Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

АКТУАЛЬНОСТЬ КРОССФИТА В РАЗВИТИИ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ МОЛОДЁЖИ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . АКТУАЛЬНОСТЬ КРОССФИТА В РАЗВИТИИ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ МОЛОДЁЖИ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

В школе 16% девочек и 28 % мальчиков занимаются в спортивных секциях. У основной массы школьников мотивированный интерес к занятиям спортом возникает в переходном возрасте. Однако к этому времени оказываются пропущенными сенситивные периоды развития физических качеств. Поэтому большинство юношей и девушек не могут добиться высоких спортивных результатов. Кроссфит помогает восполнить этот пробел в физическом развитии. Кроссфит – это круговая тренировка без отдыха, при которой выполняются упражнения одно за другим без отдыха (либо с минимальным отдыхом). Как правило, упражнения используются базовые многосуставные такие как: приседания, становая тяга и другие различные тяги, толчки, рывки, подтягивания, отжимания и т.д. все это для того чтобы вовлечь в работу как можно больше количество мышц.

Помимо этого так же используются упражнения из других различных видов спорта (гиревой спорт, тяжёлая атлетика, спортивная гимнастика, гребля, легкая атлетика и т.д.), где упражнения выполняются с высокой интенсивностью.

Нами культивируется кроссфит, включающий бокс и гиревой спорт. Сочетание двух видов спорта формирует аэробные и анаэробные энергетические системы организма. Соревнования регламентируются практически одним временем  (в пределах 10 минут). Комбинирование двух видов спорта имеет профессионально – прикладное значение для лиц призывного возраста в Армию.

Анализ различных программ обучения боксу [1–15] показал, что все они ориентированы либо на ДЮСШ, где подготовка боксёров начинается с 10–12 лет, либо на школу высшего спортивного мастерства. Старшие школьники начинают заниматься боксом в возрасте 15 лет и даже старше.

Возрастные группы 10–12 и 15–16 лет имеют существенные отличия:

1) психологические особенности: в возрасте 15–16 лет человек имеет более совершенную психическую и психологическую устойчивость, проявляет осознанность в своих действиях, делах и поступках [21, 22], В этом возрасте юноши и девушки  готовятся к призыву на военную службу в ряды Российской армии.

2) согласно действующим обязательным программам для спортивных организаций [1–15], возрастной период 15–16 лет – это этап спортивного совершенствования, основными задачами которого являются развитие спорта высших достижений, отбор перспективных спортсменов для достижения ими высоких и стабильных результатов посредством комплексного совершенствования всех сторон мастерства спортсмена, позволяющих войти в состав сборных команд России. У старших школьников же в этом периоде осуществляется начальная подготовка, то есть обучение основам бокса и гиревого спорта;

3) к физиологическим отличиям относятся сенситивные периоды развития двигательных качеств, а также факторы, ограничивающие нагрузку в этом возрасте.

При таких значительных отличиях нельзя одинаково подходить к обучению основам бокса и гиревого спорта молодежи с позиции подготовки детей 10–12 лет. Если в 10–12 лет можно наиболее эффективно развивать ловкость, гибкость, быстроту и скоростно-силовые качества, а развивать силу и выносливость ещё рано, то в 15–16 лет максимально развиваются сила и выносливость, а остальные качества уже должны быть сформированы [18–20] (табл. 2).

Таблица 1

Примерные сенситивные периоды развития двигательных качеств

Морфофункциональные показатели,

физические качества

Возраст, лет

7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
Рост           + + + +    
Мышечная масса           + + + +    
Быстрота       + +       + + +
Скоростно-силовые качества     + + + + + + +    
Сила             + +   + +
Выносливость (аэробные возможности)   + + +         + + +
Анаэробные возможности                 + + +
Гибкость + + + +   + +        
Координационные способности     + + + +          
Равновесие + + + + + + + +      

По нормативным документам программа обучения групп начальной подготовки (поурочные планы) рассчитана на 2 года при трёхразовых занятиях в неделю.

Факторы, ограничивающие нагрузку в возрасте 10–12 лет:

– недостаточная адаптация к физическим нагрузкам;

– возрастные особенности физического развития;

– недостаточный общий объем двигательных умений.

Поэтому для возрастной группы 10–12 лет оправдано соотношение средств физической и технико-тактической подготовки. Оно в процентном отношении выглядит следующим образом: общая и специальная физическая подготовка – 75–80%, технико-тактическая подготовка (обучение основам бокса  и гиревого спорта) – 20–25%. Из нормативной документации следует, что в возрасте 13–14 лет подросток уже должен заниматься на уровне учебно-тренировочной группы. Это предполагает совсем другое соотношение средств физической и технико-тактической подготовки. Общая и специальная физическая подготовка занимает 60–70% времени, а технико-тактическая – 30–40%. Соответственно объём выполняемой работы увеличивается в 2–3 раза, с 312–468 до 624–940 часов (табл. 2,3).

Таблица 2

Соотношение средств физической и технико-тактической подготовки

по годам обучения, %

Вид подготовки

Этап

спортивно-оздоровительный начальной

подготовки

учебно-

тренировочный

спортивного

совершенствования

Весь

период

1-й год Свыше

1-го года

До 2-х

лет

Свыше

2-х лет

1-й год Свыше

1-го года

Общая физическая 60 60 55 45 30 35 40
Специальная

физическая

30 20 20 25 30 30 25
Технико-тактическая 10 20 25 30 40 35 35

 

Таблица 3

Примерный учебный план на 52 недели учебно-тренировочных

занятий в ДЮСШ и СДЮШОР, часов

Вид подготовки

Этап

спортивно-оздоровительный начальной

подготовки

учебно-

тренировочный

спортивного

совершенствования

Весь

период

1-й

год

2-й и

3-й год

1-й и

2-й год

Свыше

2-х лет

1-й

год

2-й и

3-й год

Общая физическая 178 178 249 256 263 383 485
Специальная физическая 90 60 90 142 263 330 300
Технико-тактическая 30 60 113 170 350 380 420
Теоретическая 6 6 6 22 24 30 32
Контрольно-переводные

испытания

4 4 6 12 12 20 28
Контрольные соревнования 6 8 60 80
Инструкторская

и судейская практика

4 6 10 36
Восстановительные

мероприятия

8 10 30 70
Медицинское обследование 4 4 4 4 4 5 5
Всего 312 312 468 624 940 1248 1456

За 4 года тренировок молодые люди выполняют все требования по общефизической подготовке (ОФП), специальной физической подготовке (СПФ), а также технико-тактической подготовке (ТТП). Группы спортивного совершенствования формируются из спортсменов 17 лет, выполнивших спортивный разряд кандидата в мастера спорта или мастера спорта. Объём выполняемой тренировочной работы у них составляет 1248–1456 часов в год, а по той же нормативной документации сокращение недельной нагрузки разрешается, но не более чем на 25%.

Вывод прост. Необходимо пересмотреть систему обучения (начальной подготовки) для старшего возраста по соотношению средств физической и технико-тактической подготовки в сторону именно технико-тактической.

Кроме того, в действующих программах упущены естественные сенситивные периоды развития физических качеств [20, 24, 25]. Их компенсация обеспечивается наращиванием интенсивности тренировочного процесса, что требует перепланирования соотношения средств физической и технико-тактической подготовки на весь период обучения в старших классах, а затем в вузе.

В связи с выявленными проблемами решения требуют следующие задачи:

а) интенсификация тренировок путём совершенствования восстановительного процесса организма;

б) модификация имеющихся тренажёров для инновационного подхода обучения технике движения спортсменов;

в) алгоритмическое построение тренировочного процесса.

Предложенная авторами программа обучения студенческой молодежи позволяет научить азам бокса и гиревого спорта  при двухразовых занятиях в неделю физической культурой. Необходимо учитывать, что часть учеников будет заниматься боксом и гиревым спортом в оздоровительном режиме (спортивно-оздоровительные группы). Поэтому школьники данной категории обосабливаются в отдельную группу, поскольку после освоения ими начальных приёмов бокса и гиревого спорта задача дальнейшего совершенствования мастерства перед ними не ставится.

Школьникам необходимо форсировать развитие физических качеств, которые не были развиты ранее. В программе, предложенной авторами, наибольшее внимание уделяется скоростно-силовым качествам юношей и девушек (табл. 4).

Таблица 4

Примерные сенситивные периоды развития двигательных качеств

студентов-боксёров

Морфофункциональные показатели,

физические качества

Возраст, лет

16 17 18 19
Рост + +    
Мышечная масса + ++ + +
Быстрота ++ + + +
Скоростно-силовые качества +++ + + +
Сила + + + +
Выносливость (аэробные возможности) ++ + + +
Анаэробные возможности + ++    
Гибкость + + + +
Координационные способности ++ + + +
Равновесие + + + +

Естественно, что такое изменение соотношения средств физической и технико-тактической подготовки отражается в предлагаемой учителем физической нагрузке.

Школьники тренировались по следующей схеме, обусловленной физиологической последовательностью протекающих в организме биохимических процессов (табл. 5). Учитывая специфику тренировки боксёров и гиревиков, а также возраст акцент ставился на развитие физического качества — скоростную силу [21]. Поэтому её развитию уделяется большее внимание, и соответственно отводится времени в тренировочном процессе. Этот порядок тренировки обусловлен физиологическими особенностями деятельности организма. % указывает количество нагрузки и времени, уделяемые развитию физического качества.

Развитие выносливости достигается длительной циклической работой с гирями. Упражнения комплекса развивающих упражнений повторяются в равномерном темпе до появления утомления.

Таблица 5

 Месячный план тренировок развития физических качеств,

процентное соотношение времени тренировки

Физическое качество

Месячный цикл тренировок

I-я неделя II–я неделя III-я неделя IV-я неделя
Выносливость 10% 10% 15% 15%
Сила 15% 20% 5% 15%
Скоростная сила (быстрота) 40% 50% 65–70% 30%
Силовая выносливость 35% 20% 10% 40%

Для развития силы применяется небольшое отягощение, позволяющее повторить упражнение 8–10 раз. В зависимости от подготовленности спортсмена можно повторить упражнения в комплексе упражнений от трёх до шести подходов. Скоростную силу развивают упражнения с отягощениями, составляющими 25%–50% от веса, применявшегося в упражнениях на развитие силы, но выполняющиеся с повторением 20–30 раз за определённый промежуток  времени до появления утомления. Силовая выносливость вырабатывается с отягощениями, достигающими 75–85% от веса для развития силы с максимально возможным числом повторений данного упражнения.

Таким образом, несмотря на недостаточность тренировочного времени, практическая работа авторов демонстрирует высокую физическую подготовку школьников, которая проводится в короткие сроки на базе инновационных технологий.

Список литературы:

  1. Бокс: Программа для спортивных секций коллективов физической культуры / Комитет по физической культуре и спорту при СМ СССР. М., 1954. 63 с.
  2. Бокс: Программа для спортивных секций коллективов физической культуры / Комитет по физической культуре и спорту при СМ СССР. М., 1958. 55 с.
  3. Бокс: программа для детских спортивных школ / Центр. Совет Союза спортивных обществ и организаций СССР. М.: Физкультура и спорт, 1960. 75 с.
  4. Бокс: программа для детских спортивных школ / Центр. Совет Союза спортивных обществ и организаций СССР. М.: Физкультура и спорт, 1962. 72 с.
  5. Бокс: программа для педагогических факультетов институтов физической культуры / Центр. Совет Союза спортивных обществ и организаций СССР. М.: Физкультура и спорт, 1964. 24 с.
  6. Бокс: программа для спортивных факультетов институтов физической культуры (курс специализации) / Центр. Совет Союза спортивных обществ и организаций СССР; метод. кабинет ГЦОЛИФКа. М., 1965. 38 с.
  7. Бокс: программа для школ тренеров / Центр. Совет Союза спортивных обществ и организаций СССР; метод. кабинет ГЦОЛИФКа. М., 1965. 25 с.
  8. Бокс: Программа для спортивных секций коллективов физической культуры / сост. А.И. Булычев; Центр. Совет Союза спорт обществ и организаций СССР; Метод. кабинет ГЦОЛИФКа. М., 1967. 48 с.
  9. Бокс: Программа для секций коллективов физической культуры средних школ / Центр. Совет Союза спортивных обществ и организаций СССР. М., 1968. 48 с.
  10. Бокс: Программа для спортивных секций коллективов физической культуры и спортивных клубов / Комитет по физической культуре и спорту при СМ СССР, программно-методический отдел. М.: Физкультура и спорт, 1972. 64 с.
  11. Бокс: Программа для спортивных и педагогических факультетов институтов физической культуры (курс специализации) / Комитет по физической культуре и спорту при СМ СССР / сост. А.И. Булычев. М., 1974. 58 с.[schema type=»book» name=»АКТУАЛЬНОСТЬ КРОССФИТА В РАЗВИТИИ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ МОЛОДЁЖИ» author=»Хомяков Геннадий Константинович, Ступников Андрей Николаевич, Цуккер Леонид Гарриевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-23″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.01.2015_01(10)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found