Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ХАРАКТЕРИСТИКА МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО АСПЕКТА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ХАРАКТЕРИСТИКА МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО АСПЕКТА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Современные социально-экономические условия развития общества обуславливают активные преобразования в системе высшего образования. Одной из основных задач вуза является подготовка творчески мыслящих специалистов, компетентных и конкурентоспособных.

Актуальные настоящему времени требования к компетентности учителя изложены в профессиональном стандарте «Педагог» – педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании (воспитатель, учитель). Обратим внимание на описание основных трудовых действий учителя, изложенных в данном документе: планирование учебных занятий; систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению; формирование мотивации к обучению; организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений обучающихся и т.п. [3].

Согласно профессиональному стандарту для реализации основных трудовых действий современному учителю необходимо обладать знаниями в области теории и методов педагогического управления, умениями управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность.

То есть, в состав профессиональной компетентности будущего педагога включается новая составляющая – управленческая компетентность.

Опираясь на научные основы компетентностного подхода (К.А. Абульханова, В.И. Байденко, С.Г. Вершловский, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, С.Б. Серякова, В.А. Сластенин, А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков и др.) и учитывая результаты научно-педагогических исследований по проблеме педагогического управления (Ю.В. Васильев, В.С. Лазарев, В.П. Симонов, В.А. Сластенин, В.А. Трайнев, Т.И. Шамова, и др.), в качестве рабочего определения управленческой компетентности педагога нами принято следующее. Управленческая компетентность будущего педагога – это комплексное личностное образование, основанное на ценностях, проявляющееся в осознанном знании, стремлении и готовности профессионально осуществлятьуправление ученическим коллективом, обеспечивая достижение личностно и общественно значимых педагогических результатов.

Данное определение было сформулировано с опорой на понятие профессиональной компетентности, введенное С.Б. Серяковой, – интегративная характеристика, включающая в себя фундаментальные знания, и приобретенный опыт их практической реализации, обусловленный личностными качествами обучающегося. [5].

Исходя из рабочего определения управленческой компетентности будущего педагога, ее в структуру возможно включить такие компоненты: мотивационно-ценностный, когнитивный и функционально-деятельностный.

Мотивационно-ценностный компонент характеризуется ценностными ориентациями, установками и мотивами будущих педагогов. Отражает качества личности будущих педагогов через систему убеждений, ценностных ориентаций, индивидуальных норм поведения, которые в совокупности образуют управленческое мировоззрение личности студента.

Показателями мотивационно-ценностного компонента выступают:

— активная социальная позиция будущих педагогов;

— стремление овладеть проф. знаниями и сформировать профессионально важные качества;

— коммуникабельность и стремление к лидерству;

— высокая мотивация достижения успехов;

— умение мотивировать себя и окружающих людей;

— сформированная субъектная позиция;

— стремление к развитию и саморазвитию.

В когнитивном аспекте отражена теоретическая обеспеченность управленческой компетентности будущих педагогов. Данный компонент предполагает оценку уровня управленческих знаний и интересов личности студента, образующих управленческий кругозор, системность мышления.

В качестве основных показателей когнитивного компонента управленческой компетентности будущих педагогов были определены:

— наличие теоретических знаний в области педагогического управления;

— осознанное и полное выделение элементов управленческой деятельности;

— направленность обучающихся на взаимодействие в ходе выполнения поставленной задачи;

— понимание значимости и структурных составляющих управленческой компетентности в профессиональной деятельности педагога.

Функционально-деятельностный компонент определяет прикладной аспект управленческой деятельности будущих педагогов и отражает уровень овладения управленческими умениями и навыками: развитие критического и практического мышления, четкое использование всех функций управления в различных ситуациях, обеспеченность управленческой педагогической деятельности соответствующей системой коммуникации.

Функционально-деятельностный компонент, тщательно изучен Л.Н. Павловой, и в свою очередь, предполагает:

— наличие сформированныех организационных умений и навыков;

— стремление к коллективному обсуждению и принятию решений;

— способности к целеполаганию и планированию;

— наличие сформированных контрольно-диагностических умений и навыков;

— креативность и умение действовать в измененных условиях;

— стремление к самоуправлению [2, с. 213].

Доказано, что успехи в учебе напрямую зависят от стремления и настойчивости обучающегося, от его желания и умения учиться. Исходя из этого, в приоритетном порядке нами был изучен мотивационно-ценностный компонент управленческой компетентности будущих педагогов с помощью методики изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной и диагностики направленности личности В. Смекала и М. Кучера.

Выборка исследования составила: 158 студентов – будущих педагогов филологического, физико-математического, естественно-географического факультетов и педагогических специальностей факультета общественных наук.

Методика изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной включает три шкалы: «Приобретение знаний»; «Овладение профессией»; и «Получение диплома».

Полученные результаты показывают, что преобладающими мотивами у опрошенных студентов – будущих педагогов являются стремление к приобретению знаний, любознательность – в среднем 70% респондентов; но также и «получение диплома» – стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов – 77% опрошенных студентов.

