Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

Экологическое мышление и экологическое сознание – основа формирования экологической культуры молодого поколения



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . Экологическое мышление и экологическое сознание – основа формирования экологической культуры молодого поколения // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Мышление есть высшая ступень человеческого познания, опосредованное и обобщенное восприятие человеком природы и ее компонентов, природных явлений в их существенных свойствах, связях и отношениях. В философском словаре говорится: «Мышление – внутреннее, активное стремление овладеть своими собственными представлениями, понятиями, побуждениями чувств и воли, воспоминаниями, ожиданиями и т.д. с той целью, чтобы получить необходимую для овладения ситуацией директиву» [4, С. 280].

Общей основой теории научного познания и обучения являются основные категории философии. Суть вопроса заключается в том, каким образом гносеологические закономерности применяются для открытия закономерностей формирования экологической культуры учащихся и их диалектического применения в практике. Речь идет о закономерностях, на основе которых может строиться такой учебный процесс, который обеспечивает развитие творческих способностей учащихся, способствующее формированию их экологической культуры.

Психологической школой С.Л. Рубинштейна доказано, что мышление возникает из проблемной ситуации и направлено на ее разрешение. В формировании экологической культуры учащихся важным моментом является знание учителем структуры того или другого вида мыслительной деятельности учащихся. Мышление ученика имеет различные функции, и закрепление образца действия – не единственная его функция. Психологическая теория проблемного обучения исходит из того факта, что основная функция мышления заключается в формировании способности приобретения и новых экологических знаний и новых действий. Эти новые экологические знания и умения усваиваются только на основе прежнего опыта, на основе системы предшествующих  знаний и действий. Мышление позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Экологическое мышление – высшая форма понимания отношений между объективной природой и человеком. Оно дает возможность личности переходить от созерцания природных явлений к пониманию их сущности, к раскрытию их закономерных связей, что служит основой понимания окружающей среды и оптимизации экологической ситуации. По этому поводу П. Буаст пишет: «Кто мыслит хорошо, тот и поступает так же» [1,С.283].

Экологическое мышление возникает в ходе взаимодействий и взаимоотношений личности с окружающей средой. Природно-социальное окружение определяет мышление субъекта через его потребности, рождающее у него вопросы и экологические проблемы. Размышляя, личность оперирует имеющимися у него экологическими знаниями, раскрывает неизвестное в известном, и таким путем приходит к новым выводам, раскрывающим новые стороны экологического знания. Мыслительные действия ученика – это познавательные акты, направленные на выявление скрытых свойств, связей, отношений, касающихся явлений и объектов в природно-социальной среде. Б.Шоу подчеркивает: «Способность мыслить – одна из страстей, и она может давать более длительное наслаждение, чем любая страсть» [2, C.389].

Мыслительные действия совершаются посредством различных операций, результаты которых складываются в форме суждений и умозаключений. Это непосредственное отражение взаимоотношения человека и природы, их свойств и связей. Ученик мысленно взаимодействует не только с близкими, но и удаленными от него в пространстве и во времени природными явлениями и социальными объектами. По этому поводу З.А. Хусаинов пишет: «…Правильным  признается только то воспитание, которое не противоречит законам природы и направлено на достижение гармонии природно-биологического, социального и духовного развития человека» [5,С.364]. Школьник выбирает в них то, что необходимо для решения интересующих его экологических проблем, отделяет в них то, что практически не отделяется, сравнивает природные явления и их закономерности, структурирует, систематизирует и группирует их, глубже проникает в их сущность.

Следовательно, экологическое мышление развивается в процессе взаимодействия личности с природной и этническо-социальной средой.

Экологическое мышление учащихся развивается посредством различных видов деятельности: в экологических играх, в приобретении занимательных экологических знаний и умений, в деятельностно-практических отношениях и эмоционально-чувственных переживаниях. Мыслительная деятельность успешно активизируется и развивается, когда учащиеся осознают новые экологические знания на основе проблемного обучения. По этому поводу З.А. Хусаинов пишет: «При создании мотивации творческого саморазвития и самосовершенствования, способствующей формированию экологической культуры ученика, ориентируются на перспективы  творческой деятельности» [5, С.197]. В них включаются поиски ответов на проблемные вопросы, сначала в сотрудничестве с педагогами, а затем самостоятельно, динамично, переходя от простых понятий к сложным понятиям, «от близкого к далекому, неизвестному, от родного порога к другим регионам и странам». Содержание естественно-научных предметов на каждом этапе урока дает возможность ставить перед учащимися экологические задачи проблемного и междисциплинарного характера, требующие не только восприятия и воспроизведения, но и размышления. В итоге они учатся обобщенно ставить вопросы экологического характера. На основе проблемного обучения, в создании проблемной ситуации учащиеся осознают локальные, региональные и глобальные экологические проблемы, для их усвоения выполняют необходимые операции, делают правильные выводы, находят пути их прояснения и решения. Умение думать – основное звено в способности учиться и приобретать, пополнять новые экологические знания. З.А. Хусаинов пишет: «В интеллектуальном плане природа помогает учащимся приобретать синтетические знания  и совершать экспериментальные открытия» [5,С.309] Следовательно, принцип природосообразности, теории естественного воспитания и проблемного обучения играют решающую роль в формировании экологической культуры учащихся.

