Введение. Одной из методик направленных на формирование технических и тактических навыков у борцов является адаптированный ментальный тренинг. В его основу положен ментальный тренинг профессора Унесталя, модифицированный профессором П.В. Бундзеном в 1994 году [1, с.15; 7, с.35]. Тренинг представляет собой программы, записанные на электронные носители, которые прослушиваются в удобное для пользователя время. Тематика программ следующая: мышечная релаксация, психическая релаксация, идеомоторная тренировка, мобилизация и концентрация внимания, выработка психологии победителя, борьба со страхом.
Нами предпринята попытка адаптировать ментальный тренинг для работы с начинающими борцами возраста 16-18 лет. Для этого ментальный тренинг был дополнен упражнениями, направленными на развитие гибкости и беседами, ориентированными на развитие личностных качеств, необходимых для занятий борьбой.
В исследованиях была доказана эффективность разработанной нами методики [7, с.86; 8, с.26]. Однако возник вопрос о том, насколько значимо воздействие адаптированного ментального тренинга в условиях непостоянных тренировок.
Методика эксперимента. Сформированы экспериментальная и контрольная группы. В них вошли студенты Санкт-Петербургского Государственного Университета естественных факультетов: физический факультет, математико-механический и факультет прикладной математики и процессов управления. Все занимающиеся прошли медицинский осмотр и были допущены до занятий борьбой самбо. Возраст занимающихся 16-18 лет. Заниматься борьбой самбо члены и экспериментальной и контрольной групп начали после поступления в СПбГУ. Численность каждой группы 15 человек.
Занимающиеся сдавали норматив по бегу на дистанции 100 м в начале и в конце учебного года. При этом в тренировки были включены занятия по бегу на средние и длинные дистанции только осенью (с 1 сентября по 15 октября), и весной (с 15 апреля по 31 мая). Остальные занятия проходили в спортивном зале на борцовском ковре.
Включение в занятия элементов легкой атлетики преследовало выполнение государственной программы по физической культуре и развитие физических качеств, таких как выносливость и быстрота.
В занятия экспериментальной группы был включен адаптированный ментальный тренинг.
В процессе обработки данных определялись средние значения сдачи норматива на 100 м в группе — tср, вычислялись стандартное отклонение от среднего значения — SD, достоверность различий по критерию Стьюдента — P, определялись максимальные (max) и минимальные (min) значения сдачи норматива в группе.
Гипотеза. Предполагалось, что при нерегулярных тренировках адаптированный ментальный тренинг не оказывает положительного воздействия на физическую подготовленность занимающихся.
Результаты эксперимента. В таблице 1 приведены средние значения сдачи норматива по бегу на 100 метров в экспериментальной и контрольной группах на начало учебного года.
Таблица 1
Средние результаты норматива на 100 метров в группах на начало учебного года в экспериментальной и контрольной группах
|
tср | SD | Доверит. интервал
Р=0.1 |
min |
max |
Экспериментальная
группа |
14.0 | 0.45 | 13.2;14.8
|
13.3 | 14.9 |
Контрольная группа | 13.8 | 0.51 | 12.9;14.7 | 13.1 | 14.9 |
Из таблицы 1 видно, что средние значения времени в каждой группе на начало учебного года достоверных различий не имеют при Р=0.1, т.к. доверительные интервалы пересекаются. Минимальные и максимальные значения норматива в каждой группе соизмеримы.
В таблице 2 приведены средние значения выполнения норматива по бегу на 100 метров в экспериментальной и контрольной группах на конец учебного года.
Таблица 2
Средние результаты норматива на 100 метров в группах в конце учебного года в экспериментальной и контрольной группах
tср | SD | Доверит.
интервал Р=0.1 |
min | max | |
Экспериментальная
группа |
13.6 | 0.30 | 13.1;14.0 | 13.1 | 14.0 |
Контрольная группа | 13.7 | 0.35 | 13.1;14.2 | 13.1 | 14.2 |
Из таблицы 2 видно, что средние значения времени в каждой группе на начало учебного года достоверных различий не имеют при Р=0.1. Минимальные и максимальные значения норматива в каждой группе соизмеримы. Достоверных различий между экспериментальной и контрольной группами для бега на 100 метров не выявлено.
Выводы. Эксперимент показал, что в условиях отсутствия систематических тренировок адаптированный ментальный тренинг не дает результата. Прослушивание специальных программ, бесед и выполнение расслабляющих упражнений бесполезно, если не происходит постоянных занятий тем видом специализированных физических упражнений, которые отражают специфику соревновательной деятельности.
Ссылки
- Баландин, В.И., Бундзен, П.В. Ментальный тренинг для повышения соревновательной надежности спортсменов. Методическое пособие. СПб.: Комитет по ФКиС СПб, СПб НИИФК, 1998. – 27 с.
- Бундзен, П.В., Бендюков, М.А. Кирюшин А.И. Система психотренинга и психопрофилактики «Ментальный тренинг» / Вестник спортивной медицины России 1994. — №1. – С.35-38
- Джалилов, С.А. Методика технико-тактической подготовки начинающих самбистов, включая защиту от болевых приемов при болевых воздействиях / С.А. Джалилов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2011. — №3(73). – С.52-53
- Завьялов, Д.А. и др. акробатическая подготовка в тренировочном процессе борцов вольного стиля / Д.А. Завьялов, А.Н. Заремба // Теория и практика физической культуры. – 2011. — №7. – С. 69-72
- Зуб, И.В. и др. использование игр на начальном этапе обучения дзюдо / И.В. Зуб, Л.И. Зуб // Педагогика и современность. – 2013. — №4. – С.107-114
- Неробеев, Н.Ю. Различие спортивно-технических соревновательной деятельности борцов-юниоров вольного стиля в зависимости от пола / Н.Ю. Неробеев, Б.И. Тараканов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2011. — №1(71).- С. 68-72
- Левицкий, А.Г. Взаимосвязь дополненного ментального тренинга и технических действий в стойке / А.Г. Левицкий, Д.А. Матвеев, М.А. Ковалев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2013. — №9. – С.86-90
- Савельев, Д.С. Дополненный ментальный тренинг в системе подготовки начинающих самбистов/ Д.С. Савельев, М.В. Мурашев, А.Г. Левицкий, Д.А. Матвеев // Теория и практика физическ[schema type=»book» name=»АДАПТИРОВАННЫЙ МЕНТАЛЬНЫЙ ТРЕНИНГ В УСЛОВИЯХ ОТСУТСТВИЯ СИСТЕМАТИЧЕСКИХ ТРЕНИРОВОК» author=»Левицкий Алексей Григорьевич, Матвеев Дмитрий Александрович, Шабаев Александр Владимирович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-09″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]