Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА – БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА – БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

В последнее время, как в России, так и за рубежом все активнее предпринимаются попытки разработать соответствующие методы диагностики многих компетенций. Следует отметить, что педагогическая диагностика характеризуется большими возможностями воздействовать на динамику, результат педагогического эксперимента и включает в себя многообразие методов и средств.

Большинство отечественных и зарубежных исследователей полагают, что компетенции динамичны, поскольку они не являются неизменным качеством в структуре личности человека, а способны развиваться, совершенствоваться или полностью исчезать при отсутствии стимула к их проявлению. Поэтому можно говорить об уровне сформированности компетенций и его мониторинге.

В нашем исследовании мы рассматриваем интеллектуально-коммуникативную компетенцию студента вуза – будущего экономиста как интегративное, профессионально-значимое качество личности, характеризующееся устойчивой положительной мотивацией к успешной коммуникативной деятельности, потребностью в усвоении знаний теоретических основ коммуникации и готовностью применять коммуникативные стратегии в дальнейшей профессиональной деятельности экономиста.

Для решения задачи диагностики необходима акцентуация внимания на компонентах интеллектуально-коммуникативной компетенции, которыми являются:  мотивационно-смысловой, когнитивно-интеллектуальный, деятельностно-коммуникативный и рефлексивно-творческий. Все они взаимосвязаны и интегративны, а формирование интеллектуально-коммуникативной компетенции студента вуза – будущего экономиста представляет управляемый процесс в обучении и имеет определенную динамику.

Объективность оценки сформированности компетенции связана с  систематизацией и уточнением критериев, по которым выносится оценочное суждение. В современных источниках под критерием понимают показатель, признак, на основе которого формируется оценка качества объекта, процесса; мерило такой оценки [3, с. 144].

Основным показателем эффективности функционирования модели выступает продвижение студента на более высокий уровень. В формировании интеллектуально-коммуникативной компетенции у студентов целесообразно выделить три уровня: репродуктивный, эвристический и креативный.

На репродуктивном уровне воспринятые и зафиксированные в памяти знания проявляются в умении воспроизвести, применить усвоенную информацию для решения простейших интеллектуально-коммуникативных задач. Уровень характеризуется неустойчивой способностью контролировать, осознавать и корректировать свою интеллектуально-коммуникативную деятельность. На этом уровне минимальная готовность сформирована, но недостаточна.

На эвристическом уровне происходит обобщение представлений, категорий, понятий. Уровень характеризуется продуктивной деятельностью, умением применять знания, полученные в ходе теоретического обучения, на практике. В процессе интеллектуально-коммуникативного взаимодействия студенты сталкиваются с определенными трудностями и получают в процессе их преодоления субъективно новую информацию. Это уровень средней готовности, который характеризуется наличием способности контролировать, осознавать и корректировать свою интеллектуально-коммуникативную деятельность.

На креативном (творческом) уровне продуктивная деятельность уже связана с использованием усвоенной информации и приобретенных навыков для поиска новых творческих путей решения интеллектуально-коммуникативных задач. Она характеризуется способностью свободно оперировать знаниями, категориями, речевыми клише, и направлена на применение знаний и умений в нестандартных для студента ситуациях. Такой уровень можно считать оптимальным.

При переходе с уровня на уровень степень сформированности интеллектуально-коммуникативной компетенции возрастает.

Диагностику уровня сформированности компетенций целесообразно проводить с помощью соответствующих диагностических средств: анкет, опросников, тестов и т.д. Каждый из индикаторов диагностического теста (или их совокупность) позволяет оценить какое-либо личностное качество студента, влияющее на его компетенцию, или какой-либо аспект его профессиональной подготовки. Об этом свидетельствует зарубежный и отечественный опыт проведения исследований.

Для определения уровня сформированности интеллектуально-коммуникативной компетенции  студентов вуза – будущих экономистов был использован комплекс диагностических методик.

