В условиях динамично развивающихся социокультурных и социально-экономических процессов, отражающих переход России от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, возрастает необходимость в высокоинтеллектуальной, конкурентной, предприимчивой личности, способной к саморазвитию в различных областях деятельности в условиях постоянного самообучения, освоения культуры и технологий умственного труда.
Реализация данных положений выдвигает новые социальные требования к школе, выраженные в Федеральных стандартах второго поколения, Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г., Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 г., государственной программе Российской Федерации «Развитие образования на 2013–2020 гг.», проекте «Российское образование 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях», определяющие цель образования – формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих обучающимся умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию, как ресурса ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира [1].
Ответом на поставленные обществом задачи стало создание образовательных организаций нового типа, в которых отечественные достижения сочетаются с инновационными педагогическими методами, технологиями (гимназии, лицеи, президентские кадетские училища), появление форм самообучения (дистанционное, интерактивное, автономное, дополнительное, семейное, экстернат).
В современных психолого-педагогических исследованиях особое внимание уделяется решению задач поиска факторов, методов, средств, обеспечивающих результативность и качество обучения в целом, и формирования умения учиться, в частности.
В связи с этим, актуальным считаем определение роли и места образовательного процесса в кадетском училище в формировании умения учиться у обучающихся.
Теоретическое осмысление сущности понятия «умение учиться» позволило определить его как сложное по структуре универсальное умение субъекта учения, способность обучающегося самостоятельно выполнять действия в совокупности приобретенных знаний, частных умений (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка), саморазвития и самосовершенствования путем сознательного и активного присвоения опыта учебной деятельности в процессе освоения нового знания; в основе структуры понятия выступает комплекс критериев: когнитивно-познавательный, мотивационно-целевой, операционально-рефлексивный выступает как деятельностный структурный компонент содержания образования и как показатель личностного развития.
В контексте нашего исследования, возможности образовательного процесса кадетского училища в формировании умения учиться у обучающихся выступают как научно обоснованные, педагогически целесообразные специфические внешние обстоятельства, созданные в условиях определенного учебного заведения.
Такими возможностями выступают ресурсы: личностные (использование и развитие субъектного опыта обучающихся), информационно-технологические (отбор психолого-педагогической, научно-методической, учебно-методической информации, разработка учебных заданий для формирования умения учиться на основе учебной и внеучебной информации), материально-технические (оснащение помещений для урочной и внеурочной деятельности современными средствами информационно-коммуникативных, экранно-звуковых технологий, цифровыми образовательными ресурсами, учебно-практическим и лабораторным оборудованием), кадровые (готовность педагогических кадров к формированию умения учиться, участие родителей и социальных партнеров кадетского училища в данном процессе), носящие кооперирующий характер. Выявлено, что чем больше ресурсов, тем больше они предоставляют возможностей для формирования умения учиться каждому обучающемуся и обеспечения динамичности исследуемого процесса, обусловливая его развитие в более совершенное состояние.
Образовательный процесс кадетского училища характеризуется системностью, организованностью, нормативно-правовой обусловленностью, обеспечивает продуктивное взаимодействие его субъектов. Сущностной характеристикой образовательного процесса кадетского училища выступает ее интеллектуально-личностная направленность, приоритетность создания условий для достижения целевых установок интеллектуального развития и самосовершенствования обучающегося, признание решающей роли образования в развитии личности [2].
В исследовании, посвященном формированию умения учиться у обучающихся в Оренбургском президентском кадетском училище, установлено, что организация образовательного процесса в этой образовательной организации модернизировано согласно технологической модели (Э.К. Самерханова), представленной уровнями:
— аксиологическим, отражающим стратегические ценностные установки, положенным в основу организации единого образовательного пространства, которые аккумулируются, синтезируются в цели обучения;
— личностным, регламентирующим направленность обучения на личностное саморазвитие обучающихся, основанного на понимании человека как уникальной, духовно-природной, саморазвивающейся системы;
— содержательным (семантическим), представляющим предметное поле умения учиться, которое характеризуется преобразованием предметно-тематической конструкции содержания обучения в системно-деятельностную;
— коммуникативным, характеризующимся целесообразно построенной системой отношений между всеми участниками образовательного процесса, которая выполняет функцию внешнего механизма саморазвития обучающихся;
— организационно-технологическим, который характеризует собой все развивающее пространство, имеющее трехуровневое строение (целевое, поисковое, рефлексивное пространство), и выполняет познавательную и регулятивную функцию;
— результативным, выражающий конечный результат обучения – непрерывное личностно-профессиональное развитие обучающихся как предпосылка и средство развития познавательных потребностей-способностей в будущей профессиональной деятельности [3].
Нами выделены принципы построения образовательного процесса в кадетском училище, обусловливающие оптимизацию формирования умения учиться у обучающихся:
— адаптивности к индивидуальным особенностям и образовательным потребностям обучающихся;
— здоровьесбережения, определяющего темп работы обучающихся, психологический комфорт учебной деятельности, что снижает тревожность, а предупреждает утомляемость, создает комфортную атмосферу на уроке, способствующей достижению успеха в учебной деятельности;
— технологичности, представляющего совокупность разнообразных видов учебной деятельности, содержание и методы которой определяются целями и задачами физического, познавательного, личностного и социального развития обучающихся;
— рефлексивности, направленной на оценку обучающимися собственной деятельности в ходе саморефлексии, овладения приёмами самопланирования, самоорганизации, самодиагностики, самоанализа, саморегуляции;
— субъект-субъектного взаимодействия преподавателя и обучающегося, выраженного межличностным сотрудничеством при работе в микрогруппах, классных коллективах, тем самым формируя модели поведения в различных ситуациях учебной деятельности;
— информативности, способствующей включению обучающихся в постоянно развивающееся информационно-образовательное поле, максимально полному использованию информационных ресурсов в ходе самостоятельной деятельности при решения задач, связанных с самостоятельным открытием субъективно новых знаний.
В заключении отметим, что к возможностям образовательного процесса кадетского училища в Оренбурге, которые способствуют формированию умения учиться относятся следующие: погружение обучающихся в социокультурное пространство учебной деятельности; обеспечение учебно-педагогического сотрудничества в процессе обучения; культивирование оптимальных форм и способов учебного диалога, направленных на взаимопознание и самопознание обучающихся; построение обучения на основе активных, игровых, интерактивных, ситуационно-моделирующих методов.
Список литературы
- Закон Российской Федерации «Об образовании» [Электронный ресурс] — https://минобрнауки.рф/документы/2974. // Дата обращения: 15.09.2014.
- Машковская, Т.О. Школа учит мыслить: первый опыт / Интеграция учебной и внеучебной деятельности как фактор развития универсальных учебных действий учащихся: материалы III Всероссийской научно-методической конференции / Под общей ред. Т.О. Машковской. – Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2013. – 298 с. – С. 12-16.
- Cамерханова, Э.К. Организационные основы создания единого образовательного пространства в высшем учебном заведении / Э.К. Самерханова. – Н.Новгород: Изд-во Волж. гос. инж. — пед. акад., 2004. – 131 с.[schema type=»book» name=»ВОЗМОЖНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАДЕТСКОГО УЧИЛИЩА В ФОРМИРОВАНИИ УМЕНИЯ УЧИТЬСЯ » description=»в статье обозначена актуальность формирования умения учиться, рассмотрены возможности образовательного процесса кадетского училища в формировании у обучающихся исследуемого явления.» author=»Сапрыкина Екатерина Васильевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-09″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_27.06.2015_06(15)» ebook=»yes» ]