Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ДИАЛОГ КАК ГОТОВНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ К СОЗДАНИЮ СИТУАЦИИ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ДИАЛОГ КАК ГОТОВНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ К СОЗДАНИЮ СИТУАЦИИ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Общение, как известно, всегда играло огромную роль в развитии человека. Сегодня, в условиях социальных потрясений и тотальной информатизации, его ценность возрастает. Живое человеческое общение становится поистине «роскошью». Наблюдаются многочисленные факты агрессивности и конфликтности людей, нарушения этики отношений и неумения вести диалог, что негативно влияет на все сферы жизни общества. Современные дети, которые, по выражению американского деятеля в области образования и информационных технологий М. Пренски, превратились в «цифровых туземцев», попали в новые типы зависимости. В таких условиях необходимо усиление внимания к образованию, которое способно обеспечить становление диалогичной личности, развитие ее коммуникативных способностей [2].

В Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения коммуникативные умения названы в числе базовых учебных действий. Они обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников. Такие умения формируются не путем «заучивания» речевых конструкций, а в условиях подлинного диалога, когда «говорящий и понимающий сходятся в третьем мире общения»[5].

Под педагогическим общением обычно понимают профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспита­ния), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического кли­мата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельно­сти и отношений между педагогом и учащимся [7].

 Подлинное межличностное общение – это непременно диалогическое общение. В.Н. Мясищев, К. Роджерс и другие считают, что в нем устанавливаются контакты не между будничными и порой эгоистическими Я людей, а между их высшими (духовными) Я. Для такого общения характерно безоценочное принятие друг друга, эмпатия и конгруэнтность.

Диалогическое педагогическое общение – процесс взаимодействия учителя и учащихся, направленный на создание со-бытийной общности, обеспечивающей личностную свободу, безопасность, культуротворческую деятельность и целостное саморазвитие субъектов общения [3].

Я.Л. Коломинский, С.В. Кондратьева и др. указывают, что готовность к тому или иному виду деятельности – это особое состояние личности, включающее ее убеждения, взгляды, отношения, мотивы, чувства и т. д.[2].

З.И. Калмыкова понимает готовность как обучаемость, обученность, то есть способность личности успешно и активно усваивать необходимые знания, приобретать нужные умения и навыки[2].

В структуре готовности к педагогическому общению ученые выделяют различные компоненты: 1) склонность к педагогической профессии (Е.А. Климов, 1972); 2) характер мотивов деятельности (З.И. Калмыкова, А.К. Маркова, А.В. Петровский); 3) установку личности на определенный характер деятельности (В.В. Рубцов, 1994); 4) степень контактности, общительности педагога (Н.А. Головань, 1983) [3].

С.В. Белова, 2007 выделяет, что человек (учитель) готов вести диалог, если он:

  1. Проявляет терпимое отношения к непохожести другого. Можно отнести основные типы личного влияния: 1) социальный интеллект. 2) личный магнетизм, 3) фрустрационное влияние, 4) партнерство и доверие на основе эмпатии. К типам компенсаторного, или непрямого, влияния, относятся: манипулятив­ная адаптивность, ответственность и компетентность, «воинствующая добродетель».
  2. Активно (рефлексивно и эмпатийно) слушает собеседника; контекстно воспринимает его; адекватно оценивает ситуацию взаимодействия с ним. Все это возможно при вербальном воздействии на учащихся, а также понимания им личности учащегося. Система вербальных воздействий преподавателей используют следующие формы словесного воздействия (в порядке значимости): инструктиро­вание, повышение интонации, называние фамилии, поощрение, юмор.
  3. Диалогические позиции собеседников, которые отражают ниже названные уровни диалога. По степени включенности участников в процесс диалогиче­ского взаимодействия различают:

— диалог-присутствие (позиция открытости и доверия, интерес к Другому);

— диалог-контакт (позиция взаимодействия, переживание единения с Другим, эмпатическое слушание);

— диалог-понимание (позиция эмпатического понимания, познавательное, информационно-смысловое взаимодействие);

— диалог-сотворчество (совместная деятельность с целью создания общего продукта);

— диалог-откровение (позиция духовного общения на основе принятия высших ценностей, процесс личностного саморазвития, духов нравственного обновления).[1]

Надо признать, что подлинное диалогическое педагогическое общение не стало нормой в школьной среде. У учителей довольно часто возникают трудности смыслового, эмоционального, когнитивного, тактического общения с учащимися. Педагогические затруднения в общении, полагает А.К. Маркова, являются проявлением недостаточной личностной, предметно-профессиональной и деятельностной саморегуляции учителя. Она выражается в «недостаточной рефлексии и низкой критичности по отношению к себе, когда учитель не видит в самом себе причин, мешающих ему понять ученика и влиять на него» [8]. Подтверждения о затруднениях во взаимодействии учителя с учащимися и о «барьерах», которые предстают как переживания личностью некоторой сложности, противоречивости ситуации общения, можно найти в работах А.А. Леонтьева и др.

Как показал анализ, при всем обилии работ в области общения и диалога как одной из его форм по-прежнему неисследованной остается ситуация диалогического педагогического общения как феномен субъективной реальности, который возникает в контексте гуманитарных смыслов образования. Данные смыслы отражают динамику отношений субъектов образовательного процесса. В рамках гуманитарно-антропологического подхода (Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков и др.), на который мы опираемся, исследованы диалогическая ситуация как единица текстуально-диалогической образовательной технологии (С.В. Белова), содержание данной ситуации (О.А. Степанчук) и диалогическое общение в структуре профессионализма будущего учителя (И.В. Бобрышева).

Ситуация диалогического педагогического общения есть фрагмент образовательной ситуации. А образовательная личностно-развивающая ситуация обеспечивается, по мнению В.В. Серикова, не технологиями, не «объективистскими, несубъектными, техногенными моделями», а определенными качествами учителя. «Чтобы у ребенка появилась субъектность, он должен встретиться с ее носителями, а не с безликими текстами, заданиями и упражнениями» [5]. Ситуация, по Д.Н. Узнадзе, – это не чисто внешний раздражитель или комплекс раздражителей, не объективное обстоятельство. Объективное обстоятельство «лишь тогда может стать причиной поведения живого существа, когда оно отвечает сиюминутному состоянию, «расположению» это существа. Личность, находясь в своей ситуации развития, оказывается каждый раз в «состоянии ситуации», когда перед ней встает та или иная задача, связанная со всей его жизнедеятельностью [1].

  Итак, уточняя ведущее понятие, мы делаем вывод, что ситуация диалогического педагогического общения есть момент конструктивного преодоления возникших между учителем и учащимися субъективно-коммуникативных противоречий, связанных с выстраиванием отношений соавторства в образовательном процессе, проектированием условий совместной продуктивной деятельности и позитивным влиянием на развитие ценностно-смысловой сферы друг друга. В такой ситуации общение связано с обменом «субъективно-объективной» информацией в условиях открытости, доверия и личностной безопасности собеседников. Оно предполагает целостное восприятие другого. Это восприятие другого как «гуманитарной системы», характеризуемой разнообразием уникальных внутренних и внешних связей. Кроме того, в ситуации диалогического педагогического общения происходит непосредственное или опосредованное личностное позитивное влияние учителя на саморазвитие ребенка, стимулирование его мыслительно-рефлексивной внутренней работы (внутреннего диалога).

Вопрос о процессе формирования готовности к созданию ситуаций диалогического педагогического общения потребовал понимания иерархии и взаимосвязи рассмотренных функций, содержания и логики развертывания рассматриваемых ситуаций, специфики студенческого возраста и структуры педагогического общения. Понимание структуры педагогического общения (А.А. Леонтьев и др.) и сущности ситуаций диалогического педагогического общения в образовательном процессе гуманитарного типа, а также знания об особенностях профессиональной подготовки будущих педагогов позволили нам выделить компоненты их готовности к созданию исследуемых ситуаций. Среди них: мотивационно-ценностный, отражающий принятие ценности диалога как формы конструктивного взаимодействия людей, интерес к собеседнику и к себе как субъектам общения; информационно-содержательный, характеризующийся знаниями личности о специфике передачи и принятия информации ценностно-смыслового характера; коммуникативно-перцептивный, свидетельствующий об умениях целостно воспринимать собеседника, осуществлять вербальное и невербальное общение, влияющее на его ценностно-смысловую сферу; коммуникативно-творческий, включающий в себя умение создавать систему договоренностей и выстраивать конструктивные отношения в условиях совместной деятельности;  коллегиально-рефлексивный, предполагающий опыт совместной рефлексии способов общения и поиск новых возможностей диалогического сотрудничества.

  На основе данных компонентов и с учетом знаний о структуре коммуникативных умений, тесно связанных с развитием внутренних структур его сознания [4 и др.] нами были выявлены уровни сформированности исследуемой готовности: 1) монологический (нулевой) – характеризуется нежеланием устанавливать контакт с другим человеком, отсутствием коммуникативных навыков общения, наличием эгоцентрической позиции в общении; 2) мотивационно-диалогический (низкий) – характеризуется потребностью в установлении паритетных отношений с собеседником и ценностным отношением к диалогу как форме общения, но обнаруживает недостаточность знаний о сути такого общения, 3) информационно-диалогический (средний) – характеризуется пониманием диалогических способов общения и опытом диалогического познания ценностно-смыслового содержания общения; 4) учебно-диалогический (высокий) – характеризуется способностью понимать и решать коммуникативные задачи в ситуациях общения с учащимися; 5) личностно-диалогический (высший) – характеризуется сформированностью диалогичности как личностного качества и способностью управлять процессом совершенствования своих коммуникативных способностей.

Таким образом, диалог как готовность формирования к созданию ситуации диалогического педагогического общения отражает процесс последовательного, поэтапного проектирования, предъявления и анализа гуманитарно-коммуникативных текстов и рефлексией своей позиции собеседника в разных ситуациях. Данные тексты объективируют внутренние переживания студентов, связанные с отношениями к своей жизненной ситуации, к профессии и к разным «собеседникам»: преподавателю, сверстникам, родителям, ученикам, самим себе.

Список литературы:

  1. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. М.: «Смысл», 2002.
  2. Белова С.В. Педагогика диалога: Теория и практика построения гуманитарного образования. – М.: АПКиПРО, 2006.
  3. Белова С.В. Элективные курсы гуманитарной направленности для различных профилей обучения: учеб.-метод. Пособие – 2-е изд., стериотипное – М.: Глобус, 2007. – 190 с.
  4. Бордовская, Н.В. Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 304 с.
  5. Болотов В.А., Сериков В.В. Размышления о педагогическом образовании. Педагогика. – 2007. — № 9. С. 3 – 11.
  6. Куницына, В.Н. Межличностное общение: учеб. для вузов. – СПб.: Питер, 2002. – 544 с.
  7. Леонтьев А.А. Психология общения. М.: Смысл, 1999.
  8. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993.
  9. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. – М.: Школьная пресса, 2000.[schema type=»book» name=»ДИАЛОГ КАК ГОТОВНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ К СОЗДАНИЮ СИТУАЦИИ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ» description=»В статье рассмотрен феномен диалогического педагогического общения в контексте гуманитарно-антропологического подхода. Описаны характеристики ситуации диалогического педагогического общения и особенности ее создания в рамках образовательного процесса гуманитарного типа. Показаны условия формирования готовности к созданию ситуаций диалогического педагогического общения.» author=»Донцова Оксана Владимировна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-11″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found