Методика, в отличие от метода, представляет собой конкретные инструкции по проведению диагностики, обработке данных и интерпретации результатов. В рамках одного метода может существовать практически бесконечное количество методик [7].

В соответствии с исследуемыми компонентами интеллектуально-коммуникативной компетенции, мы определили следующие критерии оценки уровня ее сформированности: мотивационно-смысловой, когнитивно-интеллектуальный, деятельностно-коммуникативный и рефлексивно-творческий.

Диагностику уровня  сформированности интеллектуально-коммуникативной компетенции студентов вуза – будущих экономистов мы предлагаем проводить отдельно по каждому критерию.

Мотивационно-смысловой критерий. Учитывая то, что мотивационно-смысловой компонент оказывает существенное влияние на динамику развития интеллектуально-коммуникативной компетенции, в первую очередь мы предлагаем выявить уровень сформированности мотивационно-смысловой сферы студентов. Для более точного определения уровня сформированности мотивационно-смыслового компонента ИКК студентов считаем необходимым использовать две методики: диагностику мотивации студентов к учебной деятельности А.А. Реан и В.А. Якунина (модификация Н.Ц. Бадмаевой) [2] и методику определения доминирующих мотивов, предложенную О.С. Гребенюк[4].

С этой целью среди студентов вуза – будущих экономистов было проведено адаптированное к предмету исследования анкетирование на определение мотивов учения и творческой деятельности. Для получения более точного результата применялись разработанные автором анкеты-шкалы. Шкалирование позволило быстро получить данные об исходном состоянии мотивации учения в целом и у каждого студента в отдельности [4, c. 85].

Диагностика мотивации студентов к учебной деятельности была проведена по методике А.А. Реан и В.А. Якунина (модификация Н.Ц. Бадмаевой). Методика разработана на основе опросника. К 16 утверждениям вышеназванного опросника добавлены утверждения, характеризующие мотивы учения, выделенные В.Г.Леонтьевым, а также утверждения, характеризующие мотивы учения, полученные Н.Ц.Бадмаевой в результате опроса студентов и школьников. Это коммуникативные, профессиональные, учебно-познавательные, широкие социальные мотивы, а также мотивы творческой самореализации, избегания неудачи и престиж [2, с.151-154].

Когнитивно-интеллектуальный критерий. Когнитивно-интеллектуальный компонент определяет уровень знаниевой базы и интеллектуальное развитие студента. Поэтому для исследования уровня сформированности данного компонента интеллектуально-коммуникативной компетенции нами был разработан когнитивно-интеллектуальный критерий и проведено  тестирование студентов, как на определение уровня знаний (когнитивный критерий), так и на выявление уровня развития их интеллекта (интеллектуальный критерий).

Таким образом, ведущим методом исследования на данном этапе являлось тестирование, которое позволило с известной вероятностью оценить уровень знаний и способностей каждого студента.

В тест отбирают минимально достаточное количество заданий, которое позволяет сравнительно точно определить уровень и структуру подготовленности. Интерпретация результатов тестирования ведется преимущественно с опорой на среднюю арифметическую и на, так называемые, процентные нормы. Такая интерпретация тестовых результатов называется нормативно-ориентированной [1].

Для проверки уровня сформированности когнитивно-интеллектуального компонента ИКК мы использовали тестовый материал федерального Интернет — тестирования в сфере профессионального образования ФЭПО-8, предназначенный для тестирования студентов вторых курсов экономических специальностей (когнитивный критерий).

С целью диагностирования уровня развития интеллектуальных способностей (интеллектуальный критерий) студентам был предложен тест Д.Векслера AWISC, разработанный для исследования интеллекта (IQ) взрослых людей в возрасте от 16 до 64 лет. Следует заметить, что валидность (надежность) теста Д.Векслера составляет  0,97. Тест представляет собой 11 субтестов: 6 тестов составляют вербальную (словесную) группу и 5 – невербальную (наглядную) [9].

