Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

СМАРТ И РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Анотация:
Ключевые слова:                              
Данные для цитирования: . СМАРТ И РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Евразийский Союз Ученых. Педагогические науки. ; ():-.

В XXI веке стремительно развиваются технологии, окружающие нас устройства, которые делают нашу жизнь упрощенной и более интересной. В течение быстрого развития  информационно – коммуникационных технологий   конца прошлого столетия выросло новое поколение людей, для которых гаджеты: смартфоны, ноутбуки, планшеты и игровые приставки, одним словом «Smart — устройства» стали незаменимыми вещами в их жизни.

Люди стали учиться иначе, с использованием возможностей современных компьютерных технологий, особенно Интернет-ресурсов. Можно выделить ряд объективных причин, способствующих  смене парадигмы современного образования.

Во-первых, информация стала общедоступной. Не обязательно ехать в учебное заведение, чтобы получить новые знания, навыки и умения. Достаточно зайти в Интернет, где в огромном количестве представлено множество статей и видеоматериалов о том, как подключить новые программы к смартфону, планшету или сконструировать современную мебель, построить дом. Однако современному человеку приходится сталкиваться и с оборотной стороной этого явления. Объем информации, который циркулирует в обществе, возрастает в геометрической прогрессии. При этом возможности человека в обработке этой информации не изменяются пропорционально увеличению этого объема.

Во-вторых, существенно возросла скорость получения информации. В условиях доступности сети Интернет и большому количеству технических средств, которые находятся в его распоряжении, современному человеку гораздо проще воспользоваться поисковой машиной, чем открыть книгу. Вместе с этим возросла скорость обмена информацией. Характерно, что, информация, занесенная в Интернет, становится доступной большому числу пользователей.

В-третьих, информация фрагментирована. В повседневной жизни, мы получаем разрозненные части информации, которые приходят к нам из социальных сетей, СМИ, обучающих видео, семинаров и т.д. Мы окружены информацией, и каждый день перед нами стоит задача правильной ее фильтрации. Новые фрагменты знаний создаются ежесекундно.

Характерно, что рост объема информации, который измеряется символами, не влечет аналогичного роста количества информации, которое измеряется изменением неопределенности состояния системы. Данную ситуацию можно объяснить, тем, что вновь поступающая информация может быть дублирующей и противоречивой.

Таким образом, с одной стороны наблюдается возрастание объема информации, с  другой стороны, за многие тысячелетия ни объем человеческого мозга, ни его возможности  по преобразованию информации в знания объективно не изменились. Следовательно, человек не может преобразовать больше информации в знания, чем позволяет его мозг [5].

В таких условиях пересмотр подходов к высшему образованию, направленный на повышение эффективности обучения, стал осознанной необходимостью. Переход учебных заведений на СМАРТ-образование является одним из важнейших направлений грядущих изменений.

Процесс становления новых подходов к образованию символически можно разделить на три периода. В прошлом, единственным источником познаний для обучающегося был педагог. Целью институтов была подготовка экспертов для индустриального производства.

В настоящее время  знания передаются как от преподавателя к студенту, так и распространяются между студентами, что дает возможность создавать новейший уровень  получения информации. К тому же широко начинают применяться образовательные технологии, и преподаватели имеют возможность распространять знания не только в аудитории, но и в информационной среде. Современному бизнесу необходимы компетентные эксперты, приготовленные к сообществу самостоятельно добывающих знаний.

В будущем, основным источником познания для студента станет Интернет, технологии станут персонально ориентированными  и будут нацелены на создание  все новых и новых знаний. Процесс обучения будет направлен на перемещение фрагментов знаний во всех направлениях, как от студента к преподавателю и обратно, так и от студента к студенту. Выпускник станет не просто профессионалом в собственной области, у него появится возможность вливаться в бизнес-среду в виде партнера или предпринимателя.    

В Федеральном законе РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 07.05.2013) «Об образовании в Российской Федерации». В ст. 15, 16  обозначены основные положения сетевой формы реализации образовательных программ и их распространение с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий [6].

СМАРТ-образование (Smart-education) — осуществление образовательной деятельности в интернете на базе общих стандартов, технологий и соглашений, установленных между сетью учебных заведений и научно-педагогическим составом, принципиально новая образовательная среда; объединение усилий преподавателей, специалистов и студентов для использования всемирных знаний и перехода от пассивного контента к активному [4].

