Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОЛИКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОЛИКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Современное общество актуализирует поликультурное образование, которое способствует формированию у обучающихся поликультурного мышления, социальной устойчивости, нравственности и гуманности, практической способности применения полученных знаний, умению комфортно жить в трансформирующемся обществе [8].

Одной из приоритетных проблем образования, стоящих перед мировой цивилизацией, является формирование поликультурных компетенций. Постоянное взаимодействие различных представителей мировых культур, что создает предпосылки к формированию поликультурных компетенций молодежи.

Соотношение национальных и общечеловеческих ценностей в условиях глобализации современного мира обрело особую актуальность: с одной стороны, необходимо сохранить своеобразие этнокультур, а с другой, предусмотреть их взаимовлияние на процессы глобализации, интеграции и интернационализации [12, с. 32].

Наличие поликультурного компонента позволяет решать двойную задачу: стимулировать интерес обучающихся, а затем и студентов к новому знанию и одновременно предлагать различные точки зрения на окружающий мир. В связи с этим особое внимание уделяется культурологической направленности образования, которое выступает как важнейший социальный институт, ответственный за процесс социализации личности в условиях глобализации, обеспечивающий преемственность в развитии культуры, формирование условий для территориальной, социальной и академической мобильности молодежи [4, с.43]. Главной направленностью такого образования должно стать формирование инновационного мышления, развитие творческих способностей и интеллектуального потенциала молодежи, поиск новых подходов  в решении современных проблем.

Современные тенденции развития образования актуализируют подготовку профессионала, конкурентоспособного в быстроизменяющихся рыночных условиях, мобильного, способного к активному самосовершенствованию и саморазвитию, стремящегося к обучению и повышению квалификации, обновлению знаний и компетенций на протяжении всей жизни [5, с.281].

Это соответствует приоритетной направленности государственного документа «Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации до 2015 г.», в котором определена стратегическая цель государственной политики в области развития науки и технологий – выход РФ к 2020 году на мировой уровень исследований, разработок на направлениях, определенных национальными и научно-технологическими приоритетами, освоение в РФ шестого технологического уклада [8].

Поликультурность социального пространства, в котором развивается жизнедеятельность человека, является одним из системообразующих начал современных цивилизаций, что обеспечит сохранение безопасности обучающимся. Нельзя не согласиться с тем, что без духовной самобытности сложно существовать в общемировой семье культур и цивилизаций, и, в конечном счете, экономические и геополитические позиции страны могут существенно ослабнуть. Именно в этом заключается понимание взаимосвязи места России в мировом сообществе и государственной политики в сфере образования, к осознанию и решению актуальных проблем современности [11].

Россия была и остается многонациональным государством, поликультурное пространство образования которого является объективной реальностью. Синтез ценностей разных народов, этносов, культур, цивилизаций, религий в настоящее время осуществляется в основном с помощью современных средств массовых коммуникаций, массовой культуры, продуктов массового производства и масс-медиа. В настоящее время интернет является неотъемлемой частью глобальных мировых процессов.  Становление поликультурных компетенций обучающихся невозможно без пропаганды социально значимых поликультурных ценностей [2, 3].

Формирование поликультурных компетенций молодежи представляет собой процесс создания и реализации системы собственных представлений о культурном пространстве и своем месте в нем. Это актуализирует поликультурное образование, необходимость развития знаний, умений, навыков и овладение ими для сохранения многообразия культурных ценностей, норм, образцов, форм деятельности и мирного сосуществования.

Мы выявили, что интерес «к не таким, как я» среди старшеклассников – 89% и студентов – 74%; ежедневно выходят в сеть интернет молодежь в возрасте 18-24 лет – 88%; 25-30-летнего возраста – 71%. Самое главное в общении с другими 48% опрошенных старшеклассников назвали доброту, 52% студентов — уверенность. Другого, как «непохожего» рассматривают –  37% молодежи,  «другого как чужого» – 31%, «другого как интересного» – 32% опрошенных. Результаты опроса актуализировали проблему поиска новых педагогических условий формирования поликультурной личности, взаимопонимания молодежи во имя мира и сохранения культурной идентичности различных народов
[6, с.51].