На основе полученных данных по когнитивному и интеллектуальному критериям мы рассчитали средний показатель уровня сформированности когнитивно-интеллектуального компонента ИКК и выразили его в процентах.

По деятельностно-коммуникативному критерию мы определили уровень сформированности деятельностно-коммуникативного компонента интеллектуально-коммуникативной компетенции студентов вуза – будущих экономистов и использовали методику оценки общего уровня общительности на родном языке, разработанную  В.Ф. Ряховским, а также методику определения  коммуникативных навыков и умений «Коммуникативный минимум», разработанную Г.С. Никифоровым. Базовый коммуникативный минимум представляет собой перечень требований к практическим и теоретическим знаниям, навыкам и умениям к специалисту в виде анкеты, состоящей из 14 вопросов [6].

Результаты анкетирования обрабатывались с использованием следующих шкал: «Подготовительная фаза», «Контактная фаза», «Эмоции в разговоре», «Фаза понимания», «Фаза убеждения», «Фаза завершения», «Управление разговором», внутри которых определялось среднее значение (из двух вопросов) по каждой шкале в отдельности. В итоге подсчитывалась сумма средних набранных баллов по всем шкалам. Результаты анкетирования были интерпретированы в трехбалльную систему: один балл получили студенты, набравшие в результате тестирования от  0 до 30 баллов (репродуктивный уровень); два балла – от 30 до 60 (эвристический уровень) и три балла – свыше 60 (креативный уровень). Данный коммуникативный минимум может быть определен как стандарт и является основой для оценки (аттестации) коммуникативной компетентности  специалиста [6].

Таким образом, уровень коммуникативных навыков и умений определялся по результатам двух тестов, причем приоритет отдается второй методике.

По рефлексивно-творческому критерию мы определили уровень сформированности  рефлексивно-творческого компонента интеллектуально-коммуникативной компетенции студентов. В первую очередь мы рассмотрели его составные элементы: рефлексивные и творческие способности. Рефлексивно-творческие проявления у студентов являются основой для дальнейшего формирования их рефлексивно-творческих (креативных) способностей, которые играют важную роль для успешной учебной деятельности, а значит, способствуют успешному формированию интеллектуально-коммуникативной компетенции.

Высокий уровень сформированности рефлексивно-творческого компонента интеллектуально-коммуникативной компетенции, в основе которого лежат хорошо сформированные рефлексивно-творческие способности, позволяет студенту – будущему экономисту наиболее эффективно и адекватно осуществлять рефлексивные процессы, реализовывать свои  рефлексивные способности, что обеспечивает процесс саморазвития творческих проявлений, способствует творческому подходу к профессиональной деятельности и достижению ее максимальной эффективности.

Для определения уровня сформированности рефлексивно-творческого компонента интеллектуально-коммуникативной компетенции в нашем исследовании мы использовали диагностику уровня развития рефлексивности по методике А.В. Карпова [5] и диагностику креативных (творческих) способностей Э. Торренса. Для получения более точного результата дополнительно был применен экспресс-метод психодиагностики креативности Д. Джонсона [8].

Диагностика уровня развития рефлексивности по методике А.В. Карпова базируется на теоретическом конструкте, который конкретизирует общую трактовку рефлексивности, а также ряд иных существенных особенностей данного свойства личности. Рефлексивность как психическое свойство представляет собой одну из основных граней той интегративной психической реальности, которая соотносится с рефлексией в целом. [5, с. 45-57].

Также мы провели диагностику креативных (творческих) способностей студентов по методике Э. Торренса, адаптированной Ворониным, в процессе которой студентам было предложено выполнить творческое задание, состоящее из 10 незаконченных фигур. Количество баллов, полученное студентами, являлось показателем их креативности, способности выдвигать оригинальные идеи и избегать легких и очевидных ответов.

С целью получения более точного результата по рефлексивно-творческому критерию дополнительно был проведен экспресс-метод психодиагностики креативности Д. Джонсона [8].

Опросник креативности состоял из восьми характеристик творческого мышления (поведения) и был проведен в качестве самооценки студентов. Заполнение опросника потребовало от студентов минимальной затраты времени (10–30 минут).

По итогам проведения диагностики, полученные результаты по каждому критерию были зафиксированы в сводной таблице данных по уровням сформированности компонентов ИКК. Отметим, что количественная оценка интеллектуально-коммуникативной компетенции осуществлялась нами путем усреднения оценок по выделенным критериям: креативный уровень проявления каждого критерия оценивался в 3 балла; эвристический уровень проявления — в 2 балла; репродуктивный уровень — в 1 балл.

Uик — оценка интеллектуально-коммуникативной компетенции (ИКК) студентов вуза – будущих экономистов;

К1 — оценка по мотивационно-смысловому критерию;

К2 — оценка по когнитивно-интеллектуальному критерию;

К3 — оценка по деятельностно-коммуникативному компоненту;

К4 — оценка по рефлексивно-творческому критерию.

Результаты диагностики отражены нами в таблице 1.

Таблица 1

Уровень сформированности ИКК студентов

Количество студентов

(чел.)

Показатель                                        Уровни
I

Репродуктивный

II

Эвристический

III

Творческий

кол-во % кол-во % кол-во %
125 К1 62 49,60 53 42,40 10 8,00
К2 59 47,20 55 44,00 11 8,80
К3 69 55,20 50 4,00 6 4,80
К4 72 57,60 51 40,80 2 1,60
Uик 66 52,4% 53 42% 7 5,6%

Таким образом, по итогам проведения диагностики мы определили, что у большинства студентов вуза – будущих экономистов интеллектуально-коммуникативная компетенция  сформирована недостаточно.  В частности, основная часть студентов продемонстрировала неудовлетворительный уровень: репродуктивный уровень имеют 66 студентов, что соответствует 52,4 %; эвристический уровень —  53 человека (42% соответственно)  и лишь 7 человек показали высокий уровень (5,6 %) и достигли креативного уровня сформированности компетенции. Полученные результаты подтверждают необходимость целенаправленного формирования интеллектуально-коммуникативной компетенции  студентов – будущих экономистов с внедрением специальных методов и средств в образовательный процесс вуза.

 

Список литературы:

1.Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. 2 изд. М.: Центр тестирования, 2002г. – 239с.

2.Бадмаева Н.Ц. Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А.Реан и В.А.Якунин, модификация Н.Ц.Бадмаевой) / Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. – Улан-Удэ, 2004.

3.Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. – М.: НМЦ СПО, 1999. – 538 с.

4.Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б., Основы педагогики индивидуальности: учеб. пособие. Калининград: Калинингр. ун-т., 2000. – 572 с.

5.Карпов А. В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. Т. 24. – № 5., 2003.

6.Никифоров Г.С. Психология менеджмента: учебник для вузов. 2-е изд. СПб.: Питер, 2004. – 639с.

7.Сивицкий В.Г. Психодиагностика: учеб. пособие. Минск: ЗАО «ВЕДЫ», 2003, 46с.

8.Туник Е.Е.  Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. Методическое руководство СПб.: ИМАТОН, 1998. –  170с.

9.Филимоненко Ю.И. Тест Векслера: диагностика уровня развития интеллекта (взрослый вариант): методическое руководство. – СПб.: ИМАТОН, 2004. – 112 с.[schema type=»book» name=»ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА – БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ» author=»Фокина Олеся Сергеевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-11″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]

Список литературы:


Записи созданы 9819
Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

Диагностика уровня сформированности у старших дошкольников представлений о целостном образе лидера



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . Диагностика уровня сформированности у старших дошкольников представлений о целостном образе лидера // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Исследование проводилось на базе старшей дошкольной группы МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 25 «Светлячок» г. Ельца, Липецкой области. Для данного исследования была отобрана группа из десяти детей старшего дошкольного возраста.

Цель – определение уровней сформированности у дошкольников представлений  о целостном образе лидера.

