Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

АДАПТИРОВАННЫЙ МЕНТАЛЬНЫЙ ТРЕНИНГ В УСЛОВИЯХ ОТСУТСТВИЯ СИСТЕМАТИЧЕСКИХ ТРЕНИРОВОК



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . АДАПТИРОВАННЫЙ МЕНТАЛЬНЫЙ ТРЕНИНГ В УСЛОВИЯХ ОТСУТСТВИЯ СИСТЕМАТИЧЕСКИХ ТРЕНИРОВОК // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Введение. Одной из методик направленных на формирование технических и тактических навыков у борцов является адаптированный ментальный тренинг. В его основу положен ментальный тренинг профессора Унесталя, модифицированный профессором П.В. Бундзеном в 1994 году [1, с.15; 7, с.35]. Тренинг представляет собой программы, записанные на электронные носители, которые прослушиваются в удобное для пользователя время. Тематика программ следующая: мышечная релаксация, психическая релаксация, идеомоторная тренировка, мобилизация и концентрация внимания, выработка психологии победителя, борьба со страхом.

Нами предпринята попытка адаптировать ментальный тренинг для работы с начинающими борцами возраста 16-18 лет. Для этого ментальный тренинг был дополнен упражнениями, направленными на развитие гибкости и беседами, ориентированными на развитие личностных качеств, необходимых для занятий борьбой.

В исследованиях была доказана эффективность разработанной нами методики [7, с.86; 8, с.26]. Однако возник вопрос о том, насколько значимо воздействие адаптированного ментального тренинга в условиях непостоянных тренировок.

Методика эксперимента. Сформированы экспериментальная и контрольная группы. В них вошли студенты Санкт-Петербургского Государственного Университета естественных факультетов: физический факультет, математико-механический и факультет прикладной математики и процессов управления. Все занимающиеся прошли медицинский осмотр и были допущены до занятий борьбой самбо. Возраст занимающихся 16-18 лет. Заниматься борьбой самбо члены и экспериментальной и контрольной групп начали после поступления в СПбГУ. Численность каждой группы 15 человек.

Занимающиеся сдавали норматив по бегу на дистанции 100 м в начале и в конце учебного года. При этом в тренировки были включены занятия по бегу на средние и длинные дистанции только осенью  (с 1 сентября по 15 октября), и весной (с 15 апреля по 31 мая).   Остальные занятия проходили в спортивном зале на борцовском ковре.

Включение в занятия элементов легкой атлетики преследовало выполнение государственной программы по физической культуре и развитие физических качеств, таких как выносливость и быстрота.

В занятия экспериментальной группы был включен адаптированный ментальный тренинг.

В процессе обработки данных определялись средние значения сдачи норматива на 100 м в группе — tср, вычислялись стандартное отклонение от среднего значения — SD, достоверность различий по критерию Стьюдента — P, определялись максимальные (max) и минимальные (min) значения сдачи норматива в группе.

Гипотеза. Предполагалось, что при нерегулярных тренировках адаптированный ментальный тренинг не оказывает положительного воздействия на физическую подготовленность занимающихся.

Результаты эксперимента. В таблице 1 приведены средние значения сдачи норматива по бегу на 100 метров в экспериментальной и контрольной группах на начало учебного года.

Таблица 1

Средние результаты норматива на 100 метров в группах на начало учебного года в экспериментальной и контрольной группах

tср SD Доверит. интервал

Р=0.1

min

max

Экспериментальная

группа

14.0 0.45 13.2;14.8

 

13.3 14.9
Контрольная группа 13.8 0.51 12.9;14.7 13.1 14.9

Из таблицы 1  видно, что  средние значения времени в каждой группе на начало учебного года достоверных различий не имеют при Р=0.1, т.к. доверительные интервалы пересекаются. Минимальные и максимальные значения норматива в каждой группе соизмеримы.

В таблице 2 приведены средние значения выполнения норматива по бегу на 100 метров в экспериментальной и контрольной группах на конец учебного года.

Таблица 2

Средние результаты норматива на 100 метров в группах в конце  учебного года  в экспериментальной и контрольной группах

  tср SD Доверит.

интервал

Р=0.1

min max
Экспериментальная

группа

13.6 0.30 13.1;14.0 13.1 14.0
Контрольная группа 13.7 0.35 13.1;14.2 13.1 14.2

Из таблицы 2  видно, что  средние значения времени в каждой группе на начало учебного года достоверных различий не имеют при Р=0.1. Минимальные и максимальные значения норматива в каждой группе соизмеримы.  Достоверных различий между экспериментальной и контрольной группами для бега на 100 метров не выявлено.

Выводы. Эксперимент показал, что в условиях отсутствия систематических тренировок адаптированный ментальный тренинг не дает результата. Прослушивание специальных программ, бесед и выполнение расслабляющих упражнений бесполезно, если не происходит постоянных занятий тем видом специализированных физических упражнений, которые отражают специфику соревновательной деятельности.

Ссылки

  1. Баландин, В.И., Бундзен, П.В. Ментальный тренинг для повышения соревновательной надежности спортсменов. Методическое пособие. СПб.: Комитет по ФКиС СПб, СПб НИИФК, 1998. – 27 с.
  2. Бундзен, П.В., Бендюков, М.А. Кирюшин А.И. Система психотренинга и психопрофилактики «Ментальный тренинг» / Вестник спортивной медицины России 1994. — №1. – С.35-38
  3. Джалилов, С.А. Методика технико-тактической подготовки начинающих самбистов, включая защиту от болевых приемов при болевых воздействиях / С.А. Джалилов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2011. — №3(73). – С.52-53
  4. Завьялов, Д.А. и др. акробатическая подготовка в тренировочном процессе борцов вольного стиля / Д.А. Завьялов, А.Н. Заремба // Теория и практика физической культуры. – 2011. — №7. – С. 69-72
  5. Зуб, И.В. и др. использование игр на начальном этапе обучения дзюдо / И.В. Зуб, Л.И. Зуб // Педагогика и современность. – 2013. — №4. – С.107-114
  6. Неробеев, Н.Ю. Различие спортивно-технических соревновательной деятельности борцов-юниоров вольного стиля в зависимости от пола / Н.Ю. Неробеев, Б.И. Тараканов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2011. — №1(71).- С. 68-72
  7. Левицкий, А.Г. Взаимосвязь дополненного ментального тренинга и технических действий в стойке /  А.Г. Левицкий, Д.А. Матвеев, М.А. Ковалев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2013. — №9. – С.86-90
  8. Савельев, Д.С. Дополненный ментальный тренинг в системе подготовки начинающих самбистов/ Д.С. Савельев, М.В. Мурашев, А.Г. Левицкий, Д.А. Матвеев // Теория и практика физическ[schema type=»book» name=»АДАПТИРОВАННЫЙ МЕНТАЛЬНЫЙ ТРЕНИНГ В УСЛОВИЯХ ОТСУТСТВИЯ СИСТЕМАТИЧЕСКИХ ТРЕНИРОВОК» author=»Левицкий Алексей Григорьевич, Матвеев Дмитрий Александрович, Шабаев Александр Владимирович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-09″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found