По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (2013 г.), согласно проведенным исследованиям, в России ежедневно работают в интернет 89% подростков в возрасте до 17 лет, 93% –  молодежь в возрасте до 25 лет. Многочисленные исследования (О.В.Акулова, Д.Бенкс, А.Г.Бермус, В.С.Библер, А.А.Деркач, В.И.Матис, В.Е.Семенов, Л.Л.Супрунова) позволяют констатировать необходимость формирования человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания, уважения к другим культурам, умением жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас и верований [9, с.103].

Мощной интерактивной рекламной площадкой для всего мира являются социальные сети, в том числе и для формирования поликультурных компетенций молодежи. Социальная сеть является многопользовательским, поликультурным и информационно насыщенным интернет-сайтом, на котором осуществляется наполнение пользователей информацией. Такая коммуникация вызывает большую степень доверия у молодежи, легче воспринимается и быстрее ими распространяется. Интернет объединяет в себе множество компьютерных сетей, обеспечивает коммуникации и сотрудничество пользователей разных стран мира. Это значит, что образовательные процессы должны быть детерминированы тем, что вызывает интерес у молодежи. Это интернет и возможность общения для личностного и профессионального роста, формирования поликультурных компетенций [10].

Вопросами поликультурного образования занимались А.И.Арнольдов, А.Г.Асмолов, В.С.Библер, Н.А.Богатых, Н.И.Гез, В.Е.Давидович, М.В.Кларин, Б.А.Тахотов и другие. Формирование поликультурной компетентности в этом аспекте является одним из основных критериев качества образования [1].

Как считает, А.В.Иванова, поликультурная компетентность это совокупность знаний, умений, навыков, способствующих усвоению знаний о культуре своего народа, и непременное условие интеграции в другие культуры. Она способствует формированию представлений о многообразии культур в регионе, России, мире, развитию умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями других культур [3, с.11].

Например, социальные сети, применительно к формированию поликультурных компетенций молодежи дают возможность освоения ценностей субкультур, налаживания новых коммуникационных каналов, использовать создавшиеся сообщества, целевые группы аудитории и создавать новые, развивать гражданские чувства аудитории, самосознание граждан, исследовать формы и стадии поликультурной адаптации молодежи.

Овладение молодежью поликультурными компетенциями осуществляется в урочное и внеурочное время, участвуя в совместном принятии решений и проектировании жизненной траектории; в процессе понимания межкультурных различий и уважения представителей других культур; в результате формирования активной гражданской позиции и обмена опытом; при изучении и использовании передовых достижений других народов и культур; при самоподготовке и проектировании профессиональной карьеры.

В этой связи, на факультете психологии образования НФИ КемГУ, в гимназии № 59 и школе № 36 было откорректировано содержание учебно-методических комплексов и учебных дисциплин для повышения качества подготовки обучающихся и будущих специалистов, создания механизмов эффективного освоения обучающимися компетенций, необходимых в будущей профессиональной деятельности. При этом, если раньше учебные программы дисциплины определяли цели, содержание, объем и порядок изучения дисциплины, то в настоящее время был включен перечень результатов образования, формируемых дисциплиной с указанием соответствующих компетенций и основных образовательных технологий (форм, методов обучения, типовых задач), используемых для формирования компетенций обучающихся, перечень типовых заданий для контроля и самооценки уровня заявленных в дисциплине результатов образования (компетенций). Среди которых приоритетное место отводится поликультурной компетенции, формированию толерантности, доброты и уважения к другим людям.

Практика работы в школе и в вузе показывает, что поликультурные ценности также необходимо пропагандировать и рекламировать, используя, например, интернет-рекламу и разные ее виды: медийная (на графических файлах – баннерах); контекстная (в ответ на запросы по ключевым словам); в RSS-каналах (вместе с новостями подается небольшое текстовое сообщение); в почтовых рассылках (рассылается в виде электронных писем). Такие
PR-технологии позволяют охватить многочисленную аудиторию, постоянно обновлять информации, корректировать и изменять содержание, при этом, обеспечивая обратную связь с пользователями, осуществляя мониторинг поликультурных компетенций.