Задачи:

— разработать критерии, показатели и уровни о целостном развитии лидера у дошкольников;

— разработать содержание диагностического эксперимента;

— представить результаты в таблице (в общем виде, в % соотношении).

В ходе констатирующего эксперимента нами были использованы следующие методы эмпирического исследования: наблюдение, социометрия, беседа с педагогом группы, тест «Кто вы?» выявление личностных качеств лидера, методика «Какой я?» (выявление  самооценки лидера).

В ходе констатирующего этапа эксперимента мы наблюдали за группой из 20 человек. Из этой группы детей мы определили детей у которых проявились лидерские качества на разных уровнях (высоком, среднем, низком). Всего таких детей оказалось 10. Далее предстояло выявить количество детей с высоким уровнем, средним уровнем  и низким уровнем. Критериями для определения уровней явились уже разработанные в науке [5]. Одновременно анализировалось проявление у дошкольников наличие лидерских качеств:  коммуникативность, творческий потенциал, активность, организаторские способности[5]. Критериями уровней лидерских качеств послужили названные личностные характеристики детей.

По названным нами критериям мы разделили детей по уровню наличия у них лидерских качеств низкий уровень (НУ), средний уровень (СУ) и высокий уровень (ВУ). Этих детей оказалось 10 человек.

Высокий уровень  (20 %) — качественный показатель: коммуникабелен — имеет много друзей, участвует в делах  группы, любит коллективные игры, легко общается со взрослыми; творческий потенциал — любит искать и пробовать новое, готов к выдвижению новых идей, предложений; активен — действует энергично, знает как преодолеть трудности, проявляет настойчивость при решении проблемы; организаторские способности — умеет самостоятельно организовать мероприятие, стимулирует  работу своих товарищей, тактично осуществляет контроль за деятельностью своих товарищей.

Средний уровень (50%)  — качественный показатель:  имеет мало друзей, участвует в зависимости от ситуации в делах группы, общается со взрослыми в зависимости от ситуации; творческий потенциал — ищет и пробует новое с помощью взрослых, выдвигает идеи и предложения с помощью взрослых; активность — действует энергично в зависимости от ситуации, преодолеть трудности в зависимости от ситуации, частично проявляет настойчивость при решении проблемы; организаторские способности — может организовать мероприятие с помощью взрослых, стимулирует работу своих товарищей в зависимости от ситуации, не всегда тактично осуществляет контроль за деятельностью своих товарищей.

Низкий уровень (30%)  — коммуникабельность — не имеет друзей, редко участвует в делах группы, испытывает затруднения в общении со взрослыми; творческий потенциал — не любит искать и пробовать новое, не готов к выдвижению новых идей, предложений; активность — пассивен в деятельности, не знает как преодолеть трудности, не проявляет настойчивость при решении проблемы; организаторские способности — не умеет организовывать мероприятия, не умеет стимулировать работу своих товарищей, не умеет осуществлять контроль за деятельностью своих товарищей.

На втором этапе констатирующего эксперимента была проведена работа с детьми (10 человек)   для выявления их представления о лидерах [3].

Детям предлагалось назвать уважаемого и авторитарного ребенка из группы (по нашему определению – лидера).

— С кем ты хотел(а) бы дружить, а с кем дружить никогда не станешь?

— Кого ты позвал(а) бы к себе на день рождения, а кого ни за что не позовешь?

— С кем ты хотел(а) сидеть за одним столом, а с кем нет?

Старшие дошкольники достаточно осознанно выбрали тех, кого они предпочитают, а к кому не испытывают особой симпатии.

В ходе этой методики детей которые выделены как лидеры, дети представили:

— популярные (высокий уровень) — дети, получившие наибольшее количество (более четырех) положительных выборов;

-предпочитаемые (средний уровень) — дети, получившие два – три положительных выбора;

— отвергаемые (низкий уровень) — дети, получившие в основном отрицательные выборы.

Высокий уровень – 2 (20%)

Средний уровень -5 (50%)

Низкий – 3 (30%)

При проведении этой методики дети подтвердили наше мнение о лидерах, которых мы обнаружили в ходе наблюдения. Следует подчеркнуть, что не все лидеры получили равное количество выборок.

Проведенная методика позволяет констатировать, наличие у определенной части детей четкого представления о качествах лидера. Данная методика помогла выявить детей с различным уровнем представления о лидерских качествах. Далее нам предстояло выяснить насколько наши данные об уровне сформированности лидерских качеств и по материалам опроса детей в ходе, которого дети выбирали лидеров. Предстояла работа с педагогом с целью получения информации о лидерских качествах выделенной нами группы лидеров среди дошкольников. Одновременно педагогу было предложено выделить из числа лидеров (10 человек) детей с высоким, средним, низким уровнем проявлению лидерских качеств (по нашей классификации) и лидеров популярных, предпочитаемых, отвергаемых по классификации детей.

В ходе  беседы с педагогом выяснилось в группе присутствуют дети с проявлением лидерских качеств. Эти дети больше всего стараются организовывать игры, активны в процессе обучения, сверстники тянутся к ним, дошкольники творчески более развиты, чем другие дети. Педагог из этой группы выделил 10 детей  которые по её мнению являются лидерами: на высоком – 2 (20%), средний – 5 (50%), низкий – 3 (30%).

Как свидетельствуют материалы реализации нами  трех методик в изучении лидеров в обозначенной нами группе мнение различных сторон о лидерских качествах совпали, то есть по нашему наблюдению количество детей проявляющие лидерские качества  с высоким, средним, низким уровней совпали с мнением детей о популярных, предпочитаемых  и отверженных, аналогично характеристику лидерских качеств мы получили и от педагога.

Определив уровни сформированности лидерских качеств у дошкольников исследование нами  группы перешли к изучению личности самих лидеров.

Для выявления личностных качеств лидера была проведена  следующая методика тест «Кто вы?».

Выбранным лидерам (10 человек), были предложны геометрические фигуры, которые они должны расставить в зависимости от их отношения к этим фигурам: «нравится», «не совсем нравится», «не нравится».

Каждая фигура в этой методике определяет качества личности.

Круг – качества доброжелательности; квадрат – трудолюбие; прямоугольник – любознательность;   треугольник — символизирует лидерство; зигзаг – творческий потенциал.

В ходе этой методики  предполагаемые «лидеры» не все выбрали треугольник – символизирующий лидера. Некоторые из них выбрав квадрат объяснив свой выбор сказали: «он похож на треугольник».

Заключительным этапом в изучении и диагностики уровней представлений о целостном образе лидера у дошкольников  предполагавшая  выявить   самооценку дошкольникабыла  представлена методика «Какой я?»[ 4].

Эта методика предназначена для определения самооценки дошкольника. Детям задавались вопросы как он себя воспринимает и оценивает по 5 различным положительным качествам личности предложенные Е.И. Тихомировой[5]. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, представлены в соответствующем протоколе, а затем были переведены в баллы. За каждый ответ дети получали по 1 баллу.

Высокий уровень 20 %– (4 – 5баллов).

Средний уровень  50% – (2 – 3 балла).

Низкий уровень 30% – (0- 1 балл).

После проведения названных методик не бес интересно выяснить, из каких источников дети узнали о сущности лидера. Были предложены ответы.

Предлагаемые ответы:

А) самостоятельное наблюдение за действием лидера (в сказках, в мультфильмах, в книгах и т.д.);

Б) из рассказов и дискуссий с родителями;

В) из бесед с педагогом;

Г) не смогли пояснить как они понимают сущность лидера.

Высокий уровень —  2 (20%)

Средний уровень -5 (50%)

Низкий уровень – 3 (30%)

Исходя из этого, мы выделили следующие критерии оценки уровня представления о целостном образе лидера у старших дошкольников.

