портфолио: материалы в портфолио должен отбирать квалифицированный педагог, умеющий заметить в результатах работы ребенка важные психолого-педагогические составляющие его образовательных достижений [1,с.168].
Второе требование к создаваемому портфолио – требование к его структуре. Отобранные в портфолио материалы, отражающие педагогические достижения ребенка, должны быть сгруппированы так, чтобы в них было легко ориентироваться другим учителям, не знакомым с конкретным ребенком и его портфолио.
Третье требование – позитивность отбираемых материалов: портфолио ученика не досье, а именно педагогический инструмент, позволяющий учителю использовать его для создания мотивации и активизации учебной деятельности ребенка.
Четвертое требование – отражение динамики учебной деятельности ребенка, то есть отобранный материал должен сопровождаться сведениями, позволяющими педагогу судить, как и после каких событий улучшались успехи ребенка.
Пятое требование – в портфолио должно быть предусмотрены разделы для профессиональной оценки деятельности учащегося педагогами, психологами и другими специалистами, имеющими отношение к его учебной деятельности. Разумеется, что эта часть портфолио предназначена только для специалистов и должна иметь ограниченный доступ.
В нашем опыте обучение студентов работе с портфолио начинается с выбора классификации педагогических целей (достижений) ребенка, которая должна лечь в основу структуры портфолио. Из множества отечественных и зарубежных классификаций наиболее перспективной для создания электронного портфолио учащегося нам представляется таксономия педагогических целей Б. Блума, которая содержит три педагогические области: когнитивную, эмоционально-ценностную и психомоторную. В этих трех сферах можно найти место практически любому образовательному достижению ребенка. Разумеется, педагогическая таксономия Б.Блума далека от совершенства даже с учетом её модернизации в начале XXI века Л. Андерсоном и Д. Кратволем, поэтому мы рекомендуем студентам брать эту таксономию за основу, но рассматривать её как открытую систему, то есть допускающую добавление отдельных разделов по мере необходимости. Так, например, в процессе создания студентами электронных портфолио у них неоднократно возникал вопрос об отражении особенностей внимания ребенка. В когнитивной области таксономии предусмотрен раздел «Знание», в портфолио — папка «Запоминание», где характеризуется способность ребенка запоминать учебный материал, а вот отразить состояние и развитие способности ребенка концентрировать внимание на воспринимаемом учебном материале или переключать его негде. Вместе с тем известно, что «отсутствие внимания не может быть скомпенсировано количеством повторений» заучиваемого материала. Соответственно в папке «Запоминание» была выделена папка «Внимание», в которую можно помещать материалы, отражающие состояние и развитие этого качества у ребенка. Однако в таксономии Б. Блума избирательное внимание предусмотрено в аффективной области в разделе «Восприятие», поэтому некоторые студенты предпочли выделить папку «Внимание» в этом разделе.
Электронный портфолио учащегося при таком подходе представляет набор электронных папок, содержащих либо вложенные в них папки, либо файлы, содержащий наглядное отражение успеха ребенка (контрольной работы, диктанта, сочинения, танца, и т.п.). Таким образом, структура электронного портфолио выстривается в виде системы вложенных электронных папок, соответствующих таксономии Б. Блума.
Первой папкой портфолио является папка объективных данных о ребенке. Согласно принятым в мировой педагогической практике правилам портфолио делается и пополняется педагогом при непосредственном участии самого ребенка, и материалы об его успехах помещаются в портфолио с непосредственного согласия и одобрения самого ребенка. Состав объективных данных о ребенке весьма разнообразен и пока не установился: минимум включает имя, фамилию, дату рождения и пол ребенка, а далее возможно расширение до весьма обширных сведений, как о родителях, бабушках и дедушках, так и о себе (автобиография ребенка), своих планах и мечтах, а также о друзьях-товарищах и т.д.
Студенты, создававшие портфолио со своими учениками, неоднократно отмечали, что детям очень нравится работа над этой частью портфолио, и они вносят весьма разнообразные предложения по составу включаемых в эту папку материалов. На наш взгляд, чем больше и разнообразнее материал, помещенный в эту папку, тем лучше учитель может составить себе представление о ребенке и атмосфере, в которой он воспитывается. Так, например, одна фотография мальчика с отцом на спортивной прогулке или в другом виде совместной деятельности говорит куда больше об отношениях в семье, чем множество характеристик и аттестаций. Попутно отметим, что некоторые учителя в объективные данные ребенка включают психологический тип, темперамент, предпочтительную информационную систему и другие характеристики ребенка, которые они выявили в процессе общения с ним и наблюдения за его поведением.
Второй, третьей и четвертой папкой портфолио являются папки, соответствующие таксономии: «Когнитивная область», «Эмоционально-ценностная область» и «Психомоторная область» с вложенными в них папками. Поскольку мы рекомендуем студентам рассматривать таксономию как открытую систему, то в папку каждой ее области и во вложенные в них папки могут быть добавлены на усмотрение педагога папки, отражающие тот или иной вид образовательных достижений ребенка. Главное, на наш взгляд, кардинально не «ломать» выбранную структуру портфолио, а модифицировать её по мере необходимости.
Пятая папка портфолио – папка спортивных достижений ребенка, отражающая спортивные успехи учащегося. В папке содержится электронная копия медицинской карты ребенка по форме №206/у-2000, заполняемая медсестрой школы, а также папки по каждому из видов спорта, которыми увлекается ребенок.
Шестая папка – достижения ребенка в области искусств. Чаще всего в этой папке содержатся электронные материалы, отражающие музыкальные успехи учащегося, а также успехи в других видах: живопись, ваяние, зодчество. Если ребенок проявляет себя в нескольких видах искусств, то целесообразно для каждого вида завести отдельную папку в папке достижения в области искусств.
Седьмая папка – другие успехи ребенка. В эту папку помещаются наглядные материалы по успешной деятельности ребенка, не вошедшей в первые пять папок.
Восьмая папка – папка, содержащая документальные подтверждения успешности ребенка: грамоты, сертификаты, дипломы и другие документы, полученные ребенком на олимпиадах, конкурсах, соревнованиях и т.п.
К сожалению, мы часто наблюдаем сложившуюся практику помещения в портфолио, в первую очередь, грамот, сертификатов и т.д. Это приводит к нездоровой погоне за такими бумажными документами: сначала родителей, а затем и детей, что постепенно формирует у них негативное качество — уважение к бюрократизму. Вместе с тем, эта тенденция противоречит основному принципу портфолио: собирать и сохранять (документировать) наглядные успехи ребенка, а не документальное подтверждение этих успехов справкой, грамотой и другой бумажкой с подписью и печатью. Излишне объяснять, что такие документы не могут объективно отразить психолого-педагогические особенности ребенка, скорее наоборот. Отражение детской деятельности в оценках учителя, табелях, грамотах, сертификатах возникло и долго существовало как единственная возможность зафиксировать достижение ребенка. И сейчас, когда благодаря ИКТ технологиям, положение в корне изменилось, фактические успехи ребенка могут и должны фиксироваться реально (электронная копия работы, электронная аудио или видеозапись), а не справка, табель, сертификат. Разумеется, авторы далеки от мысли полностью исключить бумажные документы, но очень неплохо было бы, чтобы эти документы заняли в портфолио подобающее им место, а к грамоте или сертификату прикладывалась электронная копия работы, за которую ребенок получил эту грамоту или сертификат.
Девятая и десятая папки портфолио – специальные папки. В девятой папке накапливаются материалы педагогических наблюдений за ребенком и их анализа учителем, описание методов и методик, использованных в работе с учащимся, и их результатов (здесь не только положительных, но и отрицательных).
В десятой папке, аналогично девятой, накапливаются материалы работы с ребенком школьного психолога. Как уже отмечалось, эти папки предназначены педагогическому и психологическому персоналу учебного заведения и должны быть закрыты для доступа непрофессионалов.
В целях обеспечения возможности анализа динамики развития того или иного процесса каждый материал, помещаемый в портфолио, должен быть датирован, т.е. снабжен датой (число, месяц, год, а иногда и время) события, к которому он относится. Выполнение этого условия может оказаться очень важным для педагогического анализа процессов, происходящих с ребенком: можно, например, отобрать материалы портфолио и выстроить их в хронологическом порядке, либо выбрать разнообразные события, произошедшие с ребенком в определенный период, либо выстроить и сопоставить два или несколько хронологических рядов успешного развития ребенка и сопоставить их.
И еще одно важное замечание по вопросу создания и ведения электронного портфолио учащегося. Современные ИКТ технологии позволяют легко организовать связи между отдельными частями (файлами) портфолио и даже частями этих файлов. В основе организации связи лежит использование гиперссылок. Так, например, сочинение, написанное ребенком, хранится в папке «Создавать (Синтез)», вложенной в Когнитивную папку портфолио. При педагогическом анализе сочинения, учитель излагает свои представление об учащемся и отмечает, что в сочинении содержатся не только признаки, характеризующие способность ученика самостоятельно мыслить и обосновывать свое мнение, но и данные, отражающие личностные нравственные ценности. Тогда учитель помещает копию сочинения в папку «Личностная система ценностей», а затем делает две гиперссылки из материалов своего анализа в файле, который помещается в Педагогическую папку портфолио, на файл сочинения и его копию, хранящиеся в разных папках портфолио. При этом такая избыточность (дублирование) материалов вполне оправдана. Педагог, изучающий креативные способности учащегося, обратится к папке «Создавать (Синтез)» когнитивной папки портфолио, выберет материалы из накопленных в папке и займется их изучением и анализом с позиции понимания успешности ребенка в его творческой деятельности. В материалах для анализа окажется и упомянутое выше сочинение. При изучении системы ценностей ученика тот же или другой педагог из соответствующей папки эмоционально-ценностной части портфолио отберет собранные в ней материалы, среди которых окажется и упомянутое сочинение, и займется их изучением и анализом.
Из этого примера следует, что учитель, отбирающий материалы в портфолио, должен быть профессионально высококомпетентным специалистом, чтобы видеть за конкретными фактами, содержащимися в работе ученика, психолого-педагогические особенности состояния и развития школьника, правильно их классифицировать и отражать в соответствующих папках портфолио [2,с.118]. На практике крайне редко бывает, чтобы работа ребенка отражала одно единственное качество: возможность продублировать и разместить один и тот же материал в разных папках портфолио облегчает последующую аналитическую работу педагогов с материалом портфолио. С другой стороны, педагоги, работающие с портфолио и имеющие доступ к папке педагога, могут познакомиться с ходом его анализа, опирающегося на конкретный материал ребенка, и сделать свои педагогические выводы. При этом речь не идет о критике анализа одного педагога другим и о столкновении позиций двух профессионалов, а об объективности педагогического анализа успехов школьника и использовании их результатов для дальнейшего более успешного обучения, воспитания и развития ребенка.
В рамках учебного курса «Электронный портфолио учащегося» студентам старших курсов была поставлена задача: создать портфолио в виде совокупности электронных папок, наполненных конкретными иллюстрациями образовательных достижений учащегося. Итогом работы каждого студента должна была быть защита «своего» портфолио в среде коллег. Из представленного на защиту портфолио должен возникать образ ребенка, при этом педагогическая и психологическая папки на защите рассматривались отдельно после защиты основной части портфолио.
Наряду с электронным портфолио, реализованным в виде совокупности электронных папок, отдельные студенты создавали вэб-портфолио. Для этого они использовали MS Office Publisher или другой пакет для создания сайтов, а также бесплатный хостинг и конструктор сайтов Ucoz или другие бесплатные и платные хостинги в Интернет. В основе структуры веб-портфолио использовалась структура электронного портфолио, изложенная выше. Папке объективных данных электронного портфолио соответствовала домашняя страница сайта. Каждой последующей папке электронного портфолио соответствовали отдельные страницы сайта. На первый взгляд, портфолио в формате вэб-сайта выглядит значительно выигрышней своего папкообразного собрата, однако практически преимущества такого подхода пока не очевидны. Основное преимущество веб-портфолио – его публичность, то есть возможность доступа к его материалам большего количества людей из различных точек пространства. Насколько это важно для портфолио? Доступ к портфолио нужен узкому кругу учителей, работающих с ребенком, самому ребенку, а также родителям, участвующим в воспитании и влияющим на развитие ребенка. Безусловно, было бы удобно любому учителю, работающему с данным ребенком, и имеющему доступ в Интернет, войти на сайт веб-портфолио и поработать с его материалами. Основное назначение портфолио ученика – активный метод работы учителя с ребенком, предполагающий большую работу педагога по анализу материала портфолио, зачастую кабинетную, кропотливую, связанную с изучением материалов, представленных в разных папках (на разных страницах сайта), что может вызвать затруднения при необходимости отбора разных материалов и сведения их в единую таблицу.
Подводя итоги сказанному можно утверждать, что электронный портфолио – весьма перспективный и пока во многом неизведанный путь педагогической деятельности. Необходимым условием успешного развития метода портфолио является высокая педагогическая квалификация и профессионализм учителей как при отборе материалов, помещаемых в портфолио, так и при их использовании в работе с ребенком. Важным условием успешного создания и использования электронного портфолио ребенка является также умелая фиксация в электронном виде различных непосредственных успехов ребенка.
Список литературы:
1.Фатеев А.М. Информационные технологии в педагогике и образовании: учебное пособие / А.М.Фатеев. – Москва: МГПУ, 2012. – 200 с.
2.Фатеева Н.И. Образовательные программы начальной школы: учебник / Н.И. Фатеева. – Москва: Издательский центр «Академия», 2015. – 176 с.[schema type=»book» name=»ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ И ВЕДЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПОРТФОЛИО УЧАЩЕГОСЯ» description=»В статье рассматриваются результаты исследования по определению дидактических требований к сущности, содержанию и технологии создания и ведения электронного портфолио учащегося, анализируется опыт отработки этой технологии со студентами педагогического вуза.» author=»Фатеева Надежда Ильинична, Фатеев Александр Михайлович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-24″ edition=»euroasian-science.ru_25-26.03.2016_3(24)» ebook=»yes» ]