Наши исследования позволили выявить, что эффективными средствами при формировании поликультурных компетенций молодежи являются:

— «молва» – обмен пользователей собственным опытом о тех или иных событиях, услугах, проведение дискуссий на различные темы. В ходе этих коммуникаций у участников появляется возможность ближе узнать и понять представителей разных культур. «Интернет молва» имеет высокую степень доверия к рекомендациям от друзей;

– «сарафанное радио», в результате которого происходит распространение тех или иных слухов;

– «из уст в уста», когда информация передается от пользователя – пользователю устно, на форуме, письмом, в блоге;

– «стартапы»  – выпуск новой книги/пособия, когда автор делится своим опытом и оставляет ссылку на свой сайт;

– «вирусная реклама» (аудио-видеозаписи, тексты, картинки, приложения), которые выкладываются в социальную сеть анкет героев и образов;

– видеодискуссии (например, российской молодежи с зарубежными обучающимися в НФИ КемГУ между Казанским федеральным университетом, Томским институтом развития образовательных систем  и Западным Мичиганским  университетом).

Международная видеодискуссия по теме: «Современные требования к профессиональным компетенциям и личностным качествам специалистов» проходила в рамках российско-американской научно-исследовательской лаборатории «Цивилизация. Культура. Образование», структурного подразделения НФИ КемГУ. Несмотря на значительную разницу во времени
(в России – 21час, в США – 10 час.) в видеодискуссии активно участвовали профессора, преподаватели, аспиранты, учителя и студенты – будущие политологи, философы, психологи, технологи, учителя физической культуры, историки и языковеды, а также школьники.

От Российской Федерации кроме НФИ КемГУ участвовали Томский государственный педагогический университет и Институт развития образовательных систем РАО (г. Томск). Соединенные Штаты Америки представляли Западный Мичиганский Университет, (г. Каламазоо), Университет Долины Юта, (г. Орем) и Международное общество сравнительного исследования цивилизаций, штат Мичиган, (г. Каламазоо).

В ходе видеодискуссии участники остановились на проблеме возрастающих требований к специалистам, формировании профессиональных компетенций и личностных качеств, умении общаться с представителями других культур. Акцентировали внимание на том, что обновленный мир с инновационными технологиями предъявляет все более высокие требования к специалистам, поэтому необходимо непрерывное образование, чтобы быть конкурентоспособным специалистом на рынке труда [12, с. 33].

Российскую молодежь интересовало, что вкладывают их зарубежные сверстники в понятие «смысл жизни», «ценности»,  «ценностная ориентация», «компетенции», «поликультурные компетенции», что ожидают от своей жизни, какие надежды связывают с будущей профессией и так далее.  Американская аудитория спрашивала, сколько в России платят за учебу в вузе, как расставляются приоритеты в российском образовании, какой приблизительно процент отводится академическому и профессиональному обучению,  чем российские студенты любят заниматься в свободное время, как формируют поликультурную компетентность и прочее. Обе стороны определились, в каких мероприятиях они  могут сотрудничать в режиме телемоста в будущем.

     Оживленный интерес у участников вызвало обсуждение следующих вопросов:

  1. Какие условия необходимы для успешного развития общих и профессиональных компетенций будущих учителей в соответствии с требованиями ФГОС ВПО, чтобы будущие специалисты были самостоятельными, мобильными и конкурентоспособными на современном рынке труда?
  2. Как и какие инновационные формы реализовывать на практике,
    и в чем заключается инновационный потенциал образовательного пространства
    для творческого саморазвития субъектов образования, как его выявить и как достичь желаемых результатов?
  3. Как добиться того, чтобы обучающиеся не только усвоили знания, умения, навыки, но и сформировали поликультурные компетенции, умели творчески мыслить, практически реализовывать свои планы, осмысливали себя и свою значимость в социуме, свои ценности и способности, важность выбранной профессии?

В качестве перспективы сотрудничества присутствующие будут продолжать исследование проблемы творческого саморазвития обучающихся в рамках научной школы академика РАО, доктора педагогических наук, профессора В.И.Андреева в сотрудничестве с учеными НФИ КемГУ как исполнители и соисполнители научно-исследовательской деятельности (в рамках экспериментальной площадки Института теории и истории педагогики РАО,
г. Москва),  реализуя концепцию и педагогическую технологию формирования ценностно-смысловых ориентаций обучающихся на творческое саморазвитие в системе непрерывного образования, участвуя в презентациях инновационных форм организации сотворчества в образовательных учреждениях разного типа, в видеодискуссиях, в подготовке инновационных проектов, научных статей, учебно-методических пособий и монографий.

