Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ФОНАЦИОННОГО (РЕЧЕВОГО) ДЫХАНИЯ У БОЛЬНЫХ С ДИЗАРТРИЕЙ В РАННЕМ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ ИНСУЛЬТА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ЛОГОПЕДА ПСО)



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ВОССТАНОВЛЕНИЕ ФОНАЦИОННОГО (РЕЧЕВОГО) ДЫХАНИЯ У БОЛЬНЫХ С ДИЗАРТРИЕЙ В РАННЕМ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ ИНСУЛЬТА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ЛОГОПЕДА ПСО) // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Сосудистые заболевания головного мозга остаются в настоящее время актуальной и социальной проблемой. В России ежегодно регистрируются 400-450 тысяч новых случаев инсультов, которые чаще всего развиваются на фоне цереброваскулярной болезни [2, с. 142]. Наряду с высокой смертностью (35%), социально значимыми являются последствия инсультов, ведущие к долговременной утрате трудоспособности, снижению когнитивной, эмоциональной составляющих личности.

Одним из таких последствий является наличие тяжелых речевых нарушений, среди которых дизартрии имеют наибольшую представленность.

Нарушения артикуляционной моторики, сочетаясь между собой, составляют первый синдром дизартрии – синдром артикуляционных расстройств. Данный синдром, видоизменяясь в зависимости от локализации поражения головного мозга и тяжести протекания, характеризуется своими специфическими особенностями при различных формах дизартрии. Он характеризуется нарушением реализации двигательной программы за счет рассогласованности операций внешнего оформления высказывания: голосовых, темпо-ритмических, артикуляционно-фонетических, просодических нарушений.

Второй синдром дизартрии – синдром нарушений речевого дыхания, при котором за счет нарушений иннервации дыхательной мускулатуры нарушается речевое дыхание. Ритм дыхания не регулируется смысловым содержанием речи, вдох поверхностный, судорожный, нередко аритмичный, активный выдох укорочен. Рассогласованность в работе мышц, осуществляющих вдох и выдох, приводит к тенденции говорить на вдохе, что еще больше нарушает произвольный контроль над дыхательными движениями, в том числе, координацию между дыханием, фонацией и артикуляцией.

Такое положение еще более усугубляется наличием у больных, перенесших инсульт, ряда сопутствующих заболеваний сердечно-сосудистой, эндокринной, дыхательной систем. Для таких больных характерно верхне-ключичное, поверхностное дыхание и недостаточный объем легких. На практике это выглядит как замкнутый круг — неотработанный вдох и выдох провоцирует заболевания верхних дыхательных путей, а они в свою очередь отягощают основное заболевание, в том числе, не способствуют появлению легкого дыхания и правильной речи. В связи с этим, в первичном сосудистом отделении (ПСО) Центральной городской больницы г. Бийска, с больными, перенесшими инсульт и страдающими дизартрией, одновременно с лечебными мероприятиями, проводится курс логопедической реабилитации, основной целью которого является организация и восстановление правильного диафрагмального типа дыхания и выработка фонационного (речевого) дыхания.

Данная цель позволяет решить и другие вопросы, связанные с корригирующим эффектом, что дает общий оздоравливающий эффект, снимает напряжение голосовых связок, активизирует лимфо- и кровообращение в воспаленных тканях носоглотки, благотворно влияет на легкие: увеличивает их объем, улучшает вентиляцию легких, делает более подвижными и эластичными диафрагму и мышцы грудной клетки, уменьшает застойные явления в дыхательной системе.

Следовательно, организация специальной дыхательной гимнастики не только способствует развитию фонационного (речевого) дыхания, устранению речевых нарушений, но и содействует оздоровлению организма, социальной реабилитации в целом. Поэтому с первых дней реабилитации больных в ПСО логопедами проводится комплекс специальной дыхательной гимнастики, которая включает ряд упражнений на восстановление дыхания, голоса и артикуляции.

На первом этапе дыхательные упражнения направлены на координацию ротового и носового дыхания при активном участии диафрагмы. Начинаются упражнения с освоения диафрагмального дыхания в положении лежа. Для этого предлагается лечь на кушетку, расслабиться, положить одну руку на грудь, другую на живот для контроля за движениями мышц. На вдох передняя стенка живота поднимается, грудная клетка остается максимально неподвижной. Выдох замедленный, передняя стенка живота постепенно втягивается. Таким образом, упражнения на развитие диафрагмального дыхания формируют навык фонационного дыхания.

После того как диафрагмальный тип дыхания освоен, непосредственно переходят к самим упражнениям. Они представляют собой простые беззвучные дыхательные упражнения, чередующие медленный вдох и выдох попеременно носом и ртом.

Например:

  1. вдох глубокий – выдох длительный через нос;
  2. вдох носом глубокий – выдох длительный через рот (губы в положении «трубочка»);
  3. вдох глубокий «трубочкой» через рот – выдох длительный через нос;
  4. вдох и выдох через одну половинку носа, затем через другую (попеременно);
  5. вдох глубокий через нос, выдох длительный через нос с усилением в конце, а затем выдох толчкообразный.

Упражнения проводятся ежедневно по 5-10 минут, до еды, в хорошо проветренном помещении. Все дыхательные движения проводятся плавно, под счет или под музыку [1, с. 229-230].

Следующим этапом является освоение правильного трехфазного дыхания (выдох, пауза, вдох), реализация которого предполагает работу в трех направлениях:

  1. усвоение приемов дыхания, снимающих утомление;
  2. развитие дыхательной мускулатуры путем специальных упражнений;
  3. применение приемов рационального дыхания в движении.

