Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ БАКАЛАВРОВ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ БАКАЛАВРОВ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Мотивация и готовность к педагогической деятельности включаются в структуру профессиональной компетентности педагога помимо совокупности комплексов базовых (ключевых) и специальных (профессиональных) компетенций. Результаты проведенного теоретического исследования структурных составляющих профессионально-педагогической компетентности показывают, что Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.А. Адольф, Ю.Г. Татур и О.Г. Ларионова выделяют мотивационный компонент как обязательный элемент структуры компетентности [4]. А.А. Вербицкий и О.Б. Ермакова также акцентируют внимание на мотивационной основе деятельности учащегося, которая является взаимообусловленным развитием познавательных и деятельностных мотивов в процессе трансформации учебной деятельности в социально-практическую [2]. В понятие компетентности входят как когнитивный и операционально-технологический компоненты, так и мотивационная, эстетическая, социальная составляющие. «Это позволяет связать субъект с его деятельностью, актуализировать психологические профессионально-деятельностные составляющие, преодолеть ограниченность конструкта «знания, умения, навыки», апеллирующего, прежде всего к социальной или профессиональной реальности» [3, с.110].

В.А. Адольф выделяет мотивационный, целеполагающий, содержательно-оперативный и личностный компоненты в структуре профессиональной компетентности учителя [1].

Мотивационный компонент профессиональной компетенции учителя детерминирован системой его побудительных сил, определённых потребителей, притязаний, поощрений.

Целеполагающий компонент профессиональной компетенции учителя включает в себя доминанту его педагогического менталитета и мировоззрения, систему его личностных смыслов, содержание которых ориентировано на изменение ценности педагогической деятельности.

Содержательно-оперативный компонент в профессиональной компетентности характеризует его как творца, исследователя, конструктора.

В личностном компоненте выделяется принятие-непринятие той или иной методики, характер ориентированности и творческий потенциал [1].

Особый акцент делается на мотивационной стороне деятельности преподавателя и на его творческих способностях, поскольку наблюдается прямая зависимость между процессуальным и мотивационно-потребностным компонентом профессиональной деятельности: «чем прочнее и стабильнее профессиональная мотивация, тем выше показатели профессионализма» [5, с.56].

Учитывая специфику психолого-педагогической подготовки студентов в системе высшего образования и результаты диагностики их мотивации, Е.В. Андриенко выделяет следующие возможности сохранения, формирования и усиления мотивации учебно-познавательной деятельности студентов:

  • преобразование типа мотивации (ситуации успеха);
  • расширение и изменение круга учебно-познавательной деятельности (интерактивные формы обучения, инновационные технологии и оптимальная организация самостоятельной работы);
  • учет динамики мотивации студентов в процессе обучения (сохранение положительной мотивации в течение всего периода обучения в вузе);
  • поддержка и развитие качества содержание обучения (введение курсов и новых требований, предъявляемых развитием общества);
  • обеспечение посильности выполнения учебных задач и доступности содержания;
  • развитие профессиональной мотивации преподавателей (отношение преподавателя к студентам как к способным, активным, интеллектуальным субъектам учебного процесса, которые могут выполнять задания на высоком уровне трудности);
  • взаимосвязь доминирования текущего контроля и режима позитивных подкреплений (преобладание упреждающего и текущего контроля, а не контроля по результатам);
  • развитие внутривузовских и межвузовских соревновательных форм учебно-познавательной и научной деятельности студентов (больше уделять внимания информированию об учебных и научных достижениях студентов с привлечением современных психолого-педагогических технологий);
  • сотрудничество факультетов с образовательными учреждениями (с педагогическими профильными классами и профильной подготовкой);
  • использование потенциала профессиональных практик (специфика усложнения заданий от практики к практике и подведения итогов) [1, с.110].

Несомненно большая часть из вышеперечисленных критериев реализуется в процессе прохождения профессиональных практик студентами. В соответствии с новыми образовательными стандартами производственная практика бакалавров подразделяется на два этапа: педагогическая и научно-исследовательская (преддипломная). Второй этап практики проводится в завершении обучения на бакалавриате, когда студенты уже готовы к самореализации в качестве педагога и апробируют на практике свои теоретические изыскания. Теоретический и практический материал, собранный в процессе прохождения педагогической практики, часто становится фундаментом для выполнения курсовых и дипломных работ, а в дальнейшем базовым материалом при повышении квалификационной категории молодого педагога.

Теоретической базой подготовки студентов к педагогической практике является обеспечение целостности учебно-воспитательного процесса вуза, укрепление в личности студента творческих начал, повышение его мотивации к познанию и приобретению педагогического опыта, к самосовершенствованию.

Особое значение в развитии профессиональной мотивационной сферы имеет первая летняя педагогическая практика, которая предоставляет большие возможности для реализации творческих подходов в профессии и способствует становлению профессиональной компетентности будущего педагога.

Подготовка к летней практике в Куйбышевском филиале НГПУ начинается ранней весной со Школы вожатского мастерства, проводятся творческие самопрезентации оздоровительных лагерей – постоянных баз с целью организации временного трудоустройства и прохождения студентами летней педагогической практики, организуются ежегодные инструктивные сборы вожатых. Опытные преподаватели и вожатые-профессионалы (инструкторы) дают студентам хорошую методическую базу и позитивный настрой на предстоящую летнюю педагогическую практику. Согласно плану дня и определенной тематической программе, студенты ежедневно участвуют в различных практикумах и мероприятиях. Все участники по окончанию работы сборов получают сертификаты школы подготовки вожатых.

Традиционно студенты 3 курса всех факультетов готовят творческий отчет по результатам летней педагогической практики в детских оздоровительных и пришкольных лагерях. Выступления вожатых со своими воспитанниками всегда яркие, искрометные, с презентацией незабываемых моментов летней практики.

В филиале уделяется внимание развитию межвузовских и внутривузовских соревновательных форм педагогической деятельности студентов, которое реализуется в конкурсах «Вожатый года», его победители в дальнейшем имеют возможность поработать во всероссийских детских центрах («Орленок», «Смена», «Океан») и «Ступени профессионального мастерства» для студентов старших курсов, организуемых с целью формирования педагогических компетенций будущих учителей и мотивирования студентов к развитию качественной педагогической деятельности в будущей профессии. Итоги этих событий регулярно освещаются на сайте филиала, где также проводятся консультации групповых и факультетских руководителей для студентов, проходящих практику по месту жительства в сельских школах районов Новосибирской области. Посредством электронной почты рецензируются конспекты уроков, проводится их анализ и даются рекомендации по проведению экспериментального обучения для выпускной квалификационной работы. В своем отчете по результатам педагогической практики многие студенты отмечают компетентную своевременную поддержку преподавателей вуза.

Для того, чтобы облегчить вхождению в профессию на первом педагогическом этапе и стать компетентным педагогом студентам-бакалаврам предлагается разработать программу элективного курса по предмету и апробировать её на практике. Элективный курс считается одним из эффективных методов активизации деятельности современных школьников. Для освоения программы элективного курса студенты-практиканты активно используют метод проектов, предложенный Уильямом Килпатриком (1918), в основе которого лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и умения и ориентироваться в информационном пространстве.

Во время прохождения педагогической практики студенты факультета психологии работают по основным направлениям деятельности педагога-психолога. При проведении диагностики студенты хорошо понимают и соблюдают основные принципы психологической работы с детьми в своей педагогической деятельности. Достаточно профессионально формулируют гипотезы, подбирают диагностический инструментарий, интерпретируют результаты, выявляя проблемные и ресурсные зоны.

Студенты взаимодействуют не только с детским, но и с педагогическим коллективом. Активно сотрудничая с учителями во время проведения консультации, практиканты проявляют профессионально-важные качества: ответственность, эмпатию, умения конструктивного ведения диалога. Но данный вид деятельности вызывает у практикантов школ затруднение, они часто ограничиваются директивной выдачей рекомендаций.

На итоговых конференциях по педагогической практике студенты отмечают удовлетворенность работой в качестве педагога-психолога, заявляют о том, что работа очень большая, трудоемкая и ресурснозатратная.

Следует отметить актуальность и профессионализм студентов при проведении социально-психологических исследований в образовательных учреждениях. Разрабатывая перспективный план, практиканты определяют задачи психолого-педагогического сопровождения и планируют основные направления работы со всеми субъектами образовательного учреждения, учитывая возрастные особенности детей и используя интерактивные формы взаимодействия.

Наши студенты доказывают перспективность и эффективность использования мультимедийных презентаций, слайд-шоу, интерактивной доски и других инновационных методов преподнесения нового материала на уроках. Уроки становятся яркими, необычными, познавательными, а самое главное – продуктивными, и ученики с удовольствием включаются в активную творческую деятельность. Таким образом происходит расширение и изменение круга учебно-познавательной практической деятельности студентов.

Традиционно студенты всех факультетов филиала во время педагогической практики проводят занятия по профилактике наркотической и алкогольной зависимости в рамках совместного проекта «Линия жизни» с Отделом молодежной политики. Хорошее качество использованного материала, умение студентов коммуницировать с подростковой аудиторией, отмечают учителя при проведении выездных мероприятий для школьников Куйбышевского района области.

Налаживается дальнейшее развитие сотрудничества факультетов с общеобразовательными учреждениями, которые являются постоянными базами практики наших студентов. Организуются совместные проекты, конференции, семинары, круглые столы и дружеские встречи. Учителя не только всесторонне анализируют деятельность студентов на практике, но и высказывают свои пожелания по совершенствованию обучения студентов методике преподавания специальных дисциплин, организации и проведению педагогической практики. Уделяется внимание информационной грамотности современного учителя, какие требования предъявляет школа к молодому специалисту, каким образом должны участвовать учителя в процессе педагогической практики, какими компетенциями должен обладать молодой специалист, чтобы быть готовым работать в современной школе.

Включение в содержание педагогической практики индивидуальной работы студентов с отстающими и одаренными учениками является важным тренингом профессионального общения будущих учителей.

Портфолио студента является обязательным компонентом отчётной документации бакалавров по итогам каждой педагогической практики. Этот документ отражает этапы развития студента и результаты его самовыражения. Системное применение данной аналитико-оценочной технологии обеспечивает качественное накопление информации, необходимой для своевременной фиксации реальных изменений и роста профессионального мастерства будущего педагога.

Все вышеперечисленные пути позволяют не только развивать, но и проанализировать и обобщить результаты своей педагогической деятельности на основе всестороннего системного осмысления, что, несомненно, является способом определения направлений и стимулом дальнейшего профессионального развития.

Перспективное направление модернизации профессиональной подготовки учителя – совершенствование содержания и форм образовательной деятельности студентов. Все эти компоненты могут быть эффективными лишь в сочетании с личной заинтересованностью и активной совместной деятельностью студентов, преподавателей и учителей.

Следует отметить, что у наших студентов есть не только потенциал, но и желание посвятить себя педагогической деятельности. Проведенный мониторинг практики как средства диагностики качества профессиональной подготовки студентов-выпускников вуза показал, что в среднем около 60% всех выпускников осознали, что специальность полностью соответствует их интересам и они имеют желание связать свою будущую профессию с полученным образованием, 17 % определились с будущей работой, у 7 % место прохождения практики совпадает с местом будущей работы.

В целом содержание и динамика педагогических практик, формы их организации и условия реализации в совокупности оказывают позитивное влияние на развитие мотивационной сферы студентов к ориентации на профессию педагога.

Список литературы:

  1. Андриенко Е. В. Педагогический профессионализм: монография. Новосиб. гос. пед. ун-т. — Новосибирск: НГПУ, 2011. – 188 с.
  2. Вербицкий А.А., Ермакова О.Б. Школа контекстного обучения как модель реализации компетентностного подхода в общем образовании // Педагогика. – 2009. — №2. – С.12-18.
  3. Грачев В.В., Жукова О.А., Орлов А.А. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании // Педагогика. – 2009. — №2. – С.107-111.
  4. Кравченко Е.В. Становление профессионально-педагогической компетентности педагога нового уровня. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2013. — 115 с.
  5. Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология: Учебное пособие. — М.: Академический Проект, 2004. – 560с.[schema type=»book» name=»РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ БАКАЛАВРОВ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» author=»Кравченко Елена Владимировна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-08″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot thailand slot gacor 2023 slot dana jendralsmaya slot dana slot server luar demo slot slot deposit pulsa slot gacor
404: Not Found