  1. Все 4 методики совпадают по показателям.
  2. Имеются расхождения между мнением детей и остальными методиками.
  3. Расхождение заметное (почти не соответствуют 4 методикам).

Уровни по методикам.

На высоком уровне – 20% дошкольники имеют много друзей, активно участвуют в делах группы, легко общаются со взрослыми, любят искать и пробовать новое, готовы к выдвижению идеи, умеют действовать энергично, знает как преодолевать трудности, проявляют настойчивость при решении проблем, стимулируют работу своих товарищей, тактично осуществляет контроль за деятельностью своих товарищей.Популярные среди своих сверстников. Выбрали по методике фигуру соответствующую лидеру, по выявлению определения самооценки все качества присутствуют.

Средний уровень  – 50% имеет мало друзей, участвует в зависимости от ситуации в делах группы, общается со взрослыми в зависимости от ситуации; творческий потенциал — ищет и пробует новое с помощью взрослых, выдвигает идеи и предложения с помощью взрослых; активность — действует энергично в зависимости от ситуации, преодолеть трудности в зависимости от ситуации, частично проявляет настойчивость при решении проблемы; организаторские способности — может организовать мероприятие с помощью взрослых, стимулирует работу своих товарищей в зависимости от ситуации, не всегда тактично осуществляет контроль за деятельностью своих товарищей. Предпочитаемые среди своих сверстников.  Выбрали по методике фигуру не соответствующую лидеру, по выявлению определения самооценки все качества присутствуют.

Низкий уровень – 30% коммуникабельность — не имеет друзей, редко участвует в делах группы, испытывает затруднения в общении со взрослыми; творческий потенциал — не любит искать и пробовать новое, не готов к выдвижению новых идей, предложений; активность — пассивен в деятельности, не знает как преодолеть трудности, не проявляет настойчивость при решении проблемы; организаторские способности — не умеет организовывать мероприятия, не умеет стимулировать работу своих товарищей, не умеет осуществлять контроль за деятельностью своих товарищей. Отвергаемые среди своих сверстников.Выбрали по методике фигуру не соответствующую лидеру, по выявлению определения самооценки не все качества присутствуют.

Таким образом, в ходе констатирующего этапа нашей исследовательской работы, использовав, следующие методы:наблюдение, беседа с детьми, беседа с педагогом группы, тест «Кто вы?» выявление личностных качеств лидера, методика «Какой я?» выявление  самооценки дошкольника., мы выяснили, что дети группы имеют средний уровень формирования представления о целостном образе лидера.  Для формирующего этапа исследования мы обозначили группу как экспериментальную.

Всё вышесказанное позволяет нам говорить о недостаточном формировании представления о целостном образе лидера у старших дошкольников и определиться в дальнейшем ходе нашего исследования, предполагающего использование: беседа о представлении целостного образа лидера,  рассказ (отрывок) о лидерах, видео   на этапе формирующего эксперимента в формировании  представления о целостном образе лидера у старших дошкольников, также работа с родителями: анкета, беседа, рекомендации.

Таким образом, мы определили цель формирующего этапа эмпирического исследования – сформировать у детей представление о сущности целостного образа лидера.

Список литературы

  1. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирования личности [Текст] / В.Г.Асеев. — М.: Мысль, — 2000.
  2. Бердюгина О.Г. Социология лидерства: методические рекомендации к спецкурсу [Текст] / О.Г. Бердюгина. —  Екатеринбург,  — 1998.
  3. Методики социально-психологической диагностики личности и группы. — М., 2002.
  4. Учебное пособие: Психология Немов Р. С. Книга 3 Психодиагностика. М., — 2001.
  5. Тихомирова Е.И. Социальная педагогика.[Текст] / Е.И. Тихомирова. — М., — 2005.[schema type=»book» name=»Диагностика уровня сформированности у старших дошкольников представлений о целостном образе лидера» author=»Друмя Юлия Александровна, Плетенева Ирина Финагеновна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-11″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found