Развитие экологического мышления создает оптимальные возможности сознательного, полноценного усвоения экологических знаний и умений, воспитания у школьников интеллектуальных и нравственных качеств. Это является базисом подготовки их к творческой деятельности, к активному участию в создании материальных и духовных ценностей, способствует формированию у них экологической культуры.

Сознание – высшая форма психики. Для человека важно сохранить не только свою биологическую жизнь, но и сознание, интеллект. Народное изречение гласит: “Акыл алтыннан кыйммәт” (“Ум золота дороже”). Татарский народ говорит: «Фикерләүдән дә кызурак  берни дә юк» («Быстрее мысли ничего нет»).

 История культуры – это история изменения человеческого сознания. Существует научная гипотеза о том, что «каждый народ имеет специфику в функционировании врожденных особенностей нервной системы и мозга, что обусловливает своеобразие эмоционально-волевой и интеллектуально-познавательной сфер национального характера» [3,C.115]. Механизм мыслительной деятельности у представителей различных народов однотипен. Сознание всех людей подчиняется одним законам, но оно имеет национальную специфику, которая определяется историческими и социально-экономическими условиями развития общества. Люди, принадлежащие к разным народам и этническим группам, отличаются друг от друга своим темпераментом, культурой, нравами, обычаями и обрядами.

Фольклор и устное народное творчество позволяют не только понять историю народа, но и уяснить характер его чаяний, идеалов, систему его моральных и социальных ценностей. Типы героев, которые фигурируют в сказаниях и легендах, и многое другое говорит об общем духе народа. Эпос отражает систему воспитания детей и их отношение к труду. Мышление является составной частью и особым объектом самосознания личности, в структуру которого входит понимание себя как субъекта мышления. Следовательно, сознание личности взаимосвязано с этнопедагогикой и этнопсихологией народа.

Таким образом, экологический стиль мышления ученика является интеллектуальной формой экологического сознания, высшим уровнем осознания природно-социальной среды, когнитивным фундаментальным компонентом экологической культуры молодого поколения.

Литература

  1. Борохов Э. Энциклопедия афоризмов: (В мире мудрых мыслей). М : ООО «Фирма «Издательство АСТ»», 2000. 668 с.
  2. В поисках смысла / Сост. А.Е. Мачехин. – Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. 912 с.
  3. Кукушкин В.С. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов-на-Д. Феникс, 2000. 287 с.
  4. Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2004. 576 с.
  5. Хусаинов З.А. Экологическая культура школьников. Монография. Deutschland, Saarbrucken, Palmarium academic Publishing, 2012. 401 р.[schema type=»book» name=»Экологическое мышление и экологическое сознание – основа формирования экологической культуры молодого поколения» author=»З.А. Хусаинов» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-01″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
https://www.apscuf.org/slot-gacor/slot gacorslot onlineslot gacorslot gacorslot gacorslot gacorslot gacorhttps://bxartsfactory.org/slot-gacor-maxwin/https://www.splayce.eu/slot-pulsa/https://esign.bogorkab.go.id/vendor/bin/https://snip.eng.unila.ac.id/wp-content/uploads/slot-gacor/http://desa-bolali.klatenkab.go.id/files/slot-gacor/https://www.jurnal.stimsurakarta.ac.id/public/journals/https://kobar.umkm.kalteng.go.id/files/slot-gacor/https://www.uniqhba.ac.id/assets/slot-gacor/https://www.staipibdg.ac.id/-/slot-online-gacor/https://disdagperin.bekasikota.go.id/slot-gacor/https://journal.widyatama.ac.id/slot-gacor/https://stis.ac.id/slot-gacor/https://gradosyposgrados.ucjc.edu/https://ejurnal.iainlhokseumawe.ac.id/public/slot-deposit-pulsa/ https://www.mope.gm/slot88/https://www.vantru.is/slot88/https://vipnumberbuy.com/slot-deposit-pulsa/https://bio-med.euroasia-science.ru/slot-deposit-dana/https://fastgoal.com/forum/-/slot-gacor/https://www.gamisaulia.com/slot-gacor/https://persianfootball.com/news/wp-content/uploads/2013/01/slot-gacor/https://radiochicha.perugamingshow.com/https://empleabilidad.uigv.edu.pe/slot-gacor/https://civil.annauniv.edu/slot-gacor/https://majubersamagroup.com/slot-gacor/https://fais.psu.ac.th/slot88/https://www.gardencity.university/slot-gacor/http://admission.mnsuam.edu.pk/slot-gacor/https://www.yckmc.edu.hk/slot-gacor/https://www.revistaamexco.com.mx/files/journals/1/articles/51/62c7819f6a734.htmlhttps://www.edithumbs.com/wp-content/uploads/2020/01/slot-gacor-deposit-dana/https://regencyinstitutions.com/uploads/https://beritarajaku.com/http://arc.salleurl.edu/develop/slot-deposit-pulsa/https://www.ducayne100.org/slot-gacor/https://parasolprojects.com/slot-gacor/https://www.kotabaruparahyangan.com/slot-gacor/http://discamino.org/slot-gacor/https://cmc.edu.vn/slot-gacor/https://www.kpsg-solutions.pt/slot-deposit-dana/https://katingankab.go.id/slot-online/http://sintang.go.id/slot-gacor/https://text.co.id/slot-gacor/https://www.stimsurakarta.ac.id/slot-gacor/http://www.loasis-traiteur.com/fileman/https://sipil.ft.unesa.ac.id/slot-gacor/https://kemahasiswaan.unesa.ac.id/slot-gacor/https://empleabilidad.uigv.edu.pe/slot-gacor/https://surjyotsna.org/slot88/https://unitedtowel.com/slot-deposit-pulsa/http://gpm.fe.unesa.ac.id/slot88/https://eapi.sabayon.org/https://www.zeleka.com/slot-gacor/https://nclthailand.com/slot88/https://ft.unesa.ac.id/slot-gacor/https://bot.unesa.ac.id/slot-deposit-pulsa/https://optical.botsolutions.org/slot-gacor/https://www.test-car.pt/slot-gacor/https://ejurnal.methodist.ac.id/files/slot-online/https://jurnal.kwikkiangie.ac.id/files/slot-gacor/https://www.amikmbp.ac.id/slot88/https://ifris.org/slot-gacor/https://biomedicineonline.org/slot-gacor/http://e-journal.sastra-unes.com/slot-gacor/https://www.rtpslotgacor.cc/https://www.fundacionclavel.org/situs-slot-gacor/https://www.fundacionclavel.org/slot88/https://ksrce.ac.in/gacor88/https://sushizobangkok.com/slot88/http://huaplachongnonsea.com/slot-gacor/https://enfermeriadermatologica.org/slot-gacor/http://www.rpchospital.com/slot-gacor/https://www.feiradossofas.pt/slot-gacor/https://sites.google.com/view/slot-gacor-terbaru-hari-ini/https://www.viagsite.com/https://bio-med.euroasia-science.ru/slot-deposit-dana/https://165.22.244.0/https://www.rtppastigacor88.com/http://enfermeriadermatologica.org/slot777/https://slot88.ice.edu.pt/https://belodent.org/-/slot-pulsa/https://history.soc.ku.ac.th/uploads/slot-gacor/https://www.kemasaja.com/slot-gacor/http://www.maktour.co.id/slot-gacor/https://seamolec.org/files/slot-gacor/https://sbyads.ru/slot88/http://www.woconf.com/slot-gacor/https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://icdemolicensewebapi.honeywell.com/https://www.fundacionclavel.org/slot-gacor/ gacor 88https://sshj.in/public/slot-deposit-dana/https://mbmscience.com/public/slot88/situs slot gacorhttps://peshawarhighcourt.gov.pk/slot-gacor/https://www.doutoresdoexcel.com.br/-/slot-gacor/https://mccm.ptcer.pl/slot-demo/https://academconsult.ru/slot-gacor/https://nje.org.na/slot-deposit-dana/https://journals.tma.uz/slot-gacor/https://muru.com.co/slot-deposit-pulsa/https://coresdaterra.com.br/slot-gacor/https://sasurie.com/slot-gacor/https://thejrns.org/slot-gacor/http://a0729171.xsph.ru/https://zombiigrice.com/slot-gacor/https://ijohmn.com/public/slot-gacor/https://www.kuhoo.com/wp-content/uploads/slot-deposit-dana/http://clc.cet.edu/judi-bola/https://www.ijmaberjournal.org/slot-gacor/https://ijorces.org/slot-gacor/https://virtusclean.com/slot-online/https://modernacademy-journal.synceg.net/slot-gacor/https://artescienza.org/wp-content/uploads/slot-gacor/https://journal.icter.org/public/slot-gacor/https://rumosdainformacao.ivc.br/5unsur3/https://dailyexpresstop.com/https://livepublicnews.com/https://cosy.univrab.ac.id/slot-online/https://www.unaki.ac.id/togel88/https://staialakbarsurabaya.ac.id/slot-online/https://iat.alfithrah.ac.id/slot-gacor/https://krti.unesa.ac.id/slot-deposit-pulsa/https://scuto.co.id/slot-online/http://jurnal.umsu.ac.id/public/