Современный этап развития государственной гражданской службы обуславливает необходимость повышения профессионализма государственных служащих, адекватных потребностям органов государственной власти. В этой связи научные исследования по проблемам состояния дополнительного профессионального образования государственных служащих и их профессионального развития имеют практическую значимость для государственной службы, осуществляющей свою деятельность в условиях социально-экономического и финансового кризиса. Это может быть достигнуто только за счет более эффективной государственной стратегии в области дополнительного профессионального образования (ДПО) на основе научных исследований и инновационных методов обучения[5]. В то же время исследования, проведенные Академий народного хозяйства при Правительстве РФ показали, что система ДПО не отвечает современным требованиям, а ее масштабы недостаточны для обеспечения потребности в повышении квалификации и переподготовке кадров (в том числе государственных служащих)[1].
Для обеспечения реализации своих целей и функций государство создает и содержит специальный аппарат – совокупность людей, профессионально занимающихся выполнением функций государства.
Существование государственного аппарата является неотъемлемой частью государства и одним из его признаков.
В обществе государственное управление связывается с таким социально-правовым институтом как государственная служба.
Государственная служба представляет собой практическое участие гражданина в осуществлении целей и функций государства посредством исполнения обязанностей и осуществления полномочий по государственной должности [6].
Система государственной службы включает в себя виды государственной службы: государственная гражданская служба, военная служба и правоохранительная служба.
Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.
Федеральным государственным служащим является гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должностях федеральной государственной службы (гражданской, военной, правоохранительной) и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета[11].
Государственным гражданским служащим субъекта Федерации является гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должностях государственной гражданской службы субъекта Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственный гражданский служащий субъекта Федерации может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счет средств федерального бюджета.
Исходя из определений, можно сделать вывод, что если государственный гражданский служащий субъекта Федерации, получая денежное вознаграждение из средств федерального бюджета, может называться федеральным государственным служащим. В отдельных случаях, федеральный служащий — это государственный гражданский служащий.
Анализируя информации из источников, видим, что сами авторы, часто относят федеральных служащих к государственным гражданским служащим. Если федеральных служащих называют государственные гражданские служащие, ошибки не будет.
В Федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)» подчеркивается, что «качество профессионального обучения государственных служащих в недостаточной степени отвечает потребностям развития государственной службы»[7].
Регулирование государственных заказов в сфере дополнительного профессионального образования федеральных государственных гражданских служащих определяют федеральные законы [8,9,10], Постановления[2,3], Распоряжения Правительства Российской Федерации, Приказы (Распоряжения) Министерств, ведомств и иных структур [4].
Государственный заказ на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных государственных гражданских служащих – это ежегодное Распоряжение Правительства РФ на оказание образовательных услуг по программам дополнительного профессионального образования (профессиональная переподготовка, повышение квалификации, стажировка и обучение за пределами Российской Федерации) с указанием наименования федерального округа, количество федеральных государственных гражданских служащих, направляемых на обучение (человек), объем средств, предусмотренных в федеральном бюджете (тыс. рублей).
Рассматривая структуру государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных государственных гражданских служащих РФ за 2019 по 2013 годы включительно, мы видим, что количество федеральных государственных гражданских служащих направляемых на обучение за 2009-2013 годы составляет 286781 человек (рисунок 1).
Рисунок 1. Государственный заказ на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку за 2009 по 2013 годы, чел.
Как видно из диаграммы, максимальное количество федеральных государственных гражданских служащих было направленно в 2009 году – 70440 человек, минимальное 2010 году – 48650 человек. С 2011 по 2013 годы практически одинаковое количество человек было направлено на обучение по программам ДПО, согласно государственным заказам.
Среди руководителей наиболее распространённый вид ДПО – это профессиональная переподготовка. По окончании завершения обучения выдается диплом, дающий право на ведение профессиональной деятельности в выбранной сфере. В основном обучаются по программе «Государственное и муниципальное управление». За 2009 по 2013 годы всего обучено 3087 человек (рисунок 2).
Рисунок 2. Государственный заказ на профессиональную переподготовку за 2009 по 2013 годы, чел.
Из вышеизложенной диаграммы мы видим, что наибольшее количество федеральных государственных гражданских служащих, прошедших профессиональную переподготовку было в 2009 году – 1435 человек. Далее по убыванию, это можно объяснить, что обучение по программам ДПО для федеральных государственных гражданских служащих вступило с 2008 года, активное обучение началось управленческих кадров по профессиональной переподготовке с 2009 года.
Всего обучено федеральных государственных гражданских служащих по программе ДПО профессиональная переподготовка за период с 2009 по 2013 годы 3087 человек.
Следующий вид программы ДПО: повышение квалификации – это наиболее востребованный вид программы, так как специалисты должны проходить повышение квалификации не реже одного раза в три года[9, ст. 62].
