Профессиональный стандарт педагога ставит перед учреждениями высшего образования новые проблемы. Подготовка учителя математики является одной из ключевых проблем. В Кемеровской области уже сегодня остро не хватает учителей математики и информатики. Подготовку учителя с двумя профилями Математика и информатика Кемеровский государственный университет начал реализовывать в 2015 году. В рамках подготовки специалистов математиков, бакалавров по направлению 02.03.01 Математика и компьютерные науки велась подготовка учителей по дополнительной квалификации «Преподаватель математики и информатики». Выпускники, получившие диплом дополнительной квалификации «Преподаватель» не могут, в полной мере, обеспечить потребности региона в учителях математики и информатики.
Подготовка учителя ставит перед высшей школой решения многих задач одна из них – готовность учителя вести занятия на высоком уровне активности обучающихся.
Активность личности предполагает сознательное планирование обучающимся результатов, направленных на достижение цели. На этапе профессиональной подготовки цель выполняет две главные функции — побудительную (к началу и продолжению деятельности) и направляющую, регулирующую.
Цели и задачи профессиональной деятельности будущего выпускника позволяют активизировать учебную и познавательную деятельность. Активизация учебной деятельности – это эффективное усвоение знаний; предполагает такую организацию познавательной деятельности, при которой учебный материал становится предметом активных мыслительных действий каждого обучаемого [1, c.73].
Психолого – дидактические условия, составляющие основу активизации учебной деятельности в профессиональной подготовке студентов, следующие: обеспечение единства задач процесса обучения; дидактически оправданное использование принципов обучения; создание атмосферы интенсификации и эмоциональности в обучении; использование различных приемов, методов, средств обучения; ориентация студентов на систематическую, самостоятельную работу; стимулирование студентов для проявления ими творческой активности.
Сочетание компетентностного подхода и психолого-дидактических принципов в обучении дают возможность активизировать учебную и познавательную деятельность студентов. Обучение строится на основе: преемственности различных систем (школа – вуз – профессиональная деятельность); преодоления стереотипов учения; реализации принципа активности в учении; совершенствования учебного процесса, разработки и внедрения новых форм проведения учебных занятий; профессионализации обучения. Включение в учебный процесс активных методов обучения позволяет направлено на разрешение задач профессионализации учебного процесса.
Активные методы обучения обладают следующими особенностями:
принудительная активизация мышления и поведения обучаемых;
высокая степень вовлечения обучаемых в учебный процесс; обязанность обучаемых вступать в коммуникацию; наличие предпосылок для поэтапной оценки успешности и полноты усвоения учебного материала и способов деятельности; повышенная степень мотивации, эмоциональности и творчества в учении; направленность на преимущественное развитие и приобретение предметных, профессиональных, интеллектуальных, поведенческих навыков и умений в сжатые сроки.
Профессиональная направленность определяется приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с выбранными видами профессиональной деятельности. В каждой из дисциплин учебного плана профессиональная направленность формируется содержанием и оценочными средствами. Разработка системы лабораторных, практических и самостоятельных занятий строится как совокупность различных форм активных методов обучения.
Существую различные подходы к классификации активных методов обучения: классификация на основе деятельности студентов; классификация на основе целевого назначения.
Классификация, построенная на основе деятельности обучаемых, позволяет разбить активные методы на три группы: неигровые методы; игровые неимитационные методы; игровые имитационные методы.
Классификация, построенная на основе целевое назначения, разбивает активных методы на две группы: методы активизирующие усвоение нормативных материалов, получение навыков и умений по дисциплине; методы активизирующие связь обучения с профессиональной деятельностью [1, c.75].
В систему лабораторных и практических занятий по дисциплине Методика обучения математике включены следующие игровые методы и их виды:
- Педагогическая и дидактическая игра – цель: подготовка студентов к выполнению профессиональных функций.
- Имитационная и деловая игра – цель: моделирование какого-либо вида деятельности учителя.
- Деловая и ролевая игра – цель: имитация профессиональной деятельности, наличие игровой ситуации и распределение ролей (деловые, ролевые, сюжетно-ролевые игры и игровое проектирование).
- Организационно — деятельностная игра – цель: проблемная организация мыслительной деятельности, направленная на проработку различных вариантов решения задач, проблем.
Одна из таких игр — ролевая игра «Конфликтная ситуация на уроке математики». Цель: разрешение конфликтной ситуации учитель – ученик (сюжетно-ролевая игра). Студенты разрабатывают проект по разрешению конфликта. Игра проходит в четыре этапа:
1 этап – ввод в игру, распределение на группы, описание проблемы, распределение ролей;
2 этап – разыгрывание ролей по заданию;
3 этап – оценивание ситуации, принятие решения и разработка группового проекта по разрешению конфликта;
4 этап – подведение итогов, оценка проекта.
Включение в систему лабораторных работ активных методов обучения интенсифицируют формирование профессионально-методических умений адекватных деятельности учителя математики. В ходе таких занятий познаются принципы игрового общения.
Список литературы:
- Глухова О.Ю. Активизация учебной деятельности студентов в процессе изучения методики обучения математике в университете. Дис. на соискание ученой степени канд. пед. наук. – Москва, 1993. – 161с.[schema type=»book» name=»АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ » description=» Формирование системы лабораторных и практических занятий на основе активизации учебной деятельности позволяет включить обучающихся в процесс учения. Метод проектов в игровых методах дает положительный результат.» author=»Глухова Ольга Юрьевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-19″ edition=»euroasia-science_28.04.2016_4(25)» ebook=»yes» ]