Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА СЕЛЬСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КЛАСТЕРА РАЗВИТИЯ ПОЛИЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Анотация:
Ключевые слова:                              
Данные для цитирования: . СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА СЕЛЬСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КЛАСТЕРА РАЗВИТИЯ ПОЛИЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Евразийский Союз Ученых. Педагогические науки. ; ():-.

Современные аулы и сёла сохраняют многие традиционные черты сельского образа жизни.В жизненном укладе сельских жителей сохраняются более ярко  выраженные традиции этнокультур и сельской общины.

Для села характерна «публичность», а «приватность» вызывает осуждение. Отсутствие больших социальных  и культурных различий между жителями, немногочисленность реальных и возможных контактов делают общение селян довольно тесным и охватывающим все стороны жизни [2.с.88].

В то же время сегодня для него характерно отчуждение жителей от чувства хозяина земли, на которой они живут. По мнению исследователя современной деревни  В.Г. Виноградского, причудливая хозяйственная жизнь многих деревень порождает у их жителей комбинацию совести и бессовестности, «лихое воровство» и «угрюмую бережливость и даже скряжничество»,  «тотальное двоедушие»[2.с.89].

В этих условиях возрастает  роль школы, так как она всегда обладала большими возможностями влияния на жизнь своих учеников, сегодня, на наш взгляд, она имеет ключевое значение.

Это подтверждает исследование социально – педагогического ресурса села.

Социально – педагогический ресурс  институтов села, включая местную власть, учреждения образования, культуры, физкультуры и спорта, здравоохранения, социальной защиты, семью, производственные структуры социума, потребкооперацию, средства массовой информации, заключается в реализации воспитательных и образовательных возможностей этих институтов, в их ориентированности на социально – педагогическую поддержку как своихсотрудников, так и членов сельского сообщества в целом, на развитие социальной миссии этих институтов в сельском социуме [2.с.35].

К сожалению, многих составляющих институтов села уже не существует, что приводит к повышению авангардной роли школы в образовании подрастающего поколения, необходимости педагогизации сельского социума.

Социально – педагогический ресурс сельского сообщества, включая неформализованные институты сельского социума, такие как институт старейшин села, общественные объединения, институт старост, волонтёров, состоит  в их  соучастии в решении социальных проблем жителей села, в воспитании и образовании подрастающего поколения, взрослых[2.с.35], что мы учтём в деятельности сельского образовательного кластера.

Представляет интерес для нашего исследования выводы М.П. Гурьяновой о составляющих развитости социально – педагогического ресурса села такие как:

— гармоничный характер межличностных  отношений, основанный на взаимопомощи, сотрудничестве, уважении к старшим, бесконфликтности, толерантности;

— насыщенность сельской социальной среды культурными, образовательными и социальными практиками, организацией содержательного досуга;

— реализация интересов, возможностей, энергии детей, подростков, молодёжи в социально – полезных делах.;

— сохранность, освоенность, приумножение народно – национальных, историко – культурных, хозяйственных традиций в жизни местного сообщества;

— реализация воспитательных и образовательных возможностей ветеранов войны и труда в работе с молодёжью;

—  максимальное использование социально – педагогических ресурсов среды в образовании подрастающего поколения;

— эффективность использования институтов общественного самоуправления[1.с.40].

Исходя из выше изложенного, с учётом социально – педагогического ресурса села сегодня  актуально создание сельского образовательного кластера.

По мнению Н.А. Шарай,  Л.Н. Николаевой, Т.В. Вдовиной  важным механизмом интеграции, в том числе и в образовании, является кластер – соединение однородных элементов в новую целостность, которая может рассматриваться как самостоятельное целое, обладающее определёнными свойствами. Кластерный подход стал особо востребованным уже в конце 90 – х годов прошлого века, в этом русле решалась проблема интеграции образования, науки и производства;  образования, науки и культуры[4.с.20].

По мнению исследователей, в каждом конкретном случае принципы организации кластера зависят от целей и условий объединяющих и взаимодействующих структур. На наш взгляд, на селе сегодня в целях развития полиэтнокультурной компетентности школьников следует  создать сельский образовательный кластер, в котором объединить усилия учреждений образования, культуры, общественных объединений.

В кластеризации образования заложен огромный воспитательный смысл. В кластере есть возможность создания крупных форм воспитательной работы – студий, музеев, театра, клубов и системы воспитания на основе организации взаимосвязанной разносторонней деятельности на общих ценностных основаниях[4.с.22-23].

На наш взгляд, всё это возможно в условиях сельского образовательного кластера. По мнению исследователей, и мы с ним согласны,  философские ориентиры в управлении развитием кластера учитывают полиэтнический и многоконфессиональный состав обучающихся, что предполагает понимание того, что глобальное восприятие мира  неразрывно связано с пониманием уникальности этнокультур, взглядов, обычаев; уяснение идеи личной ответственности каждого человека за всё, что происходит в социальном мире.

Исходя из выше изложенного, нами создан сельский образовательный  кластер развития полиэтнокультурной компетентности старших школьников, разработана его концепция.

В наш сельский образовательный кластер входят: школа, дом культуры, библиотека, Малая ассамблея народа Казахстана, Совет ветеранов.

Концепция включает: миссию кластера, философские ориентиры, философские основы, концептуальные положения, методологические подходы и принципы развития полиэтнокультурной компетентности старших школьников в условиях сельского образовательного кластера.

Его миссия состоит в следующем:  ориентация  образовательной деятельности на идентификацию старшего школьника как гражданина Казахстана и гражданина мира, сохранение этнокультурной идентичности и одновременно освоение  ценностей других этнокультур как основы  общенационального единства и согласия, сохранения мира на планете Земля.

Философские ориентиры сельского образовательного кластера:

— трансформация его в центр управления,  мотивации, педагогической поддержки  развития полиэтнокультурной компетентности старших школьников;

— создание в сельском образовательном кластере полиэтнокультурного пространства как открытой системы доверия, взаимопонимания и творческой самореализации, атмосферы субъект – субъектных отношений междуучастниками образовательного процесса;

— структурированиеобразовательного процесса как сложного, системного, основанного  на единстве этнокультурных, исторических, социальных, психологических, конфессиональных компонентов, формирующего личность как гражданина Республики Казахстан и  субъекта конкретного этноса, воспринимающего окружающий мир сквозь призму национальной самобытности;

— понятие общности судьбы человечества, стабильности  общечеловеческих ценностей, важности духовной регуляции в общении, единении человеческой общности;

— на основе современных интеграционных процессов  целью образовательного процесса  является развитие полиэтнокультурной компетентности старших школьников – основы мира и согласия.

Философскими основами развития полиэтнокультурной компетентности старших школьников в условиях сельского образовательного кластера являются:

—  философское наследие русского евразийского движения двадцатого века  В. Вернадского, Л. Гумилёва, П. Карсавина, П. Савицкого,  Н. Трубицкова,  А.Чижевского и др.;

— философское наследие  Аль – Фараби, Ахмета Ясави, Юсуфа Баласагуни, Шакарима  Кудайбердыева и др.;

— педагогическое наследие Ы. Алтынсарина, А. Байтурсынова, М. Жумабаева и др.;

— этика ненасилия и «благоговения перед жизнью»  А. Швейцера;

— этнополитика Казахстана, материалы Ассамблеи народа Казахстана;

— научные труды этнопедагогов, этнографов, этнопсихологов и т.д.

Концептуальные положения деятельности сельского образовательного кластера по развитию полиэтнокультурной компетентности старших школьников следующие:

— полиэтнокультурная компетентность школьника – интегративное личностное образование, включающее знания этнических культур, принятие их отличий и ценностей, навыки социального взаимодействия, конструктивные способы поведения, осознание социальной ответственности за создание условий комфортной жизнедеятельности в многонациональной среде;

— полиэтническая аккультурация – процесс усвоения знаний, умений, навыков,ценностей этнических сообществ, необходимых для комфортной жизнедеятельности в среде представителей различных  этнических культур;

— полиэтническая культура старшего школьника –это системно – личностное образование, включающее знания, умения, ценностные ориентации и качества личности, обеспечивающие межэтническую интеграцию личности с сохранением её этнокультурной самобытности для продуктивной жизнедеятельности в многонациональной среде [3. с.44-45].

Исходя из концептуальных положений сельский образовательный  кластер ставит две задачи:

— сохранение этнической идентичности старших школьников;

— развитие полиэтнокультурной компетентности старших школьников в процессе аккультурации.

      С целью решения этих задач содержание и технологии образовательной среды сельского кластера  будут способствовать:

— осознанию  старшими школьниками ценности своей этнической культуры и на этой основе развитие интереса к иным национальным культурам;

— изучению государственного языка как объединяющего фактора, этнической культуры казахов, истории Казахстана как общей Родины;

— уважению к национальным культурам, языкам этносов социума, пониманию сущности мировых религий как неотъемлемой части культуры человека в многоконфессиональном полиэтническом государстве, мире;

— формированию целостного мировоззрения на основе знаний этнологии, этнополитики,  этнопедагогики,  ценностей открытого, гражданского общества.

Успешность деятельности образовательного кластера по развитию полиэтнокультурной компетентности старших школьников обеспечит использование технологического, аксиолого-гуманистического и культурологического подходов, а также принципов гуманизации, культуросообразности и ориентации на ценности и ценностные отношения.

Литература

  1. Гурьянова М.П. Социально – педагогический ресурс села как фактор его развития [Текст]//Педагогика. №4.– 20013. – С.34 – 40.
  2. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования [Текст] / А.В. Мудрик. – 8 – е изд.,  — М.: Издательский центр  «Академия», 2013. – 240 с.
  3. Слесарь М.В. Развитие полиэтнической культуры школьников в социально – культурной деятельности [Текст] / дис. канд. пед. наук: 26.12.14/ М.В. Слесарь. – Челябинск, 2014. – 192с.
  4. Шарай Н.А., Николаева, Л.Н., Вдовина Т.В. Образовательный кластер как интегративная система [Текст] //Педагогика. №8. – 2014. С.20-25.[schema type=»book» name=»СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА СЕЛЬСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КЛАСТЕРА РАЗВИТИЯ ПОЛИЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ» author=»Слесарь Марионелла Васильевна, Аккерман Олеся Александровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-13″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 6780

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх