Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

СУБЪЕКТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . СУБЪЕКТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

В современных условиях модернизации системы образования предъявляются новые требования к профессиональным и личностным качествам педагога. От него требуется пересмотр своего профессионального опыта, построение современной культуры общения с учащимися, их родителями и коллегами, осознание важности непрерывного профессионально-личностного развития. Действенное научно-методическое сопровождение развития педагогов призвана выполнить методическая служба школы. Она выступает «вдохновителем» профессионально-личностного развития каждого педагога и всего педагогического коллектива и в современных условиях может работать по схеме «образовательные потребности – образовательные услуги».

Научно-методическое сопровождение мы трактуем как процесс научно обоснованного специально организованного взаимодействия субъектов сопровождения, направленный на преодоление профессиональных затруднений и личностных проблем педагогов. Субъектами сопровождения могут выступать педагоги, методист, заместитель директора по научно-методической работе, педагог-мастер, опытный специалист, талантливый сотрудник. Сопровождение включает в себя систему взаимосвязанных действий, мероприятий, педагогических событий и ситуаций, ориентированных на осмысление профессионального опыта, актуализацию саморазвития, профессиональный успех, личностное преобразование педагогов, на их профессионально-личностное развитие.

Изучение результатов исследований О.Б. Даутовой, Е.О. Галицких, А.А. Деркача, Э.Ф. Зеера, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, М.М. Поташника, В.А. Сластёнина и др. послужило основой для анализа содержания, структуры, критериев феномена «профессионально-личностного развития» и формулировки авторского определения как синтеза сущностных признаков данной категории. Профессионально-личностное развитие рассматривается нами как динамический целенаправленный осознанный процесс качественных личностных преобразований, которые выводят педагога на новый уровень саморазвития и самореализации в профессиональной деятельности.

Главная методологическая идея исследования представляется нам как совокупность инновационных подходов к научно-методическому сопровождению процесса профессионально-личностного развития педагогов, что обеспечит получение объективной, достоверной информации, позволяющей создать целостную картину изучаемого явления.

Для отбора методологических подходов, составляющих основу нашего исследования, мы руководствовались следующими положениями:

— методологические подходы должны в полной мере соответствовать целям и задачам исследования;

— для получения объективной и целостной картины исследуемого явления необходим синтез нескольких подходов, соответствующих нескольким уровням методологии;

— методологические подходы в исследовании должны быть взаимодополняющими, что позволит изучить конкретный объект всесторонне и во всех его взаимосвязях.

В словаре В.И. Даля термин «подход» обозначает «идти под низ чего-то», т.е. находиться в основе чего-то. Подход применительно к образованию есть «первокирпичек», который определяет содержание, формы, методы, приемы и может рассматриваться как определенная позиция, которая предполагает использование соответствующих принципов исследования, соответствующих средств и способов практической деятельности.

Для достижения цели и решения задач исследования, были выделены следующие методологические подходы: личностно-ориентированный, субъектно-деятельностный, акмеологический, интегративно-дифференцированный, которые позволяют выстраивать научно-методическое сопровождение профессионально-личностного развития педагога в условиях общеобразовательной организации адекватно современным потребностям общества, развивающейся школы, с учетом индивидуальных запросов и профессиональных заявок конкретного педагога и педагогического коллектива в целом, и потому по праву могут считаться инновационными. Следует отметить, что традиционные подходы к научно-методическому сопровождению профессионально-личностного развития педагогов больше были ориентированы на знания и умения педагогов в профессиональной деятельности. В гипотезе нашего исследования указывается, что научно-методическое сопровождение, основанное на инновационных подходах, будет способствовать эффективному профессионально-личностному развитию педагогов в условиях общеобразовательной организации, позволит совмещать эффекты личностного развития, профессионального совершенствования и преобразования образовательного методического пространства школы. Выдвигая данную гипотезу, мы опирались на фундаментальные исследования личности педагога И.А. Зимней, Л.М. Митиной, А.К. Марковой и др. и развивали идеи об интеграции личностного и профессионального, успешности личности в деятельности, субъектности самообразования и саморазвития, опережающего стратегического научно-методического сопровождения профессионально-личностного развития педагогов в условиях общеобразовательной организации.

Изучив заявленные подходы в педагогической теории и практике, проанализировав возможности их использования в научно-методическом сопровождении профессионально-личностного развития педагогов, экспериментально апробировав их в работе методических служб общеобразовательных организаций Восточного образовательного округа Кировской области, мы пришли к выводу, что выбранные нами подходы в педагогической науке достаточно обоснованы как самостоятельные методологические аспекты, способствуют обновлению содержания научно-методического сопровождения профессионально-личностного развития педагогов в условиях общеобразовательной организации, влияют на развитие профессиональной компетентности и личностных качеств педагога. Более подробно рассмотрим субъектно-деятельностный подход как основополагающий подход в нашем исследовании.

Сущность субъектно-деятельностного подхода определяет положение С.Л. Рубинштейна о том, что субъект в своей самодеятельности создается и определяется [1]. Субъект рассматривается как новое, преобразованное качество личности, возникающее через разрешение противоречий между возможностями, особенностями, мотивами личности и требованиями общества к профессиональной деятельности. При этом субъект деятельности преодолевает противоречия между внутренним и внешним, стандартизацией и индивидуализацией, актуальным и потенциальным [3].

Субъектно-деятельностный подход опирается на научные идеи Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева и получил дальнейшее развитие в трудах К.А. Абульхановой-Славской, А.В. Брушлинского и др. В педагогике субъектно-деятельностный подход выделяет В.А. Сластёнин и рассматривает субъектность как «сложную интегральную характеристику личности, отражающую ее активно-избирательное, инициативно-ответственное, преобразовательное отношение к самой себе, к деятельности, к людям, к миру и жизни в целом» [6, С.45]. Субъектно-деятельностный подход в образовании представляет целенаправленную, мотивированную и осознанную деятельность человека. Деятельность всегда субъекта, целенаправленна, носит самостоятельный характер, а значит, профессионально — личностное развитие педагога будет успешным в том случае, если педагог состоится как субъект собственной жизнедеятельности, как субъект собственного профессионального и жизненного пути. Приоритет субъектной позиции педагога по отношению к самому себе позволяет сделать его лично ответственным за уровень своего профессионально-личностного развития. Потому педагог обязан самостоятельно определить содержание, форму, виды, временные рамки сопровождения, чтобы совершенствоваться самому и улучшать результаты своего труда и в целом общеобразовательной организации [2]. При таком подходе акцент смещается на профессионально-личностное развитие педагога, на процесс и результат этого развития, а научно-методическое сопровождение возможно рассматривать как средство обеспечения этого развития.

Субъектно-деятельностный подход в исследовании объединяет субъектный и деятельностный подходы в единстве объектов и процесса развития, личности и ее деятельности. Ценным для нашего исследования является то, что в профессии личность развивается как субъект деятельности.

Субъектно-деятельностный подход к научно-методическому сопровождению профессионально-личностного развития педагога позволяет совершенствовать личность педагога в профессионально-педагогической деятельности, раскрывать деятельно-творческую природу человека, побуждать его поведение к деятельному утверждению и поиску смысла жизни, самоопределению, самореализации и самопознанию индивидуального «Я», т.е. осуществлять индивидуализацию и персонализацию [4]. В нашем исследовании мы считаем, что именно индивидуализация помогает каждому педагогу пройти собственный путь, маршрут к освоению приоритетного и актуального на данном этапе своего развития. Цель «сопровождающего» — помочь педагогу определить индивидуальную траекторию профессионально-личностного развития. Процесс, в ходе которого происходит существенное изменение в системе личностных смыслов и поведенческой активности человека, мы рассматриваем как персонализацию.

Реализация субъектно-деятельностного подхода к научно-методическому сопровождению идет путем последовательной индивидуализации и персонализации процесса профессионально-личностного развития педагогов в условиях общеобразовательной организации. Преимуществом данного подхода является возможность провести целостный психологический анализ субъекта сопровождения в условиях профессиональной деятельности и выявить важные условия профессионально-личностного развития. Вопросы профессионально-личностного развития Б.Г. Ананьев, В.П. Беспалько, Н.В. Кузьмина, В.А. Кан-Калик, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, Л.Н. Митина и др. рассматривают во взаимосвязи с деятельностью и подчеркивают, что она детерминирует развитие. В.А. Сластёнин указывает, что профессиональное саморазвитие складывается из двух компонентов: внешних условий и внутренних способностей: наличие потребностей в обновлении, развитии, самопознании; в понимании своих действий; в целеполагании [6]. Любая деятельность человека, как отмечал Рубинштейн С.Л., исходит от него как субъекта этой деятельности. Именно в деятельности личность формируется, проявляется и выступает результатом деятельности [5].

При определении сущности профессионально-личностного развития педагогов мы придерживались одного из основных положений субъектно-деятельностного подхода – нацеленности на результат в профессиональной деятельности, в частности, на достижение целей ФГОС общего образования при активном участии каждого педагога.

Таким образом, в нашем исследовании субъектно-деятельностный подход позволит:

1). реализовать одну из основных идей исследования: создание образовательного методического пространства школы, которое будет иметь субъектную направленность, широкий спектр индивидуальных образовательных траекторий, свободу выбора и вариативность повышения квалификации через активные формы в условиях общеобразовательной организации;

2). сопровождающему четко выделить интересы и потребности каждого педагога; связать саморазвивающуюся личность профессионала как активного преобразователя собственной жизни с его деятельностью; превратить участников сопровождения в «активных субъектов собственного образования»;

3). педагогу рассматривать себя в качестве активного преобразователя собственной жизни, способного самостоятельно определять траекторию своего развития в профессиональной деятельности через внутренние условия: жизненный опыт, гендерные особенности, наследственные факторы, личностные качества; самостоятельно проектировать свой путь личностного развития; активизировать процесс самосовершенствования личности, осознания ею своих реальных возможностей, отношения к себе как к субъекту и творцу собственной жизни.

Список литературы:

  1. Брушлинский,А.В. Исходные понятия субъектно-деятельностного подхода: проблемы психологии развития [Текст] / А.В. Брушлинский // Материалы конференции «Психическое развитие в онтогенезе: закономерности и возможности периодизации» / под ред. Е.Е. Кравцовой, В.Ф. Спиридонова. — М.: Вера Медика, 2000 -С. 104-112.
  2. Галицких, Е.О. Интегративный подход как теоретическая основа профессионально-личностного становления будущего педагога в университете [Текст] : монография / Е.О. Галицких. — СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. – 264 с.
  3. Деркач,А.А. Акмеология в вопросах и ответах [Текст] : учеб. пособие / А.А. Деркач, Е.В. Селезнева. – М.: МОДЭК, 2007. – 248 с.
  4. Максименко, С.Д. Субъектный подход в изучении профессиональной самореализации [Текст] / С.Д. Максименко, В.И. Осёдло // Психология и право.- 2011.- №1. – С. 38
  5. Рубинштейн С.Л., Основы общей психологии. Т.2., Глава XX. Самосознание личности и её жизненный путь [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – 3-е изд., перераб. и доп. — М., 1989. — 742 с.
  6. Сластёнин, В.А. Субъектно-деятельностный подход в непрерывном педагогическом образовании [Текст] / В.А. Сластенин // Непрерывное педагогическое образование. – 1999. — № 1. — с. 44-49[schema type=»book» name=»СУБЪЕКТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ» description=»В статье раскрывается сущность и доказывается инновационность субъектно-деятельностного подхода к научно-методическому сопровождению профессионально-личностного развития педагогов в условиях общеобразовательной организации на современном этапе модернизации системы образования. Представлены авторские определения понятий «научно-методическое сопровождение», «профессионально-личностное развитие».» author=»Давлятшина Ольга Вячеславовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-31″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_31.10.15_10(19)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
jendralmaya Slot slot gacor 2023 slot demo slot demo slot deposit pulsa slot demo slot demo slot slot deposit pulsa slot data hk data sgp data sdy data macau https://sebatik.wicida.ac.id/public/slot-demo/ slot demo slot demo
404: Not Found