На этом этапе включается пауза между вдохом и выдохом, которая длится примерно 1-2 секунды, затем, постепенно пауза доводится до 4-5 секунд.

Освоение и выработка трехфазного дыхания начинается с упражнений, выполняемых сидя: прямой позвоночник, плечи расправлены, руки спокойно лежат на коленях.

I фаза – выдох. Губы вытянуты вперед, и через потно сжатые губы произносится звук [П], а затем воздух выдыхается на звук [Ф].

В это время необходимо следить за положением плеч и груди, которые при выполнении упражнения не должны резко подниматься и опускаться.

После выдоха наступает II фаза – пауза, ожидание, возврат дыхания.

Затем начинается III фаза – вдох, то есть, произносим звуки [ПФФФ – пауза, возврат дыхания], на этом первое упражнение заканчивается.

Трехфазное дыхание тренируется понемногу, но часто: по мере возможности, в течение дня необходимо проводить 8-10 упражнений, по 2-3 выдоха подряд, в положении сидя, лежа и стоя.

На следующем этапе начинаются упражнения по освоению фазы выдоха на согласных звуках, первые 2-3 занятия проводятся на звуке [C]: сначала выдохнуть на [ПФФ], выдержать паузу и дождаться возврата дыхания, затем после выдоха, паузы и возврата дыхания произносится продолжительный звук [ССС], затем звуки (ш, ф, х).

Повторяется упражнение 3 раза: ПФССС – пауза – возврат дыхания – ССС – пауза – возврат дыхания – ПФ (отдых). Затем тренировка дыхания произносится на звуках [Ж, З].

Далее тренировка выдоха продолжается на звуке [Р]: ПФРРР – пауза – возврат дыхания – РРР – пауза – возврат дыхания – ПФ (отдых).

На данном этапе необходимо учить держать мускулы брюшного пресса слегка подтянутыми, тогда диафрагма при вдохе дольше держится опущенной и выдох получается более замедленным, а дыхательная мускулатура становится более напряженной, что в свою очередь помогает ее развитию.

Таким образом, по мере закрепления навыка фонационного (речевого) дыхания обеспечивается нормальное голосообразование.

Следующим этапом формирования фонационного (речевого) дыхания является освоение произнесения гласных звуков на длительном выдохе. Здесь больного просят вдыхать через рот до того момента, пока его не попросят произнести отдельные гласные звуки или слоги. Во время этих упражнений в момент выдоха, логопед, стимулируя больного к подражанию, произносит цепочки гласных звуков, варьируя при этом громкость и тональность голоса.

Параллельно проводится тренировка подвижности гортани и мягкого неба на движении положения «зевка». В этом случае мягкое небо сильно поднимается, а гортань опускается, в таком положении губы плотно смыкаются, собираются к центру, и звучит звук [М]. При этом звук резонирует в груди и вызывает сначала напряженность, а затем расслабленность мышц, что благотворно влияет на развитие фонационного (речевого) дыхания, и способствует обеспечению слитности произнесения, а также выработке умения управлять своим голосом.

Схема упражнений данного этапа следующая: ПФ (возврат дыхания форма М) – МУУУ – пауза – возврат дыхания (форма М) – МУУ – пауза – возврат дыхания – ПФ – отдых.

Далее звук [М] сочетается с гласными О(МО), А(МА), Э(МЭ), Ы, И; после отработки данного упражнения на одном выдохе произносятся сочетания элементов слов – МАМЭМУ, МОМАМУ и т.д.

После усвоения продолжительного выдоха при напряженной мускулатуре диафрагмы начинаем обучению освобождать мускулатуру тела во время дыхания. Для этого применяем произношение слога МУ, при котором, не истратив дыхание до конца, слог МУ превращаем в мягкий, ослабевший звук Х, одновременно расслабляя тело. Данное упражнение повторяется несколько раз.

Схема упражнения: ПФМУХХХ (смирно, расслабиться) пауза – возврат дыхания.

Далее — МАХХХ; МЭХХХ; МЫХХХ

ЖУ – ХХХ; ЖОХХХ…, ЖИХХХ, ЗОХХХ, ЗУХХХ, ЗЭХХХ и т.д.

В упражнения по закреплению навыка фонационного (речевого) дыхания постепенно включается речевой материал, который произносится на длительном выдохе (слова с открытыми слогами, затем – с закрытыми слогами, далее двух- и трехсложные слова, фразы, поговорки, пословицы, четверостишия со сменой ударения и темпа речи).

Решая последнее направление по формированию правильного трехфазного дыхания, параллельно с упражнениями на дыхание включаем упражнения на движения. Данные упражнения сочетаем с движениями рук, туловища, головы — вверх – вниз – вверх – в сторону и т.д.

Таким образом, восстанавливая фонационное (речевое) дыхание все органы и системы, участвующие в речевом акте начинают гармонично функционировать и хорошо выполнять свое предназначение.

Список литературы:

  1. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. педагогических высш. учеб. заведений / Под ред. Л. С. Волкова. 5-е изд. Переработанное и дополненное. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 704 с.
  2. Ровенская Н. Г., Кулишова Т. В. Динамическая электронейростимуляция в лечении дисциркуляторной энцефалопатии на санитарно-курортном этапе // III международный конгресс «Нейрореабилитация – 2011». – М., 2011. — 260 с.[schema type=»book» name=»ВОССТАНОВЛЕНИЕ ФОНАЦИОННОГО (РЕЧЕВОГО) ДЫХАНИЯ У БОЛЬНЫХ С ДИЗАРТРИЕЙ В РАННЕМ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ ИНСУЛЬТА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ЛОГОПЕДА ПСО)» author=»Алексеева Ирина Николаевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-11″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found