Для решения вышеназванных задач применялся анализ философской, психологической, педагогической литературы по проблеме исследования; обобщение педагогического опыта, изучение нормативной базы, программной документации, методических пособий; эмпирические: педагогический эксперимент, включённое наблюдение, анкетирование, опрос, самооценка, рефлексивно-оценочные процедуры, анализ продуктов деятельности учащихся; статистические: ранжирование, качественный, количественный анализ результатов исследования.
Исследование проводилось на базе МОУ ИРМО «Хомутовская средняя общеобразовательная школа №2» Иркутского района Иркутской области. Муниципальное образовательное учреждение МОУ ИРМО «Хомутовская средняя общеобразовательная школа № 2» расположена в селе Хомутово, микрорайона Барки. Население Хомутово составляет около 15 тысяч жителей.
Протяженность села более 10 километров, Хомутово находится в 20 километрах от города Иркутска, главного образовательного центра области и района. Школа является социокультурным центром села. В своей деятельности школа опирается на конкретный социально — профессиональный состав родителей, общественности села. В социальном заказе родители ставят на первый план обеспечение подготовки учащихся для поступления в вузы, ссузы, творческое развитие детей, подготовку их к жизни в селе, в обществе, самоутверждение, самореализация в условиях рыночной экономики.
Более 10 лет школа находится в режиме развития. В связи с возрастающей значимостью изучения иностранного языка в современном мире, социальным запросом родителей с одной стороны и падением интереса к его изучению со стороны учащихся с другой встал вопрос о поиске более продуктивных форм и методов в изучении языка, а также изменения стиля взаимодействия с ними.
Исходя из проблемно-ориентированного анализа и в соответствии с программой развития школы, МО учителей иностранного языка ставило перед собой цель: повышение качества обучения и воспитания учащихся на основе учёта и индивидуально-психологических особенностей, интересов и способностей учащихся. Для реализации данной цели были выдвинуты следующие задачи:
- применение в учебно-воспитательном процессе элементов инновационных технологий с учётом полимодальности восприятия в обучении;
- создание на уроках и во внеурочной деятельности более благоприятного психологического климата для учащихся с проблемами в обучении и общении;
- разработка плана мероприятий по работе со способными и одарёнными учащимися.
На данном этапе учителя прошли курсовую подготовку; преподавание иностранного языка стало обязательным со 2 класса с учётом деления на группы; на 2 и 3 ступенях обучения были выявлены одарённые и способные к языку учащиеся; совместно с психологом школы были разработаны индивидуальные технологические карты учёта полимодальности учащихся; для школьного компонента учебного плана учителями английского языка также были разработаны и предложены элективные курсы для учащихся 6-7, 9-11 классов.
Целью следующего этапа было: становление системы обучения и воспитания на уроках английского языка и во внеурочной деятельности как образовательной среды для самоактуализации учащихся.
На втором этапе деятельности решались следующие задачи:
- совершенствование работы по применению инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе; введение диалогического стиля взаимодействия с учащимися; выстраивание субъект-субъектных взаимоотношений «учитель-ученик»;
- анализ возможностей созданной системы для личностного роста учащихся и педагогов;
- анализ возможностей учителей по реализации задачи эксперимента с акцентированием на личностные устремления учащихся, выстраивание педагогического взаимодействия на диалоговой основе в сотрудничестве с учащимися, опираясь на специфический потенциал иностранного языка.
На третьем этапе основной целью являлось развитие этой системы в плане создания условий для самоактуализации личности ученика.
Достижение цели велось через решение задач:
- совершенствование системы обучения и воспитания личности в процессе изучения иностранного языка через индивидуализацию и дифференциацию;
- разработка технологий, ориентирующих на самоактуализацию личности учащихся и способствующих развитию их творческих способностей;
- определение критериев успешности реализации эксперимента.
Эффективной работе по проведению эксперимента способствовал уровень подготовленности педагогов МО, их профессионализм, а также желание не останавливаться на достигнутом, постоянное самосовершенствование.
В школе английский язык преподают 4 педагога, с высшей и первой квалификационной категорией, средним стажем 14 лет, имеющими высшее образование, окончившие ИГПИИЯ им. Хо Ши Мина в г. Иркутске.
Педагогами были выбраны следующие темы по самообразованию: «Самоактуализация личности учащихся средствами иностранного языка», «Изучение и применение на практике эффективных способов обучения говорению у учащихся – аудиалов», «Индивидуализация обучения при использовании инновационных (информационных) технологий», «Дифференцированный подход в обучении английскому языку».
Выбор тем осуществлялся педагогами не случайно. Они отражают систематическую работу по совершенствованию преподавания в свете гуманизации образования на основе личностно — центрированного подхода.
В свою очередь учителя работали над собой в плане повышения профессионального уровня. В течение трёх лет педагогами были пройдены курсы повышения квалификации по темам: «Общая и профессиональная культура учителя иностранного языка», «Новые технологии воспитательного процесса», «Курсы по переподготовке учителей английского языка IRKUTSK-INSETT», «Модернизация языкового образования: проблемы и перспективы в обучении английскому языку», «Программа Intel «Обучение для будущего», «Управление образовательным учреждением. Организация, внедрение методического обеспечения предпрофильного и профильного обучения», «Управление развитием образовательного учреждения», Магистратура ИГПУ по специальности «Педагогика», «Информационные технологии в образовательном процессе».
Перечисленные выше данные говорят о том, что в школе имеется необходимый потенциал для проведения экспериментальной работы, как со стороны педагогов, так и со стороны учащихся. Более того, совместная деятельность предполагает педагогическое взаимодействие на диалоговой основе, на основе взаимоуважения и сотрудничества. Это взаимодействие является взаимообогащающим, так как уровень профессионализма педагогов «растёт» вместе с уровнем их воспитанников.
На констатирующем этапе проводилось анкетирование учащихся и родителей с целью выявления их ожиданий в отношении образовательных услуг и образовательной среды школы.
Анализ анкетирования родителей показал, что большинство из них осознают необходимость развития индивидуальных способностей ребят с целью успешного выбора жизненного пути в дальнейшей жизни. Родители также возлагают большие надежды на школу. На вопрос, что должна дать ребёнку школа, ответы распределились следующим образом:
- подготовить в вуз
- подготовить к жизни
- научить общению
- укрепить здоровье
- сформировать независимость
- сориентировать на общечеловеческие ценности
- развить творческие способности
- выработать необходимые черты характера
Анализ опроса учащихся показал, что они заинтересованы в том, чтобы реализовать свой потенциал, они считают, что раскрытие способностей, поможет после окончания школы выбрать профессию, получать удовлетворение от своего труда.
Большая часть опрошенных (60%) отмечают, что коммуникативный характер иностранного языка позволит им расширить свою эрудицию, будет способствовать получению новых знаний о жизни, культуре, традициях других стран и народов, а также поможет раскрытию собственных коммуникативных способностей.
Вместе с тем во время констатирующего эксперимента был проведёно тестирование на определение уровня самоактуализации учащихся в сооветствии с методикой САМОАЛ, анализ данных которого показал, что стремление учащихся к самоактуализации составляет 43%, что является показателем ниже среднего уровня, если сравнивать с таблицей (Табл. 4), приведённой в исследовании М.Г.Голубчиковой [2, c. 23].
Таблица 4
Распределение показателей самоактуализации выпускников городских и сельских школ
Шкалы по вопроснику САМОАЛ | Средний показатель самоактуализации (%) | |
Для выпускников городских школ | Для выпускников сельских школ | |
1.Ориентация во времени | 60,0 | 47,3 |
2.Ценности | 60,1 | 54,2 |
3.Взгляд на природу человека | 51,8 | 40,7 |
4.Потребность в познании | 63,6 | 53,6 |
5.Креативность | 58,9 | 55,3 |
6.Автономность | 48,4 | 42,8 |
7.Спонтанность | 49,6 | 37,4 |
8.Самопонимание | 58,2 | 49,3 |
9.Аутосимпатия | 54,5 | 37,6 |
10. Контактность | 58,2 | 41,4 |
11.Гибкость в общении | 56,4 | 46,4 |
Общий % | 57,5 | 46,8 |
На втором этапе исследования учащиеся были условно распределены по группам: контрольная и экспериментальная. В состав экспериментальной группы вошли учащиеся тех классов, на базе которых проводился эксперимент по предпрофильной и профильной подготовке, апробация новых УМК, применение новых технологий в процессе обучения английскому языку. Был успешно использован опыт работы по использовании публицистического жанра в обучении иностранным языкам Васкиной Е.А. и повышению воспитательного потенциала урока [1, с. 6-7]. Уделялось особое внимание индивидуальным и групповым формам работы, а в плане создания комфортного психологического климата проводились тренинги и собеседования.
Собеседования с учителями показали, что педагоги считают дифференцированный подход и индивидуализацию обучения, применение новых технологий, учёт индивидуально-психологических особенностей учеников теми условиями, которые обеспечат более эффективную самоактуализацию школьников и будут отвечать потребностям как детей, так и их родителей.
Исходя из результатов входной диагностики, были сформулированы новые задачи:
- Создать условия для развития способностей и склонностей учащихся, их коммуникативного потенциала, развития их творческих способностей.
- Способствовать становлению гуманистической образовательной среды, направленной на самоактуализацию личности ученика и учителя.
Список литературы:
- Васкина, Е. А. К вопросу об использовании публицистического жанра в обучении иностранным языкам. Современные концепции научных исследований [Текст]: материалы IV международной научно-практической конференции, ч. 10, г. Москва, 2014 г. – 168 с., С. 6-7.
- Голубчикова, М. Г. Проблема самоактуализации сельских школьников в условиях диффернцированного обучения / [Текст] // М. Г. Голубчикова — Иркутск: ИГПУ, 2005. — 160 с.[schema type=»book» name=»АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИКЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» author=»Андреева Наталия Петровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-01″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]