Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ КОМФОРТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ КОМФОРТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

На современном этапе развития педагогической науки определение понятия «среда» рассматривается неоднозначно. В целом можно выделить два основных аспекта. В одних случаях образовательная среда рассматривается с точки зрения условий, в которых происходит жизнедеятельность человека и людей, которые окружают его и также находятся в этих условиях. С другой стороны можно определить образовательную среду как социальное пространство, в которое включен человек, пространство его непосредственной деятельности, ближайшего развития и активности. Также в контексте структуры образовательной среды рассматривают феномены личной жизни человека и его социальной жизни, которые включают в себя особенности его индивидуального жизненного опыта, влияние на него средств массовой информации и т.п. [7, с.28]

Итак, в педагогическом аспекте образовательная среда рассматривается как непосредственное окружение человека и те условия, в рамках которых он взаимодействует с данным окружением. Эти условия и особенности взаимодействия играют значительную роль в определении направления развития личности, а также могут оказывать влияние на темпы развития – ускорять или замедлять его.

В современной системе образования организация развивающей, комфортной и безопасной образовательной среды является одним из основных направлений деятельности как социально-психологической службы конкретного образовательного учреждения, так и всей системы образования в целом. Данное направление деятельности можно охарактеризовать как систему мер, которые обращены ко всем субъектам образовательного процесса. Эти меры направлены, в первую очередь на устранение психологического насилия в условиях образовательной среды, которое основано преимущественно на формировании социально-психологической компетентности. Под социально-психологической компетентностью понимают возможность личности самостоятельно выбирать и реализовывать собственный жизненный путь, самостоятельно бороться с возникающими трудностями, а также ее умение правильно проанализировать сложившуюся ситуацию и выбрать соответствующую стратегию поведения, не нарушив при этом права и свободы других людей. [4, с. 76]

Таким образом, образовательная среда – это система условий и влияний, в которых личность формируется по заданному образцу. В данной системе заключены возможности для развития личности, которые содержатся в ее пространственном, социальном и предметном окружении.

Комфортную образовательную среду, в свою очередь, можно определить как такую среду взаимодействия людей, которая характеризуется референтной значимостью для каждого из включенных в нее субъектов. С точки зрения деятельности в образовательном процессе такая среда основана на личностно ориентированном подходе, что позволяет ей оказывать влияние на коммуникацию и эмоционально-личностные проявления субъектов образовательного процесса. Ключевой особенностью комфортной образовательной среды можно считать ее способность обеспечить каждому из субъектов образовательного процесса потенциал и ресурсы для эффективной самореализации, самосовершенствования и личностного развития. [11]

Также качество и комфорт образовательной среды можно представить, как ее способность обеспечить субъектам образовательного процесса определенную систему возможностей, которые связаны с удовлетворением таких их потребностей как:

— физиологические потребности (подразумевают соответствующий уровень соблюдения санитарно-гигиенических норм, правильно организованный режим дня, а также нормированный уровень учебной нагрузки);

— потребности в безопасности (включают в себя защиту всех участников образовательного процесса от проявлений физического, социального, психологического насилия);

— потребности в общении (выражаются в привязанности и причастности к группе или коллективу);

— социальные потребности (такие как потребности в признании, уважении и общественном приятии);

— потребность в самоактуализации и другие.

В образовательную среду учебного заведения системы среднего профессионального образования вовлечены различные субъекты. Среди них, на ряду с обучающимися и их родителями, можно выделить таких участников как директор с его заместителями, методисты и преподаватели, специалисты социально-психологической службы, руководители производственной практики, педагоги дополнительного образования. [5, 10]

Работа по созданию комфортной образовательной среды может проводиться со всеми участниками образовательного процесса в нескольких направлениях.

  • мониторинг посещаемости успеваемости обучающихся;
  • мероприятия, содействующие поддержанию комфортного психологического микроклимата в группах обучающихся;
  • проведение тематических родительских собраний и классных часов, с целью знакомства с историей и особенностями образовательного учреждения;
  • мероприятия, направленные на сплочение групп;
  • социально-психологическая диагностика с целью выявления обучающихся, которые относятся к группам риска;
  • организация учебного процесса с использованием современных педагогических технологий в рамках компетентностного подхода и в соответствии с требованиями ФГОС оказывает содействие личностному развитию и формированию общих и профессиональных компетенций;
  • сотрудничество с предприятиями потенциальных работодателей, что позволяет познакомить будущих специалистов с реальными условиями труда и новейшими исследованиями в разных предметных областях;
  • комплексное социально-психологическое сопровождение образовательного процесса.

Библиографический список:

  1. Баева И.А., Волкова Е.Н., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды: учеб. пособие. М., 2009.
  2. Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. СПб.: Речь, 2002. – 251с.
  3. Бурмистрова Е.В. Психологическая помощь в кризисных ситуациях (предупреждение кризисных ситуаций в образовательной среде): Методические рекомендации для специалистов системы образования. М.: МГППУ, 2006. — 96 с. Дафт Р. Организации: Учебник для психологов и экономистов. – М., 2009. – 252 с.
  4. Крылова, Н. Б. Культурология образования. М.: Народное образование, 2000.
  5. Марковская Е.А. Комфортная образовательная среда района как условие развития профессионализма педагогов: автореферат диссертации на соискание ученой степени к.п.н. СПб.: Издательство «Центр информационной культуры», 2004. – 28 с./
    Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике https://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-komfortnaya-obrazovatelnaya-sreda-rayona-kak-uslovie-razvitiya-professionalizma-pedagogov#ixzz3q0aJjYIw
  6. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство. СПБ, Речь. – 2006. – 288 с.
  7. Педагогика. – 2004. – №4. – С. 39-44.
  8. Психологическая безопасность: учебное пособие. М., Дрофа, 2008.
  9. Роль тьютора в воспитательно-образовательном процессе учреждения СПО – Э. Г. Аппакова/ ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ «Среднее профессиональное образование» № 6 2014г.
  10. Сборник трудов III Всероссийской научно-практической конференции «Психологическая наука и практика образования: психологическая безопасность и развивающий характер образовательной среды» -https://vypuskniki.kspu.ru/doc/09_2.htm
  11. Официальный сайт муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №108″ г.Трёхгорного Челябинской области type=»book» name=»ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ КОМФОРТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» description=»В статье рассматривается определение понятий «среда», «образовательная среда» и «комфортная образовательная среда» в педагогической науке, критерии комфортной образовательной среды, а также комплекс направлений работы и мероприятия, реализация которых способствует организации комфортной образовательной среды в системе среднего профессионального образования. » author=»Гринимеер Елена Константиновна, Зигунова Александра Сергеевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-31″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_31.10.15_10(19)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot gacor slot demo slot gacor 2023 slot demo slot demo slot gacor slot deposit pulsa data macau data hk
404: Not Found