Как отмечает  О. Смолин, первый  заместитель председателя Комитета по образованию и науке Госдумы РФ, России необходимо решить две задачи. Первая – суметь применить современные технологии. Вторая – применить их так, чтобы они служили в интересах общества и человека, а не против них. О. Смолин уверен: российские программисты, наряду с индийскими и южнокорейскими, – одни из самых успешных в мире. По аналогии российские вузы, в случае успешного продвижения отечественных образовательных проектов за рубежом, зачастую могли бы приносить стране больше, чем нефть [2].

По мнению О.Смолина, благодаря принятому в феврале 2012 года ФЗ-№11, который расширил возможности использования электронных средств обучения и дистанционных образовательных технологий, Россия сможет войти в число тех стран, которые создадут у себя инновационное smart-общество.

Что касается финансирования российского образования, в 2013 году по сравнению с 2012-м инвестиции выросли на 3%. Однако в 2014 году по сравнению с 2012-м данный показатель немного снизился. В 2015 году объемы финансирования будут также на 2% ниже, чем в 2012-м году. То есть, с учетом инфляции расходы на образование фактически уменьшатся. Такими темпами образовательный прорыв не совершить. Россия финансирует свое образование «со скрипом»: на это из бюджета выделяется 3,5% от ВВП, в то время как, например, в Бразилии – 10%. «Разумеется, сегодня российское образование лучше бразильского, – говорит О. Смолин, – но долго ли это продлится – ведь уровни финансирования налицо?» [2].

Это не единственная причина торможения: нужны инициативы со стороны вузов, участие правительства, переосмысление гражданами ценности актуальных знаний и умений. Однако уже сейчас очевидно: реформирование образования является необходимым условием совершенствования правительства, бизнеса, инфраструктуры, здравоохранения – всего smart-общества [1].

Н.Прянишников, президент компании «Майкрософт» в России, полагает, что бурное развитие компьютерных технологий имеет две стороны «медали». С одной стороны, дает все возрастающую возможность обработки колоссального объема данных. С другой, – становится причиной угрозы всевозможных неприятностей: мошенничества, перегрузки различных систем, в числе которых и человеческий организм. Необходимо организовать правильное обучение населения в сфере информационно-коммуникационных технологий.

На пути к инновационному smart-обществу людей подстерегает три барьера:

— одни не могут найти работу,

— другие постоянно испытывают рабочие перегрузки и усталость;

— третьи, хотя и работают, не имеют возможности заниматься «своим» делом.

По мнению руководителя «Майкрософт» (Россия), основная задача на пути построения инновационного smart-общества – при помощи бурно развивающихся технологий раскрыть таланты самого человека. Для стран, где сформируется такое общество, Всемирный Банк определил прогнозную структуру национального богатства: только на 5% оно будет состоять из природных ресурсов, на 18% – из материального, производственного капитала, зато на 77% – из знаний и умений человека, которые станут по-настоящему ценными и будут определять будущее своего обладателя.

По словам В.П. Тихомирова, научного руководителя Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ): «Smart является предметом размышлений людей по всему миру». Размышления эти вызывают праведный вопрос: «Развитие компьютерной техники и различных технологий идет очень быстро, однако что оно нам дает?». Ни в экономике, ни в социологии, ни в культуре значительных прорывов нет. Однако надеется В.П. Тихомиров, скоро они должны случиться [2].

В течение ближайших десяти-пятнадцати лет можно ожидать появления следующих глобальных трендов в сфере создания и использования информационно-коммуникационных технологий:

  1. Интенсивные разработки новых информационно-коммуникационных технологий создадут эффект непрерывной информационной революции, которая будет проявляться в регулярном возникновении новых рынков в сфере информационно-коммуникационных технологий, с последующим перемещением на них капитала с традиционных рынков.
  2. Благодаря информационной революции возникнут новые бизнес-модели, которые заметно преобразуют корпоративный сектор во всем мире.
  3. Интеллектуальная собственность и права на новые цифровые продукты и услуги создадут новые зоны напряженности в межгосударственных отношениях.

К настоящему времени уже  сложились необходимые предпосылки для успешной реализации smart-образования:

  • созданы ориентированные на решение проблем smart- образования, информационно-программные средства;
  • получили развитие и распространение облачные технологии;
  • развиваются системы управления созданием образовательных ресурсов;
  • широкое распространение получил интернет;
  • практически ликвидирована компьютерная безграмотность;
  • проводится ряд исследований по использованию в образовании социальных технологий: сетевой социальный конструктивизм, ноосорсинг, краудсорсинг, аутстаффинг и др.;
  • созданы и функционирует ряд Международных программ, ориентированных на указанные выше проблемы.

Smart- education – это объединение учебных заведений и научно-педагогического состава для осуществления совместной образовательной деятельности в сети Интернет на базе общих стандартов, соглашений и технологий. То есть речь идет о совместном создании и использовании контента, о совместном обучении.

Умная система обучения означает гибкое обучение студента в интерактивной образовательной среде, позволяющее ему максимально быстро адаптироваться к окружающей среде, учиться в любое время и в любом месте на базе свободного доступа к контенту по всему миру.

СМАРТ-образование строится на персонифицированном подходе, основанном на учете следующих параметров каждого слушателя: текущий познавательный уровень, текущее эмоциональное состояние, предпочитаемые способы обучения, момент способности к обучению. Таким образом, мы получаем уникальную программу для каждого студента, которая будет доступна для его понимания. Это является одной из ключевых особенностей нового подхода к электронному контенту.

Можно выделить следующие преимущества СМАРТ учебного процесса:

— Инновационный подход к подаче учебного материала: формирование базы знаний и компетенций в ходе решения реальной сквозной бизнес-задачи, учебный материал изучается с целью решения разных модулей задачи.

— Динамический канал общения преподавателя и студента: функции преподавателя перераспределяются между учебником и тьютором, а студент является соавтором курса.

— Динамическое содержание: обновление материала без необходимости скачивать учебник заново.

 — Новые информационные технологии: применение облачных технологий хранения материала и информации об успеваемости студента (Tin Can API) [3, c.34].

Ключ к пониманию Smart-education – широкая доступность знаний.  В свою очередь цель умного обучения заключается в том, чтобы сделать процесс обучения наиболее эффективным за счет переноса образовательного процесса в электронную среду. Именно такой подход позволит скопировать знания преподавателя и предоставить доступ к ним каждому желающему обучаться.

Сегодня технологическое развитие ведущих университетов мира достигло такого предела, когда дальнейшее развитие информационной базы качественно нового изменения не принесет. Электронное обучение больше не является инновацией, в нем нет неясных позиций. Образовательный контент в свободном доступе для студентов, обеспечение обратной связи преподавателей и студентов, обмен знаниями между ними, автоматизация административных задач – это все относится к технологиям. Но что дальше? Что люди делают с этими технологиями, какой эффект получают? Эти вопросы лежат уже в разрезе Smart-education [3, с.34]. 

Концепция Smart-образования – это гибкость, подразумевающая присутствие огромного числа источников, многообразие мультимедиа, простую и быструю перестройку под уровень и необходимости слушателя. Smart-образование обязано обеспечивать управляемость, для того, чтобы учебное заведение могло гарантировать гибкость учебного процесса, и интегрированность, т.е. непрерывно насыщаться внешними источниками.

Главными целями новой модели образования выступает создание среды, обеспечивающей максимально высокий уровень конкурентоспособного образования за счет развития у слушателя знаний и навыков, на которые предъявляет спрос современное информационное общество, такими, как способность мыслить критически, оперативное и качественное решение проблем, сотрудничество, коммуникация.

В соответствии с введением новой концепции меняется  роль  и преподавателя,  и студента. В соответствии с технологией Smart-образования студент должен научиться самостоятельно находить требуемую ему информацию в открытых образовательных ресурсах. Smart курс должен, в основном, состоять из внешних источников и развиваться самостоятельно.

Таким образом, преподаватель, в соответствии с технологией Smart- образования, разъясняет студентам основополагающую и принципиально важную информацию. В первую очередь, на этой информации отрабатывается технология преобразования информации в знания. Дальнейшее обучение студента заключается в самостоятельном усовершенствовании технологии преобразования информации в знания. Разумеется,  самостоятельная работа студента выполняется под руководством и контролем преподавателя.

Университет в условиях СМАРТ- образования должен создавать условия для приобретения  новых знаний студентами самостоятельно. Таким образом, преподаватель становится не транслятором готовых знаний, а выступает в роли навигатора по бескрайнему информационному пространству.

В задачу СМАРТ-университета входит подготовка специалистов, обладающих коммуникативными и инновационными навыками в современном обществе. Качество учебного процесса, за счет применения современных технических средств, выходит на новый уровень. Как следствие, повышается эффективность процесса преобразования информации в знания.

Современный электронный учебный курс в СМАРТ-образовании приобретает новые характеристики. Учебные курсы должны быть интегрированными, то есть включать в себя и мультимедийные фрагменты и внешние электронные ресурсы. СМАРТ курс должен на 80% состоять из внешних источников, развиваться самостоятельно за счет подключений к различным каналам, позволять студенту создавать контент.

Среди требований к технологиям создания СМАРТ учебника — использование облачных технологий в процессе создания и использования smart  учебника, расширенные возможности использования мультимедийных средств, интерактивность образовательных инструментов, автоматическая фильтрация по уровню освоения материала (рейтинг знаний), подписка  на доступ и использование, групповая работа соавторов и читателей в интернет-пространстве, создание контента через личный кабинет студента.

Можно отметить следующие особенности электронного учебного материала:

  • Может быть использован в любое время и в любом месте.
  • Интегрирует весь контент прежде существовавших книг, справочников, словарей, включая видео и анимацию.
  • Сконцентрирован на студента, разработан для продвижения различных особенностей взаимодействия в процессе обучения, что позволяет студентам работать с соответствии с их потребностями и интересами.
  • Стоимость доработки существующего контента гораздо ниже по сравнению с традиционным контентом.
  • Удовлетворяет растущим потребностям студентов в обучении.
  • Более эффективны для отстающих студентов, чем традиционные учебные пособия..

Переход к СМАРТ-образованию потребует изменения схемы построения современной системы образования. В основе данной схемы должна лежать система мотивации, ведь именно мотивированный преподаватель будет создавать наиболее актуальные знания и активно участвовать в процессе развития дисциплины. Причем данный процесс должен носить не локальный, а распределенный характер, за счет чего к созданию новых знаний можно привлекать наибольшее число преподавателей, образующих своего рода сообщество.

Для формирования новой системы образования нужно создать следующие условия:

  1. Обеспечить доступ всех студентов к электронному учебному материалу.
  2. Организовать онлайн – уроки и аттестационные мероприятия онлайн.
  3. Создать среду, позволяющую безопасно и бесплатно использовать образовательный контент.
  4. Повышать профессионализм преподавателей, ведущих СМАРТ образование.
  5. Заложить основы в облачной технологии [3, с.35].

Вместе с тем, можно выделить следующие проблемы в использовании электронных технологий обучения при создании Smart-университета:

  1. Актуальность скорейшего внедрения Smart технологий в определенной степени зависит от типа преподаваемой дисциплины. Существуют дисциплины, в которых информация обновляется достаточно медленно. Например, математика, иностранный язык. С другой стороны, существуют дисциплины, в которых информация меняется очень быстро. Например, дисциплины, связанные с компьютерными технологиями. Для дисциплин второй группы скорейшее внедрение Smart-обучения является настоятельной необходимостью.
  2. Методология обучения компьютерным наукам при использовании электронных технологий, различается в зависимости от курса, на котором обучаются студенты. Студенты первого курса, в начале обучения, болезненно воспринимают необходимость самостоятельного получения значительного объема знаний. Школьная технология обучения не обеспечивает их подобными навыками. Студенты третьего курса относятся к использованию технологии Smart-обучения с явной заинтересованностью. Следует учитывать, что к третьему курсу формируются подмножества студентов, объединенных для совместного получения знаний. Слушатели, обучаемые в магистратуре, в состоянии использовать электронные технологии обучения на самом высоком уровне [5].

Анализ современных тенденций развития отечественного образования показывает, что в России SMART-образование применяется в ряде крупных университетов  с использованием передовых технологий,   созданием электронных образовательных ресурсов, исследованиями и разработкой новых инновационных подходов в подготовке специалистов новой индустриализации.

Список литературы:

  1. Бастрон Д. Отчет о Международном форуме «Мир на пути к smart-обществу» МЭСИ, 09.11.2012г.// https://es.slideshare.net/ssusere58270/smart-15095998
  2. Наука и жизнь// «Как нам построить Smart-общество?», 10.10.2012 // https://www.nkj.ru/news/21220/
  3. Невоструев П. СМАРТ  учебники в СМАРТ- образовании. Новая парадигма контента//Материалы международного конгресса  «Россия: от информационного общества к обществу знаний».  — М., 2014.
  4. Основы Smart-образования. СПГТЭУ
  5. Смирнов А.А. Роль компьютерной обработки информации в современном развитии общества. Влияние возрастания объемов информации на развитие общества. // Материалы международной научно-практической конференции «Ценности и интересы современного общества». — М., 2013.- С.171-176.
  6. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» type=»book» name=»СМАРТ И РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ» author=»Шубина Ирина Владимировна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-02″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 6780

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх