Информатизация системы образования в нашей стране началась с государственной реформы образования в 1984 г., когда было принято правительственное решение о направлении в сферу образования нескольких тысяч первых советских персональных ЭВМ и о введении в школах общего курса основ информатики и вычислительной техники.
В последнее время информатизация становится одним из важнейших этапов модернизации российской системы образования. Таким образом, в современном информационном обществе основой развития системы высшего профессионального образования выступают информационные процессы, в которых широкое применение находят информационно-коммуникационные технологии.
На государственно-правовом уровне необходимость формирования информационно-коммуникативных навыков и умений отражена в Законе РФ «Об образовании», «Национальной доктрине образования в Российской Федерации (на период до 2025 г.)», «Концепции формирования информационного общества в России», «Концепции информатизации образования», а также в федеральной программе «Электронная Россия».
В Концепции информатизации сферы образования РФ приводится следующее определение термина информатизации: «Информатизация образования понимается как процесс, направленный на реализацию замысла повышения качества содержания образования, проведение исследований и разработок, внедрение, сопровождение и развитие, замену традиционных информационных технологий на более эффективные во всех видах деятельности в национальной системе образования России» [1].
Вопросы, связанные с информатизацией образования становятся ключевыми в связи со стремительным развитием и функциональными возможностями информационно-коммуникационных технологий. Формируется абсолютно новая информационная среда образовательного процесса. В связи с этим актуализируется проблема формирования информационно-коммуникативной компетенции в образовательном процессе вуза в условиях современной информационной среды.
Принято различать два основных направления информатизации образовательного процесса. К ним относятся:
— обеспечение всеобщей компьютерной грамотности (информатизация образования в целом);
— информатизация непосредственно учебного процесса (использование компьютера как средства, позволяющего повысить эффективность процесса обучения).
Общим выводом большинства исследований в области информатизации высшего профессионального образования является то, что внедрение информационно-коммуникационных технологий представляет собой объективный процесс развития современного общества. Накопленный опыт информатизации образовательного процесса может служить в качестве отправных данных для классификации дидактических задач, которые целесообразно решать с помощью информационно-коммуникационных технологий. К ним относятся:
— эффективная реализация содержания процесса обучения;
— создание благоприятных дидактических условий познавательной деятельности;
— управление познавательной деятельностью обучающихся [1].
Для успешной реализации потенциальных возможностей информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе необходимо найти способы их эффективного внедрения.
Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе позволяет в значительной мере усилить интеллектуальные возможности человека и активизировать творческий потенциал, возлагая на компьютер выполнение некоторых видов работ. Процессы информатизации играют ведущую роль в формировании информационного общества. Основу такого общества составляют идеи, интеллект, знания [2].
Также к преимуществам использования информационно-коммуникационных технологий следует отнести тот факт, что система образования становится более гибкой и быстрее реагирует на изменения в современной информационной среде, а новые методы организации учебного материала повышают эффективность его использования. Внедрение информационных технологий позволяет сделать учебный процесс более индивидуализированным и более эффективным [3].
Формирование информационно-коммуникативной компетенции становится важнейшим аспектом повышения уровня мотивации обучающихся и положительно влияет на результативность учебного процесса.
Анализ опыта информатизации образовательного процесса также свидетельствует о том, что это важнейшее направление повышения эффективности и качества подготовки специалистов реализуется не в достаточной степени.
К основным проблемам процесса информатизации высшего образования можно отнести следующие:
— оснащение образовательных учреждений оборудованием и программным обеспечением;
— создание информационного образовательного пространства;
— слабая разработанность методологии внедрения новых информационных технологий в образовательный процесс;
— недостаточная проработка психолого-педагогических проблем компьютерного обучения;
— формирование информационной культуры (информационной грамотности) у всех участников образовательного процесса и другие.
Таким образом, анализ современных направлений развития процесса информатизации показывает, что для решения проблем в данной сфере постоянное взаимодействие специалистов образования и науки, а также эффективная поддержка этого взаимодействия со стороны государственной власти являются важнейшими составляющими успешной деятельности в процессе высшего профессионального образования.
Список литературы:
- Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации.// Москва: ГНИИСИ, 1998.
- Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Информатизация образования. Фундаментальные основы: учебник для студентов педагогических вузов и слушателей системы повышения квалификации педагогов. / Москва: МГПУ, 2005. – 241 с.
- Сакович С.И., Павлова Я.В. Информатизация образования // Современные научные исследования и инновации / С.И. Сакович, Я.В. Павлова. — 2015. № 11 [Электронный ресурс] / Режим доступа: type=»book» name=»АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» description=»В статье рассматриваются актуальные проблемы информатизации высшего профессионального образования, возникающие в связи с внедрением информационных технологий в учебный процесс.» author=»Смирнова Ирина Григорьевна, Терентьева Ирина Анатольевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-20″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_28.11.15_11(20)» ebook=»yes» ]