Федеральные государственные гражданские служащие, прошедшие повышение квалификации за 2009 по 2013 годы /всего обучено 282707 человек/
Рисунок 3. Государственный заказ на повышение квалификации за 2009 по 2013 годы, чел.
Из вышеизложенной диаграммы мы видим, что наибольшее количество федеральных государственных гражданских служащих, прошедших повышение квалификации было в 2009 году – 68543 человека. Минимальное количество обучаемых было в 2010 году – 47906 человек. С 2011 по 2013 годы приблизительно одинаковое количество федеральных государственных гражданских служащих, прошедших повышение квалификации.
Далее по убыванию, это можно объяснить, что обучение по программам ДПО для федеральных государственных гражданских служащих фактически началось с 2008 года, активное обучение началось управленческих кадров по профессиональной переподготовке с 2009 года, так было необходимо выстроить систему составления государственного заказа.
Всего обучено федеральных государственных гражданских служащих по программе ДПО повышение квалификации за период с 2009 по 2013 годы 282707 человек.
Анализируя данные по стажировке федеральных государственных гражданских служащих, получили следующие данные (рисунок 4).
Рисунок 4. Государственный заказ на стажировку за 2009 по 2013 годы, чел.
Как видно из представленной диаграммы федеральные государственные гражданские служащие стажировку проходили только в 2009 году – 245 человек. Это можно объяснить тем, что стажировку федеральные государственные гражданские служащие проходят в следующем виде программы государственного заказа: дополнительное профессиональное образование за пределами территории Российской Федерации. Следовательно, обмен международным опытом работы, налаживание связей, сравнительный анализ и т.д.
Федеральные государственные гражданские служащие, прошедшие дополнительное профессиональное образование за пределами территории Российской Федерации за 2009 по 2013 годы /всего обучено 742 человека/
Рисунок 5. Государственный заказ на обучение за пределами территории РФ за 2009 по 2013 годы, чел.
Как видно из представленной диаграммы наибольшее количество федеральных государственных гражданских служащих, прошедших дополнительное профессиональное образование за пределами территории Российской Федерации было в 2009 году – 217 человек. С 2010 по 2012 годы одинаковое количество человек. В 2013 году наименьшее количество человек – 126 человек.
Всего было обучено федеральных государственных гражданских служащих за пределами территории Российской Федерации за период с 2009 по 2013 годы 742 человека.
Подводя итоги по государственным заказам на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку в России с 2009 по 2013 годы включительно можно сделать следующие выводы:
- Правительство РФ уделяет особое внимание обучению федеральных государственных гражданских служащих РФ.
- Государственный гражданский служащий субъекта Федерации, получая денежное вознаграждение из средств федерального бюджета, может называться федеральным государственным служащим. В отдельных случаях, федеральный служащий — это государственный гражданский служащий.
- Наибольшее количество федеральных государственных гражданских служащих, направляемых на обучение по программам ДПО – это на повышение квалификации.
- Наименее востребованный вид программы ДПО для федеральных государственных гражданских служащих – это стажировка.
- Наибольшее количество федеральных государственных гражданских служащих, прошедших обучение было в 2009 году.
- Дополнительное профессиональное образование за пределами территории Российской Федерации – это вид программы ДПО, позволяющий приобрести международный опыт в работе, провести сравнительный анализ, выявить недостатки и достоинства системы управления для федеральных государственных гражданских служащих РФ.
- Средства финансирования, предусмотренные на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных служащих, выделяет федеральный бюджет.
Список литературы:
- Мониторинг экономики образования. Спрос на рабочую силу — мнение работодателей. Информационный бюллетень N 1 [19] 2006. М., ГУ-ВШЭ. С.6.
- Постановление Правительства РФ №362 «Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных требований гражданских служащих» от 26 мая 2008 г.
- Постановление Правительства РФ от 15.01.2014 N 26 «Об определении стоимости образовательных услуг в области дополнительного профессионального образования федеральных государственных гражданских служащих и размера ежегодных отчислений на его научно-методическое, учебно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение».
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 01 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»
- Разовский Ю.В., Ольшанский Ю.П. Анализ функционирования стратегии развития учреждения дополнительного профессионального образования // Высшее образование для XXI века. Третья международная научная конференция 18-20 октября 2006 г. Доклады и материалы. Выпуск 4. М.: МГУ, 2006.
- Ст. 10 Федерального закона от 27 мая 2003 года №58-ФЗ «О системе государственной службы в Российской Федерации».
- Федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)». Указ Президента РФ от 10.03.2009 N 261 // «Собрание законодательства РФ», 16.03.2009, N 11, ст. 1277.
- ФЗ от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
- ФЗ от 24.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
- ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- https://www.webarhimed.ru/ Лекция 10.[schema type=»book» name=»ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ НА ОКАЗАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ПО ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОССЛУЖАЩИХ В РОССИИ» author=»Степанова Татьяна Худиновна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-13″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]