Эффективными при формировании поликультурных компетенций является также проведение культурно-массовых молодежных интернет мероприятий, повышающих социальную активность молодежи, реализация инновационных проектов и долгосрочных социальных программ,  что позволяет формировать ответственность и осмысленность молодежи, понимать свою роль и значимость как субъекта деятельности в поликультурном мире.

Современные социально-экономические изменения определили возможность создания новых теоретических и стратегических моделей формирования поликультурных компетенций молодежи и обусловили необходимость их применения в образовательном процессе школы и вуза.

Формирование поликультурных компетенций расширит сущность общечеловеческой нравственности и морали, религии и толерантности, которые являются в настоящее время предметом исследования многих наук в современном обществе.

Международное сотрудничество, безусловно, является инновационным потенциалом для формирования поликультурных компетенций обучающихся, позволит образовательным организациям  системно реализовывать стратегию интернационализации образования. Следствием этого является развитие толерантности и успешная подготовка школьников и студентов для интеграции в европейское и мировое образовательное пространство.

Список литературы:

  1. Богатых Н.А., Тахохов Б.А. Поликультурная компетентность — фактор развития толерантности студентов. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.logosbook.ru/
  2. Вирусный пиар [Электронный ресурс]. – Режим доступа: [https://www. upsale.ru/ articles/virusnij-piar.html ]
  3. Иванова А.В. Развитие поликультурного образования: историко-педагогический анализ (ХХ в. – начало ХХ1 в.). Автореф. дис. канд.пед.наук, Якутск, 2010. – 24с.
  4. Л.Ф.Михальцова, В.Ф.Мищенко. Современная проблема поликультурного образования: теория и практика / Педагогика, психология и образование: от теории к практике /Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 2014. – С. 42-44.
  5. 5.Михальцова Л.Ф. Международное научное сотрудничество как стратегия реализации инновационного потенциала образовательного пространства для творческого саморазвития обучающихся // Актуальные вопросы педагогики и психологии образования: материалы V Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, магистрантов, студентов c международным участием. – Барнаул: АлтГПА, 2014. – С. 279 – 282 (0,1).
  6. Михальцова Л.Ф., Даничкина Н.А., Куровский В.Н. Профессиональное развитие студентов: теория и практика / Профессиональное образование: проблемы и достижения. – Томск, 2014. – С. 50-53.
  7. 7.Михальцова  Л.Ф. Учебно-методическое пособие для студентов педагогического вуза. Бакалавриат. «Поликультурное образование», специальность 050400.62 – «Психолого-педагогическое образование». – Новокузнецк: РИО КузГПА, 2014. – 81 с.
  8. Образование в поликультурном обществе В.В.Путин, 12.07.2009г. [Электронный ресурс]. (дата обращения 28.12.2014).
  9. 9.Проблема поликультурного образования в американской педагогике (анализ концепции Д. Бенкса) // Педагогика. 1993. № 1. С. 104-109.
  10. Развитие интернета в регионах России. Исследование. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ya_internet _regions_2014.xml__
  11. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации до 2015 г. [Электронный ресурс] Url:https://base/ consultant.ru (дата обращения 29.12.2014)
  12. 12.Mikhaltsova L. Russian-American Scientific and Research Laboratory “Civilization. Culture. Education.” 2013. Report / L. Mikhaltsova // The ISCSC Newsletter. International Society for the Comparative Study of Civilizations / Western Michigan University, Kalamazoo, Michigan, USA. – 2014. – Vol. 53 (1). – Р. 32-33.[schema type=»book» name=»ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОЛИКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ» author=»Давыдова Ирина Владимировна, Даничкина Наталья Анатольевна, Михальцова Любовь Филипповна, Ялаева Татьяна Павловна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-09″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot thailand slot terpercaya slot dana jendralsmaya slot maxwin slot server luar demo slot slot 4d slot terbaru slot gacor slot deposit pulsa dragonslot99 slot88 selotgacorku slot thailand slot terbaru
404: Not Found