Мотивы овладения профессией, то есть стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества у опрошенных студентов на уровне ниже среднего – 68%.

Диагностика направленности личности разработана чешскими психологами В. Смекалом и М. Кучером. Ответы испытуемого зависят от того, какие виды удовлетворения и вознаграждения он предпочитает. Данная методика позволяет изучить основную жизненную позицию испытуемого.

Назначение исследования — определение ценностной направленности человека: личностной – на себя; деловой – на задачу; и коллективистской – на взаимодействие.

Направленность на себя – личностная – обуславливает стремление к личному первенству, престижу и связана с преобладанием мотивов собственного благополучия. Такой человек чаще всего бывает занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует на потребности людей вокруг себя. В работе видит, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания.

Коллективистская направленность, или направленность на взаимные действия, имеет место тогда, когда поступки человека определяются потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности.

Деловая направленность — направленность на задачу – отражает преобладание мотивов, порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми умениями и навыками. Обычно такой человек стремится сотрудничать с коллективом и добивается наибольшей продуктивности группы, а поэтому старается доказать точку зрения, которую считает полезной для выполнения поставленной задачи.

Причем, авторы отмечают, что перечисленные виды направленности личности не абсолютно изолированы, а обычно сочетаются. Поэтому более корректно будет говорить в результате диагностики не о единственной, а о доминирующей направленности личности.

В результате изучения ценностной направленности личности было выявлено, что у 56%студентов отмечается направленность на себя, свое личное благополучие и успех; 18% продемонстрировали направленность на взаимную, коллективистскую деятельность, определяемую потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с другими студентами; направленность на поставленную задачу, на дело отмечена у 26% студентов – данный вид направленности отражает преобладание мотивов, порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми умениями и навыками.

Анализируя показатели мотивационно-ценностного компонента управленческой компетентности будущих педагогов, пришли к выводу, что у большинства обучающихся отмечается стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче сессии. У более чем половины студентов отмечается ценностная ориентация на свое личное благополучие и успех, характеризующая направленность на себя. Таким образом, в ходе диагностики мотивационно-ценностного компонента управленческой компетентности будущих педагогов была выявлена необходимость ведения в этом направлении целенаправленной формирующей работы.

Развитию же мотивационно-ценностного компонента управленческой компетентности будущих педагогов могут способствовать следующие положения-рекомендации:

  1. Организация эффективного межличностного и педагогического общения преподавателей и обучающихся — умение преподавателя доказать, что управленческое воздействие принципиально схоже с процессом педагогического воздействия и взаимодействия – в связи с чем, учитель выступает менеджером учебно-воспитательного процесса;
  2. Использование интерактивных методов обучения; включение обучающихся в квазипрофессиональную деятельность по управлению ученическим коллективом;
  3. Включение заданий проблемного характера для анализа студентами в учебной аудитории, так и в процессе прохождения педагогической практики.
  4. Использование рейтинговой системы оценки всех видов управленческой деятельности, реализуемых студентами на практике и в общеобразовательном пространстве вуза.

В соответствии с целью научной статьи было изучено понятие и структура управленческой компетентности будущего педагога, представлен анализ эмпирического изучения мотивационно-ценностного аспекта подготовки учителя к управлению ученическим коллективом.

Литература

  1. Головина Л.А.Управление познавательной способностью студента при формировании внутренней мотивации к учебному процессу // Актуальные вопросы образования. – 2015. – № 1. С. 131-135.
  2. Павлова Л.Н. Педагогическое управление как объект исследования трудовой функции // Теория и практика общественного развития. – 2014. – № 1. – С. 212-214.
  3. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс]. Режим доступа: .
  4. Серякова С.Б. Об оценке компетентности преподавателя вуза // Антропоцентрические науки: инновационный взгляд на образование и развития личности // Материалы II-ой международной научно-практической конференции : в 2-х частях. Под ред. Э. П. Комаровой. – 2015. – С. 36-38.
  5. Серякова С.Б. Формирование психолого-педагогической компетентности педагога дополнительного образования: автореф. дисс. доктора пед. наук / Серякова С.Б. – Москва, 2006. – 40 с.[schema type=»book» name=»ХАРАКТЕРИСТИКА МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО АСПЕКТА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА» description=»Согласно профессиональному стандарту «Педагог» для реализации основных трудовых действий современному учителю необходимо обладать умениями управлять учебными группами с целью вовлече-ния обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность. В связи с этим, целью статьи является изучение понятия и структуры управленческой компетентности будущего педагога, а также эмпирическое изучение мотивационно-ценностного аспекта подготовки учителя к управлению ученическим коллективом.» author=»Никитовская Галина Владимировна, Доля Татьяна Леонидовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-15″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.01.2017_1(34)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot gacor slot demo slot gacor 2023 slot demo slot demo slot gacor slot deposit pulsa data macau data hk
404: Not Found