Российское образование вступило в новый этап своего развития, связанный с введением новых ФГОС. Поворот к человеку, обращение на новом витке истории к гуманистическим идеям вызваны интересом педагогов к концепции личностно-ориентированного образования: человекоцентрированного подхода в образовании (К.Рождерс), психолого-дидактической концепции, основанной на принципе субъективности (И.С.Якиманская), культурологической концепции личности (Е.В.Бондаревская) и др. Исторические корни личностно-ориентированного обучения авторы различных работ видят в педагогических идеях Я.А.Коменского. При всем различии концепций педагогов их объединяет стремление воспитать свободную личность, но становление декларируемого в образовательном учреждении личностно-ориентированного обучения обнаруживает серьёзные проблемы прикладного характера.
Опыт работ в школе по разработке профилактической системы предупреждения проблем младших школьников, в частности, связанных с психическим здоровьем [3,11], здоровьем личности, целью которых является своевременное изменение стратегии обучения при обнаружении латентных опасностей и рисков: тенденций к неврозу, «болезни личности», психосоматических заболеваний — болезней адаптации, субдепрессивных состояний, отверженность в коллективе, аутоагрессия, аддиктивное поведение, «синдром неуспешной личности», выявил некоторые особенности. Противоречия, на наш субъективный взгляд, между:
— открывшимися в ходе реформ в образовании новыми возможностями, заложенными в содержание образования гуманистическими ценностями личностно-ориентированного обучения и недостаточным использованием их потенциала в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы, некоторой инерционностью присущих процессов.
— потребностью педагогической практики в научном осмыслении инновационных процессов, происходящих в современной школе, и недостаточным количеством научно-прикладных исследований, охватывающих весь спектр актуальных педагогических и психологических проблем.
Запросы практики, новые общественные потребности; социальные задачи и реальное состояние дел, являющееся их источником, диктуют необходимость совершенствования методов научного исследования, уточнения системы психологических и педагогических категорий в обустройстве требуемого пространства становления личности. Поэтому результаты работ профилактического направления — мало разработанного вида деятельности психолога, но практическая значимость которого отмечается всеми специалистами, имеющими отношение к школьной психологической службе, освещаются с целью привлечения внимания научной общественности к проблемам типичной школы.
Психологическая модель личностно-ориентированного обучения до последнего времени сводилась к предсказанию различий в познавательных способностях учащихся, которые в образовательном процессе проявляются в обучаемости, индивидуальных способностей к усвоению знаний. Поэтому и заключалась во фрагментарной диагностической и консультативной деятельности психолога. ФГОС диктует новое содержание происходящих процессов и необходимость понимания и удержания специалистами полноты их смысла при обустройстве пространства становления личности. В педагогику активно проникают и становятся востребованными результаты новейших исследований о психологических механизмах развития личности. Наряду с интериоризацией (переводом внешних воздействий во внутренний план личности), которая прежде рассматривалась как главный механизм личностного развития (социализация), важное значение придаётся персонализации, самоидентификации, стремление к самоактуализации и другим внутренним механизмам индивидуального саморазвития.
В личностно-ориентированной системе основными образовательными процессами становятся: образование личностных смыслов учащегося к жизни, развивающее обучение, педагогическая поддержка, становление детской индивидуальности, воспитание как забота о духовно-нравственном развитии ребёнка. Суть личностно-ориентированной педагогики по И.Якиманской составляет признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса. Затем весь процесс строится на основе этого главного положения.
Однако наукой отмечаются психолого-педагогические проблемы школы в условиях значимых изменений ребёнка и ситуации его развития. Исследованиями Академии наук РСФСР отмечается рост числа нервно-психических заболеваний детей к младшему подростковому возрасту [10], увеличение пограничных расстройств к концу учебного года у первоклассников до 50-70% по сравнению с его началом (20%) – по данным Института Физиологии РАО (1). По разработанным в школе нейропсихофизиологическим индикаторам в процессе мониторинга здоровья [3,11] выявлено 34% учащихся, воспитание и обучение которых, требовало индивидуального подхода (субъектно-деятельностного и антропологического) с учётом особенностей развития, адекватного применения профессионалом – педагогом техник, приёмов, методов в учебно-воспитательном процессе, и личностно-ориентированном обучении. В это число вошли: 4,5% учащихся с признаками ММД; 7,2% детей с признаками лёгких органических нарушений, 3,6% учеников с истощением, утомлением, характерным для хронических заболеваний; 5,4% — с риском заболевания вегетативной нервной системы; 13,4% учащихся с отрицательным фоном настроения.
Такой процент школьников требовал индивидуального подхода с учётом возрастных, психофизиологических и индивидуальных составляющих и здоровьесберегающих педагогических особенностей: умение организационной деятельности, творческий поисковый стиль, конкретность мышления, умение выделять главное, чувство меры в исполнении тех или иных форм и методов педагогического воздействия, эмоциональная отзывчивость, контактность в общении. Для того, чтобы в образовательном процессе создать основные психолого-педагогические условия формирования психически здоровой личности необходимо наличие положительного эмоционального фона, личность значимого взрослого, предъявление требований к воспитаннику с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, равномерное чередование психофизического напряжения с расслаблением, строго продуманная и соблюдаемая система поощрений и наказаний.
Личностно-ориентированный подход связан с индивидуализацией, которая рассматривается как психологический механизм превращения педагогических воздействий в фактор развития личностных качеств ученика. В этом типе обучения (И.Якиманская) выделяются такие особенности, как уважение к личности ученика, внимание к его внутреннему миру и его неповторимости (субъектности), обучение, направленное на развитие личности учащегося, оригинального построения содержания и методов обучения, поиск новых форм и средств обучения.
Эти процессы характеризуют ценностное отношение к ученику как субъекту жизненного пространства и требуют соответствующего содержательного наполнения и методического оснащения. При этом к дидактическим особенностям школы, предрасполагающим к нарушению личностного развития, наука относит: унижения и гонения в школе, как фундамент развития психосоматических заболеваний во взрослой жизни; запугивание и перегрузки, которые являются причиной дидактогенных неврозов; а также конфликтные отношения в семье и школе у детей в 7 лет, которые могут привести к дидактогенным депрессиям. Кроме профессиональной тревожности и недостаточного развития коммуникативных способностей учителей, психологический климат может быть причиной прогрессирующей невротизации школьников, которые значительную часть жизни проживают в невротизирующей среде, во многом определяющейся недостаточной психологической толерантностью администрации и педагогов, когда любые противоречия между администрацией и учителями сказываются на учащихся.
Следует отметить основополагающие идеи психологии здоровья, в возникновении проблем с которым, отводится место психосоциальным факторам. Концепция Маслоу с обоснованием склонности личности к неврозу из-за неудовлетворённой потребности в безопасности, сопричастности, уважении, признании; объяснение психодинамической теории психологической основы депрессий внутренним бессознательным конфликтом (переживание гнева, обиды на окружающих в сочетании с потребностью быть всегда хорошим, добрым и сохранить расположение близких); склонностью к соматизации, связанную с запретом на переработку и выражение эмоций страха, агрессии (А. Б.Холмогорская и Н.Г.Гаранян).
Исходя из примата субъектности ученика в личностно-ориентированном обучении определяются содержание и методы (способы, приёмы) учебного процесса и главное — стиль взаимоотношений учителя и ученика. Способ реализации человеком своей человеческой сущности (С.Л Рубинштейн) проявляется через отношение к другому субъекту в процессе деятельности, открывающей и усиливающей сущность другого субъекта. Учитель с классом, которые достигают высокого уровня взаимодействия, достигает его в определённый момент понимания, и это ведёт к результату. В этом суть полисубъектного подхода, определяемого Стандартами. Зависимость-самостоятельность, принятие — непринятие, система принуждения ((И.В.Вачков) — это психологические составляющие категории типов педагогов при обучении.
Адекватные личностно-ориентированные педагогические технологии — это авторские технологии, «выращенные» в опыте. Их характерные черты: сотрудничество, диалогичность, деятельностно-творческий характер, направленность на поддержку индивидуальности развития ребёнка, предоставление им необходимой степени свободы для принятия самостоятельных решений, выбор содержания и способов поведения, сотворчество учителя и учащих.
В здоровьесберегающем направлении в процессе апробации мониторинга здоровья в начальной школе [11] среди прочих факторов (численности класса, профилактических работ психолога, опыта работы учителя), которые влияют на риски эмоционально-личностных нарушений, выделена эффективная модель общения педагога. Показатели психического здоровья по обучению детей, с так называемой личностной моделью взаимодействия, в 1 классе в отличие от других, дисциплинарных моделей, значительно «расходятся». Для данной модели и педагога характерно терпимое отношение к детям (сострадание, эмпатия, выдержка, самообладание).Изучая работы других исследователей в контексте психологических особенностей педагогической деятельности, стиль педагогического общения, среди других факторов (успешность в учёбе и возраст детей) оказывает влияние на формирование ценностей дошкольников и младших школьников, что сказывается на духовно-нравственном развитии детей в приоритетном направлении новых Стандартов. Они оказывают определяющее значение на формирование отношения к понятиям «счастье», «справедливость», «дружба», «доброта», «восхищение» [9].
Существующая зачастую несостоятельность традиционных психологических методов работы (просветительское и консультативное направление) в новой практике школы обусловила апробацию новых технологий с целью адекватного психолого-педагогического сопровождения в новых условиях реформы[4,5]. Одним из таких направлений является творческое самовыражение с элементами Арт-терапии. Гармонизация личности младшего школьника творческим самовыражением с элементами арт-терапии позволила корректировать неадекватные когнитивные, эмоциональные и поведенческих стереотипы. Арт-терапия в образовании (не арт-педагогика) — это системная инновация[8], которая имеет неклиническую направленность и рассчитана на потенциально здоровую личность, когда на первый план выходят задачи развития, воспитания, социализации.
Результаты многолетней работы показали эффективность применения техник арт-терапии как прогрессивной психологической помощи, востребованной всеми субъектами образовательного процесса. Поступательное или даже форсированное развитие различных психических процессов и подсистем личности ребёнка и позитивные личностные изменения, становление уверенного свободного человека с максимальным раскрытием целостности личности и индивидуальности, умением защищать свои права, отказывать в чем-либо, например, для предупреждения психосоматических заболеваний и субдепрессивных состояний, происходит в обстановке уважения к личности ребёнка с предоставленной ему высокой степенью свободы и самостоятельности в процессе деятельности, наполненной разным «креативным» содержанием. Динамика происходящих изменений в процессе работы может быть охарактеризована как движение от бессознательного к смыслу, от слабости — к силе, от фрагментарности — к единству, от неуверенности в себе- к самодостаточности [7].
Из ценностного отношения к ребёнку вырастает понимание цели личностно-ориентированного отношения образования: не сформировать и даже не воспитывать, а найти, поддержать, развить человека в человеке и заложить в него механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и достойной человеческой жизни, для диалогичного взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией (Е.В.Бондаревская).
Внутренняя оценка качества образовательного процесса в школе [6], построенная на анализе психического развития и психического здоровья может представить объективную картину созданных условий личностно-ориентированного обучения. Проектирование, экспертиза, мониторинг психологических условий и результатов образовательной деятельности включены в психологическое обеспечение начального образования как новое и предполагает высокий уровень профессионализма специалиста. В иерархической структуре образовательной системы на микроуровне, уровне образовательного учреждения деятельность административного аппарата, не обеспеченная в достаточном объёме необходимыми компетенциями, построенных на глубоко психологичной основе ФГОС (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин) осложняется. Потребность получения всеми субъектами образовательного процесса адекватных возникающим проблемам знаний, на наш взгляд, определяет и кардинальный пересмотр методического обеспечения на мезоуровне образовательной системы (институты повышения квалификации, управления образования).
Таким образом, актуальные проблемы личностно-ориентированного обучения на современном этапе развития общества диктуют необходимость новых научных разработок по данному направлению и выраженную потребность во внедрении этих знаний и результатов научно-прикладных исследований в практическую деятельность современных систем образования.
Литература
- Безруких М.М. Школьные факторы риска и их влияние на состояние здоровья учащихся: Справочник руководителя образовательного учреждения. №8. 2009.- С65-74
- Валанова Н.М. Информация для родителей. Н.Новгород: Поволжье,2008.- 287с
- Валанова Н.М. Новые здоровьесберегающие технологии в системе профилактической деятельности образовательного учреждения. Сборник статей IV Международной научно-практической конференции «Методология, теория и практика в современной педагогике, психологии, социологии, философии»- Новосибирск., ООО»ЦСРНИ», 2014,с 80-92.
- 4.Валанова Н.М. Арт-терапия в условиях школы на этапе предупреждения проблем в развитии личности/Cб.ст. по материалам XLI международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» №6(41) Новосибирск: Изд. «Сибак», 2014 С.12-17
- 5.Валанова Н.М. Уроки психологии с арт-терапией в проекте инновационной профилактической деятельности школы. Сборник статей по материалам XLVI международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» №11(46). Новосибирск: Изд. «Сибак», 2014. — С33-42
- Валанова Н.М.Технологии внутренней оценки качества образования в начальной школе. Сборник статей по материалам XLVIII международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» №1(48). Новосибирск: Изд. «Сибак», 2015. — С 11-20
- 7.Копытин А.И.Арт-терапия детей и подростков. М.:»Когнито-центр», 2007-197с
- 8.ЛебедеваЛ.Д. Практика арт-терапии:подходы, диагностика, система занятий. СПб: Речь, 2008 -256с
- Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций. Типология развития. Монография. СПб.:Речь; М.: Сфера, 2008.-176с
- Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребёнка и ситуации его развития. «Директор школы», №5, 2010, С 47-5118.
- ValanovaN.M. Monitoring of the health — the base strategy to prevent the problems of younger hoolboys/ International scientific professional periodical ioumal » THE UNITY OF SCINCE » publishing office Friedrichstrase 10-Vienna — Austri. 2014, s 91-99.[schema type=»book» name=»АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРИКЛАДНОМ АСПЕКТЕ КОНЦЕПЦИИ» description=»В статье приводятся результаты многолетней деятельности в школе в здоровьесберегающем направлении, характеризующие проблемы личностно-ориентированного обучения. Обосновывается потребность в новых научных разработках и внедрение их в практическую деятельность современных систем образования.» author=»Валанова Нина Михайловна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-13″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]